Рабочая программа Дефектологическая коррекция 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса Дефектологическая коррекция
в 1 классе на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий адресована обучающимся 1 класса и составлена на основе примерной программы коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1-4 классов на 2019-2020 учебный год.
Коррекционный (дефектологический) курс разработан с учетом учебного плана предусматривает индивидуальные занятия с обучающимися 1 класса.
Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения.
Задачи:
- коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
- коррекция моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия проводятся индивидуально.
Содержание рабочей дефектологической программы имеет практическую значимость, а принципы коррекционной и коммуникативно-речевой направленности обучения являются ведущими. В процессе реализации рабочей дефектологической программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.
Содержание тем коррекционного (дефектологического) курса
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий).
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.).Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Итоговое обследование обучающихся.
- Планируемые результаты
- Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
- Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
- Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
- Различение и называние основных цветов.
- Классификация геометрических фигур.
- Составление предметов из 2 - 3 частей.
- Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
- Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
- Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
- Различение речевых и неречевых звуков.
- Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
- Выделение части суток и определение порядка дней недели.
Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.
Формируемые жизненные компетенции:
- Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять синтез как составление целого из частей.
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
- Устанавливать аналогии.
- Формирование временных представлений.
п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Наша школа | |||
2 | Игрушки и учебные принадлежности. | |||
3 | Осень. Признаки осени | |||
4 | Овощи. | |||
5 | Фрукты | |||
6 | Домашние животные | |||
7 | Дикие животные | |||
8 | Дом. Мебель. | |||
9 | Посуда | |||
10 | Одежда. | |||
11 | Обувь. | |||
12 | Зима. Признаки зимы. | |||
13 | Птицы. Зимующие птицы. | |||
14 | Жизнь животных зимой | |||
15 | Игры и забавы детей зимой. | |||
16 | Транспорт. Наземный | |||
17 | Транспорт. Воздушный | |||
18 | Транспорт. Водный | |||
19 | Транспорт. Подземный. | |||
20 | Транспорт (обобщение). | |||
21 | Прощай, зимушка-зима. | |||
22 | Семья. | |||
23 | Комнатные растения. | |||
24 | Птицы | |||
25 | Весна. Признаки весны | |||
26 | Животные весной | |||
27 | Первые весенние цветы. | |||
28 | Труд людей весной. | |||
29 | Времена года. | |||
30 | Времена года (обобщение). | |||
31 | Пальчиковые игры | |||
32 | Графические задания в тетради. | |||
33 | Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 1, 4 класса - коррекции, школа 8 вида
программа 4 класса - коррекции, школа 8 видарабочая программа 1 класса - коррекции, школа 8 вида...
Рабочая программа по коррекции 2 класс
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...
Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой
Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...
Рабочая программа Дефектологическая коррекция
Рабочая программа коррекционно - развивающего обучения для учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра....
Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс
Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс...
Рабочая программа Дефектологическая коррекция 4 класс
Рабочая программа Дефектологическая коррекция...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения обучающегося с растройством аутестического спектра 1 класс
Программа составлена для обучающегося 1 класса с РАС 8.2, с учетом особенностей ребенка....