ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме
Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в начальной школе - это условия развития личности в культуросообразной среде.
Учитель только тогда сможет создать благоприятные условия для развития положительных качеств каждого ученика, если сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда.
Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, который связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отношением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.
Личность педагога рассматривается как важное условие, определяющее успешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профессионализма.
Младшие школьники относят учителя в круг высоко значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Учителю начальных классов необходимо следовать научно обоснованному воздействию на ребенка, воплощая общечеловеческие ценности, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.
Следует отметить, что наряду с процессом передачи детям знаний всегда происходит передача личностного плана педагога, причем не только положительного, но и негативного характера. Поэтому знания, умения и навыки - лишь элементарные основы учителя, а проявления его естественного и гармоничного поведения в контексте современной культуры, на уровне высокой духовности - более высокий и продуктивный уровень развития его профессиональной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тажбулатова Р.А.,
учитель начальных классов
МОУ «Междуреченская СОШ»
2009г.
Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь ной школе - это условия развития личности в культуросообразной среде.
Учитель только тогда сможет создать благоприятные условия для развития по ложительных качеств каждого ученика, если сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда.
Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, кото рый связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отно шением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.
Личность педагога рассматривается как важное условие, определяющее ус пешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профес сионализма.
Младшие школьники относят учителя в круг высоко значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Учителю начальных классов необходимо следовать научно обоснованному воздействию на ребенка, воплощая общечелове ческие ценности, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.
Следует отметить, что наряду с процессом передачи детям знаний всегда происходит передача личностного плана педагога, причем не только положительного, но и негативного характера. Поэтому знания, умения и навыки - лишь элементар ные основы учителя, а проявления его естественного и гармоничного поведения в контексте современной культуры, на уровне высокой духовности - более высокий и продуктивный уровень развития его профессиональной деятельности.
Большинство сегодняшних педагогов имеют множество проблем личностного плана, что делает их не только незащищенными и уязвимыми в повседневной жиз ни, но и не позволяет эффективно решать профессиональные задачи.
Основой личностно-профессионального развития учителя начальных классов являются педагогические ценности. Они выступают в качестве ориентиров, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества в качестве цели, идеала.
Личность самостоятельно определят для себя ранг ценностей, т.к. всякая цен ность характеризуется двумя свойствами - функциональным значением и личност ным смыслом, т.е. отношением к потребностям человека. По мере изменения по требностей общества, школы, личности переосмысливаются и педагогические цен ности.
Возникает вопрос: какие же ценности являются приоритетными для совре менного начального образования?
Происходящие в современном обществе преобразования ориентированы на глубокое переосмысление роли и значения человека, признание человеческой лич ности в качестве важнейшей общественной ценности. Основой современной стра тегии образования является его гуманизация, суть которой заключается в призна нии абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Поэтому образование и вос питание состоят не столько в передаче знаний, сколько в развитии внутренних свойств личности с ориентацией на индивидуальность ученика. В обучении центр тяжести постепенно переносится с субъект-объектных отношений между учителем и учеником на субъект-субъектные, в которых учитель и ученик признаются равно правными участниками образовательного процесса, ведут совместный поиск цен ности и смысла в изучаемой проблеме. Следовательно, высшей ценностью воспи тания является личность ребенка.
Однако чтобы эта ценность вошла в сознание педагога, в систему его лично стных ориентиров, необходимо раскрепощение самого педагога, смена его образа мыслей и поступков. А это связано с проявлением нового мышления, которое нель зя обеспечить ни путем совершенствования навыков и умений, ни путем разработки и внедрения в процесс обучения новых экспериментальных программ и самых со временных технических средств.
С опорой на исследования К. Роджерса можно полагать, что работа в данном направлении должна основываться на перестройке определенных личностных ус тановок учителя начальных классов, реализующихся в процессе его межличностно го взаимодействия с обучающимися. Роджерс выделяет три основные установки.(Слайд 3)
Первая из них, называемая подлинностью, предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность транслировать их в межличностном общении с учениками. Иными словами, в отношениях с учениками учитель может выступать реальным, «живым» человеком, он может испытывать скуку, интерес с учениками, может сердиться на них, симпатизировать им. Однако, делясь своими чувствами, он не должен приписывать их детям и воплощать в суж дения оценочного плана. Например, учитель рассердился на ученика и говорит: «Ты глупый и бездарный ребенок!». В этом случае педагог не делится своими чув ствами, а дает оценку, вызывающую у ребенка обиду, гнев или страх.
Вторая установка, описываемая терминами «одобрение», «принятие», пред ставляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого обучающегося. Суть ее - одобрение ученика как небезупречного человека, которому свойственны различные чувства, различные черты.
Третья установка - «эмпатическое понимание». Она выражается в видении учителем внутреннего мира и поведения каждого обучающегося с его внутренней позиции, как бы его глазами.
Необходимым условием личностно-профессионального становления учителя начальных классов является свобода. Ее внешним проявлением для педагога является возможность выбора педагогической концепции, которая лежит в основе его профессиональной деятельности педагогического кредо, стиля педагогической деятельности.
Как правило, в педколлективах взаимодействуют педагоги разного уровня профессиональной подготовки. В нашей школе МО в 2008-2009 году было 4 учителя начальных классов: 3 опытных специалиста и молодой учитель.
В 2009—2010 г.г. произошли изменения: 1 опытный наставник и 3 молодых учителя. Поэтому одной из целей нашего МО является формирование у молодых педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА 2008- 2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цели и задачи:
Формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи:
- изучение технологии современного урока и связанных с этим проблем;
- повышение методической грамотности молодых специалистов;
- приобретение навыков диагностики получаемых результатов в соответ ствии с намеченной целью;
- анализ затруднений, вычисление и постановка проблемы, поиск путей ее преодоления;
- выработка практических навыков ведения урока через тренировочные занятия;
- развитие творческого потенциала молодых педагогов и формирование навыков научно-исследовательской работы;
- формирование потребностей в профессиональном самовоспитании и самовыражении, новаторстве. (Слайд 4)
Тема «Знания и умения учителя - залог творческого успеха учащегося»
Заседание 1 (август-сентябрь) (слайд 5)
1. Принятие программы МО учителей начальных классов в работе с молодыми педагогами.
- Знакомство с локальными актами:
- положением о проверке дневников;
- положением о проверке тетрадей;
- положением о заполнении классного журнала;
- положением о дежурном классе и дежурном учителе.
3. Анкетирование (микроисследования);
- «Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации»;
- «Причины, побудившие учителей к повышению квалификации».
Практический выход: методические рекомендации по организации педагоги- сотрудничества в учебно-познавательной деятельности.
Заседание 2 (октябрь) (Слайд 6)
1. Помощь в составлении плана воспитательной работы, планирование трудных тем, программ и тем сопутствующего повторения.
2. Интеллектуальная игра-конкурс «Карусель» (творческая мастерская). Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:
- требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке;
- описание различных типов и форм уроков.
3. Практикум «Самоанализ урока».
4. Уроки и внеклассные мероприятия учителей муниципального образова тельного учреждения «Междуреченская СОШ». (Леончик В.А., Дюба М.М., Радочина Г.В., Тажбулатова Р.А.)
Практический выход: творческая мастерская на базе Междуреченской СОШ.
Заседание 3 (ноябрь) (Слайд 7)
1. Доклад «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности уча щихся». Открытый урок членов творческой группы.
2. Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:
- описание способов организации работы учащихся с учебником и учеб ными текстами;
- описание различных видов лекций (проблемная, «лекция-провокация» и т.д.).
3. Игра-тренинг «Камертон» (каждый участник показывает свои варианты начала урока).
Практический выход: открытый урок учителя школы Радочиной Г.В.
Тема «Самостоятельный творческий поиск» (Слайд 8)
Заседание 1
«Проблемы. Поиск, Перспективы. «Перспективная начальная школа». Творческая мастерская «Развитие устной и письменной речи учащихся I ступени».
Практический выход: семинар-практикум на базе школы.
Заседание 2
«Развитие творческих способностей учащихся в ГПД. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в режиме ГПД».
Практический выход: открытые занятия и мероприятия по самоподготовке учащихся. (Тажбулатова Р.А.)
Тема «Выбор индивидуальной линии» (Слайд 9)
Занятие 1
Творческая деятельность учащихся на уроке: формы, методы и перспективы. Практический выход: творческая мастерская учителя начальных классов. (Дюба М.М.)
Занятие 2
Использование приемов современных педагогических технологий с позиции здоровьесбережения как основа реализации программы «Качество образования». Практический выход: семинар-практикум, методические рекомендации.
Занятие 3
Технология реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач на уроке.
Практический выход: открытый урок.
Тема: «Интеграция обучения, воспитания, развития в единый педагогический процесс. Личностно ориентированное образование» (Слайд 10)
Занятие 1
Создание благоприятного нравственно-психологического климата на уроке, основанного на гуманистическом отношении педагога и обучающегося друг к другу, Педагогическое общение.
Практический выход: семинар-практикум.
Занятие 2
Развитие интереса на уроках информатики у учащихся начальных классов.
Практический выход: методические рекомендации.(Тажбулатова Р.А.)
Занятие 3
Деятельностный метод обучения
Практический выход: педагогический совет «Современные технологии обучения», открытый урок.(Радочина Г.В.)
Занятие 4
Обучение технологии реализации образовательных, воспитательных и разви вающих задач современного нетрадиционного урока учителей начальных классов.
Практический выход: открытые уроки, методические рекомендации (Леончик В.А.)
Таким образом , исходя из всего вышесказанного можно вывести следующую модель становления молодого педагога. (Слайд 11)
Модель становления молодого педагога
Анализ затруднений
Вычисление и постановка проблемы
Обмен опытом с другими членами МО через конференции и семинары
Педагогическая деятельность, создание собственного опыта
Теоретические занятия
Тренировочные практические занятия
Помощь в организации самообразования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности
Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-548579-1418270506.jpg)
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию...
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов на первую квалификационную категорию.
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника представляет собой демонстрацию системы или отдельных компонентов педагогической деятельности, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-1157677-1566767044.jpg)
Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»
В ходе семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641549-1433848209.jpg)
План работы профессионального обучающего сообщества План работы профессионального образовательного сообщества учителей начальных классов МОУ СОШ №4 «Центр образования» «Lesson-Study» Смысловое чтение как ресурс для развития ключевых компетенций 21 века
План работы ПОС по смысловому чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-1273493-1604160127.jpg)
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/09/picture-1057530-1615290729.jpg)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (статья)...