Классный час "Моя семья и семейные ценности"
классный час (3 класс) по теме

"Моя семья и семейные ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Моя семья и семейные ценности"

21.11.2012, 14:00

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” 
Л.Н.Толстой 
Классный час 
«Моя семья и семейные ценности» 
Цели 
1. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. 
2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников. 
3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи, формирование способности быть хорошим семьянином. 
4. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей. 
5. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа. 
6. Осознание ценности семейных отношений. 

Оформление классного часа 
Фотографии, картинки, плакаты на тему «Семья», «Материнство», «Детство», рисунки детей 

Не тот отец-мать, кто родил, 
а тот, кто вскормил, 
да вспоил, да добру научил… 
Народная мудрость 
Ход классного часа 
1. Вступительное слово учителя. 
Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья? 
(Дети высказываются) 
Классный руководитель. Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы? 
Примерные ответы детей: 
– У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь. 
– Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу: «уйди, не до тебя!» 
– Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом. 
– Многие дети не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы, какое же счастье? 
– Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей. 
Классный руководитель. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья. 
– Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? 
– Зачем вообще люди вступают в брак? 
Примерные ответы детей: 
– Для продолжения рода. 
– Чтобы вести совместное хозяйство (в старину). 
– Жить друг без друга не могут. 
– По традиции, чтобы быть не хуже других. 
– В поисках материальной выгоды. 
– Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру). 
Классный руководитель. Слово «брак» употребляется в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время. 

2. Работа с понятиями («семья», «брак», «супружество») 
Классный руководитель. Говоря о семье, мы употребляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс Работа с понятиями «брак», «семья», «супружество» 
– Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге. 
– Семья – это "общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи”*)3 

Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке? 
Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать? 
3. Семья. 
Родительский дом, семья для человека – островок надежности и стабильности в современном мире. Если говорить о поддержке, то нужно начать именно с этого самого важного для человека. Что же такое семья? 
Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие по духу вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. 
(Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.) 
Семья 
Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волненье и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья! 

Кто входит в состав семьи? 
Конечно, это родители и дети. И если задать вопрос любому родителю, что для них самое важное в жизни, большинство не задумываясь ответит: «Счастье детей». Родители счастливы, если счастливы их дети. 
Любили тебя без особых причин 
За то, что ты - внук, 
За то, что ты - сын, 
За то, что малыш, 
За то, что растёшь, 
За то, что на папу и маму похож. 
И эта любовь до конца твоих дней 
Останется тайной опорой твоей. 

Родители заботятся о вас, растят вас, переживают за вас, любуются вами, гордятся вашими достижениями. Они называют вас «цветами жизни». И у меня для вас задание: Представьте себя в образе какого-нибудь цветка и нарисуйте его за 5минут. Рисунки подпишите. 

4. Анкета «Моя семья» 
1. Семья – это…….. 
2. Мои родители – это…. 
3. Свет в окнах моего дома – это 
4. Радость в моей семье – это…. 
5. Горе моей семьи – это…. 
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…. 
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью… 
8. Мне бы хотелось, чтобы в моей будущей семье…. 
9. Считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это… 
10. Больше всего мои родители боятся, что….. 
11. Я благодарен родителям за то, что…. 
12. Если бы я был волшебником, и у меня оставалось только одно желание, я бы изменил в своей семье….. 

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке.*)1 Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России. 
И в то же время, по ряду исследований ценностей подростков, проведенных 1999 по 2001 год, счастливую семейную жизнь и взаимопонимание в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые. *)2 


Классный руководитель. Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам – «Совет да любовь!» 
От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь. 

Семья – это то, что мы делим на всех, 
Всем понемножку и слёзы, и смех, 
Взлёт и падение, радость, печаль, 
Дружбу и ссоры, молчанья печать. 
Семья – это то, что с тобою всегда. 
Пусть мчатся секунды, недели, года, 
Но стены родные, отчий твой дом – 
Сердце навеки останется в нём! 

5. АМО. Дерево добра и зла. Каждая семья имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые составляют нравственную ценность человека и должны воспитываться в семье. Эти качества мы запишем на зелёных листочках, и прикрепим к зелёному дереву. 
(доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение) 
Качества , которые не нужны в семье, от которых человек должен избавляться, мы напишем на синих листочках и прикрепим к синему дереву.(на них написано: зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть). 
У нас получилось два дерева: дерево добра и дерево зла. 


6. Учитель. 
Человек устроен так, что в самом начале жизни он нуждается в помощи: его растят родители, дедушки и бабушки. К старости человек становится слабым и беспомощным, ему снова нужна помощь, теперь уже людей молодых. Бабушки и дедушки ваши прожили долгую жизнь, к их советам нужно прислушиваться, уважать мнение людей старшего возраста, заботиться о них. Нельзя бросать стариков на произвол судьбы, оставлять в домах престарелых и социальных палатах. Каждый человек должен помнить о том, что когда-нибудь и он состарится, и собственные дети отнесутся к нему так же, как он к своим родителям. 
8. Учитель. В каждой семье существуют традиции – семейный отдых на море или в горах, совместное украшение новогодней ёлки, празднование дней рождения, посещение музеев, театров, занятия спортом. 
Я прошу вас, ребята, рассказать о традициях вашей семьи. 
(- рассказы учащихся) 
9. Учитель. Ребята. Ваши родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры, конечно, имеют какое-нибудь хобби, любимое занятие: коллекционирование марок, значков, открыток, вышивка, вязание, бисероплетение, рисование, пение, игра в шашки, шахматы. Расскажите об увлечениях вашей семьи. 
(рассказы учащихся) 
Анкета. 
1. Уверен ли ты, что у тебя с родителями взаимопонимание? 
2. Спрашиваешь ли ты совета у родителей? 
3. Знают ли родители твоих друзей? 
4. Помогаешь ли ты по дому? 
5. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников? 
6. Обсуждаете ли вы с родителями книги, фильмы, телепередачи? 
7. Бываете ли вместе в театре, на выставках, концертах? 
8. Участвуете ли вы с родителями в совместных походах, прогулках? 
9. Любишь ли ты своё свободное время проводить дома? 
10. Интересуешься ли ты работой своих родителей? 

10. Заключительное слово. 
Классный руководитель. Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине 21 века в России будут миллионы счастливых многодетных семей. 

11. Подведение итогов. 
Классный руководитель. Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «супружество»? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Классный час " Семья и семейные ценности"

Методическая разработка содержит текстовый материал, презентацию....

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Классный час "Семья и семейные ценности" (4 класс)

Классный час по теме: "Семья и семейные ценности" был проведён в 4 классе  1 сентября  2012г. Цель данного меорприятия: воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважени...

Классный час "Семья и семейные ценности"

Классный час проходил 1 сентября 2012г. Конспект содержит подробный материал для проведения беседы с родителями и учениками на тему воспитания семейных ценностей. Есть возможность обменяться опытом во...

классный час Семья и семейные ценности

Дети узнают, что такое семья. Какими качествами обладает семья....

Классный час "Семья и семейные ценности"

беседа с детьми и родителями...