Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»
статья

Савельева Светлана Сергеевна

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская конференция учителей

Тарбагатайского района 2019 год

МБОУ «Селенгинская СОШ»

 Савельева Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

 «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»

(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги. От души приветствую вас на ежегодной районной педагогической конференции. Примите самые искренние пожелания: здоровья, внутренней стойкости, профессиональной чуткости, житейской мудрости и оптимизма.

(Притча) Когда родился первый учитель на земле к его колыбели спустились 3 ангела.

И сказал первый ангел: «Ты будешь вечно молод, потому, что рядом с тобой всегда будут дети»

Второй ангел промолвил: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям»

Третий ангел пророчил: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».

Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

Известно, что самыми сложными являются первые годы работы, так как именно они в огромной степени влияют на профессиональное развитие личности. Именно этот период психологи считают своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде и также в первые годы работы происходит профессиональная адаптация личности.

«Профессиональную адаптацию специалистов» психологи определяют, как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива.         

Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.

(слайд 2) Профессиональная адаптация молодого педагога - это непрерывно продолжающийся, постоянный идущий имеющий свою динамику и особенности процесс. Ее успешность зависит от многих обстоятельств. Ведущую роль играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, к своим служебным обязанностям.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – первый год их работы. Этот первый год работы может укрепить его веру в свои силы, а может стать источником разочарования.

В 2015 году после окончания БРПК, я начала свою профессиональную деятельность в Селенгинской школе учителем начальных классов. И здесь начались трудовые будни: составление программ, воспитательный план, журнал…

(слайд 3) Я, как молодой специалист столкнулась с некоторыми проблемами:

- оформление документации;

- отсутствие педагогического опыта;

- недостаточное владение методами и приемами обучения;

- налаживание отношений с педагогическим коллективом;

- выстраивание добродушных отношений с учащимися и их родителями;

- ведение классного руководства;

- ежедневная подготовка к урокам;

- учебная нагрузка (она либо недостаточная, либо слишком большая для начинающего учителя);

- отсутствие жилья;

- невысокая зарплата.

Моя профессиональная адаптация характеризовалась высоким эмоциональным напряжением. В период адаптации у меня были ошибки, я испытывала многочисленные неудачи. Особые волнения доставляли первые уроки, встреча с родителями. Впечатления от них остались в памяти на всю жизнь.

Важно отметить, что педагогическая деятельность молодого педагога насыщена напряженными ситуациями и различными факторами, которые требуют повышенного эмоционального реагирования.

Но профессиональный долг обязал меня принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

Профессиональный опыт, который я получила в первый год работы, помог укрепить мне веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого на мой взгляд, нет полноценного освоения профессии.

(слайд 4) Ведь профессия педагога - это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

(Далее фото с 5 по 29 слайд по очереди)

С первых дней работы меня познакомили с педагогическим коллективом, разъяснили права и обязанности, определили рабочее место, ознакомили с условиями работы, с требованиями организации учебного процесса, системой отчетности в учебном заведении, поставили в позицию равноправного члена коллектива.

Решить проблему адаптации помогла мне созданная в школе система наставничества. Наставник - это: профессионал, навигатор, эталон, консультант. Именно наставник помог мне определить трудности, проблемы, наметить совместную программу работы.

Моим наставником является - Емельянова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, стаж которого свыше 30 лет. Она посещает и анализирует мои уроки, оказывает грамотную методическую помощь в подготовке открытых уроков, внеклассных мероприятий. В любой ситуации подскажет и поддержит.

Наставник совместно с завучем оказали помощь в составлении календарно - тематического планирования по предмету, правильно сориентировали в потоке методической информации, рассказали о структуре современного урока и его конструировании, познакомили с порядком проверки тетрадей с критериями оценивания, помогли при проведении внеклассной воспитательной работы и так далее.

Благоприятное вступление и успешные контакты с детьми определили дальнейшее профессиональное благополучие.

И какое наслаждение я испытала, когда появились первые победы!

– участница «Республиканской олимпиада по русскому языку»,

- призер II межшкольной олимпиады «Формула успеха» по предмету окружающий мир.

- ребята получили значки отличия всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

золотым знаком 1 чел.

серебряный 3 ученика

бронзовый 2 ученицы

Сейчас я являюсь классным руководителем 2 класса. Мы с ребятами с первого класса принимаем участие в Районном конкурсе Дети. Техника. Творчество и занимаем призовые места. Принимали участие в межшкольном литературном фестиваль к 250 летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. 

За время работы в школе мною выданы 4 открытых урока, одно совместное мероприятие с Емельяновой О.В. на тему «Берегите близких» на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе. 5 открытых мероприятий для школьных педагогов.

Моему профессиональному росту также способствовали:

- курсы повышения квалификации, самообразование

-участие в работе Республиканского семинара «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся» в г. Улан-Удэ и «Республиканского методического семинара молодых учителей общеобразовательных организаций Республики Бурятия «Возможности учебных занятий в становлении молодого учителя» г. Гусиноозерск.

Закончить свое выступление мне хочется пожеланиями для молодых педагогов:

Будьте активными, поощряйте себя за успехи, будьте готовы к сотрудничеству. Пусть на ваших уроках рождаются истины, совершаются открытия, покоряются вершины. Столкнувшись с трудностями, не сдавайтесь!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо...

Тренинг "Есть контакт !"(семинар" Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов")

Тренинг  – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения. Если говорить простыми словами, это групповое заняти...

Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого педагога.

В течение последних лет одной из острых проблем образовательной системы России стало отсутствие связи между поколениями преподавателей. Особенно это сказывается на тех, кто только начинает свою карьер...

Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов

Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...

Программа профессионального развития молодого педагога «Через тернии-к звёздам»

laquo;Собраться вместе – это начало,Оставаться вместе – это прогресс!Работать вместе – это успех!»Основные направления программы включают: - Методическое сопровождение: и...

Индивидуальный план профессионального развития молодого педагога Лебедевой Анастасии Витальевны

Молодой специалист, когда приходит на работу в школу, сталкивается с рядом трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности: это и вливание в новый коллектив, и работа с класс...

Индивидуальный план профессионального развития молодого педагога Ведельской Юлии Николаевны

Задача педагога – наставника – помочь наставляемому в решении проблемных ситуаций. С помощью коуч – технологии «Системы координат Рене Декарта» проработали ряд вероятных ...