Рабочая программа Дефектологическая коррекция 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа Дефектологическая коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_defekt.korrek._abdulvahidova.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса  Дефектологическая коррекция

в 4 классе на 2019-2020 учебный год

        

Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

        Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

        Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

        Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.

        Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как  о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Формы организации коррекционной работы

В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

Планирование предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 - 5 классах. Занятия проводятся 1 раза в неделю, индивидуально или в подгруппах.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Диагностика навыков устной и письменной речи.

2

Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы.

3

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти.

4

Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления.

5

Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений.

6

Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений.

7

Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений.

8

Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса.  «Какой цвет пропал?»,

9

Развитие устойчивости внимания.  «Найди пять отличий», «Исключение лишнего».

10

Развитие устойчивости внимания.    «Исключение лишнего».

11

Развитие концентрации и устойчивости внимания.  «В магазине зеркал», «Исключение лишнего».

12

Развитие концентрации и устойчивости внимания.  «Исключение лишнего», «Найди отличие».

13

Развитие произвольного внимания. «Лото», «Найди двух одинаковых животных», «Воспроизведение геометрических фигур».

14

Развитие зрительной памяти. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей».

15

Развитие слуховой памяти. «Маленький рассказ».

16

Развитие слуховой памяти. Стихи и образы.

17

Развитие словесно – логического мышления.

18

Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам.

19

Коррекция и развитие словесно – логического мышления.   «Раздели на  группы», «Подбери слова».

20

Коррекция и развитие словесно – логического мышления.   «Раздели на  группы», «Подбери слова».

21

Коррекция и развитие словесно – логического мышления.  «Подбери слова».

22

Лексическое значение слов, понятия; скороговорка.

23

Значение многозначных слов.  

24

Понятия «устная речь» и «письменная речь»; «образ слова».

25

Значение слов; рассказ по последовательным картинкам.

26

Лексическое значение слов, понятия; скороговорка.

27

Лексическое значение слов, понятия; скороговорка.

28

Значение слов, понятие «синоним».

29

Значение слов, понятие «синоним».

30

Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом.

31

Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом.

32

Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме.

33

Составление рассказа по заданной теме.

34

Пословицы, их смысл; составление из данных слов предложений.

35

Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 1, 4 класса - коррекции, школа 8 вида

программа 4 класса - коррекции, школа 8 видарабочая программа 1 класса - коррекции, школа 8 вида...

Рабочая программа по коррекции 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой

Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...

Рабочая программа Дефектологическая коррекция

Рабочая программа коррекционно - развивающего обучения для учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра....

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс...