Рабочая программа Дефектологическая коррекция
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая программа коррекционно - развивающего обучения для учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_defektologicheskaya_korrektsiya.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса Дефектологическая коррекция
во 2 классе на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Проблему развития детей с расстройствами аутистического спектра трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, чтобы он смог максимально использовать свои возможности. Известно, что мозг ребёнка особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. У ребёнка с РАС этот канал неисправен.
Рабочая программа учителя-дефектолога коррекционно-развивающего обучения группы учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- с учетом диагностических данных учащихся группы.
Характеристика обучающихся
Ребёнок с РАС находится в постоянном стрессе от воздействия внешней среды (посторонний шум, свет, требования учителя). Изменение связей между зрительной корой и миндалиной нарушает эмоциональную реакцию ребёнка, что повышает нервную возбудимость, учащенное сердцебиение. И как следствие постоянное беспокойство. Трудно в таком состоянии видеть предметы и обращать внимание на их свойства, трезво оценивать ситуацию и принимать решения.
Эти дети имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно - временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно - следственных связей.
Внимание страдает в первую очередь. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.
Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и неструктурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации может быть велик.
Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)
Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.
Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.
Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.
Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике образовательного процесса, продуктивного взаимодействия.
Задачи программы:
- Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
- Развитие мелкой моторики, навыков каллиграфии;
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
- Развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
- Развитие мыслительных операций (сравнение, исключение, обобщение, аналогии, классификация);
- Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи и последовательность событий;
- Развитие речи;
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Структура занятия:
- Гимнастика для мозга.
- Разминка (загадки, ребусы, шарады).
- Слуховое восприятие и память.
- Внимание.
- Задания на развитие пространственных ориентиров.
- Общая и мелкая моторика.
- Письмо и чтение.
- Логически - поисковые задачи.
- Выводы и умозаключения, причинно - следственные связи. Разбор жизненных ситуаций.
- Развитие быстроты реакции. Игры на переключение.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование и коррекцию устной речи, развитие психических процессов и познавательной деятельности. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания и памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков.
Ожидаемый результат:
2 класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки предметов, сравнивать и отличать от несущественных признаков;
- строить простейшие умозаключения;
- анализировать, сравнивать и обобщать;
- классифицировать предметы по одному признаку;
- запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;
- переключаться с одного действия на другое.
Календарно – тематическое планирование (2 класс)
Тема | Дата по плану | Дата по факту | |
1. | Диагностика высших психических функций. | ||
2. | Диагностика математических представлений. | ||
3. | Дифференциация цветов и оттенков. | ||
4. | Дифференциация геометрических фигур по форме и соотнесение с формой реальных предметов. | ||
Сопоставление геометрических фигур по цвету и величине. | |||
5. | Сопоставление геометрических фигур по цвету и величине. | ||
6. | Построение геометрических фигур, учитывая размер и цвет деталей. | ||
7. | Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звуков. | ||
8. | Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звуков. | ||
9. | Дифференциация звуков: гласные - согласные. | ||
Дифференциация звуков: гласные - согласные. | |||
10. | Повтори звуковой ряд. Узнавание фигур по контуру. | ||
11. | Усвоение действий по образцу и показу. | ||
12. | Усвоение действий по образцу и показу. | ||
13. | Выполнение действий по речевой инструкции, имитация стихотворения. | ||
14. | Развитие зрительного внимания и памяти. | ||
15. | Развитие зрительного внимания и памяти. | ||
16. | Развитие слухового внимания и памяти с помощью аудиозаписи и текста. | ||
17. | Тренировка зрительной памяти и устойчивости внимания. | ||
18. | Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие концентрации внимания. Пальчиковая гимнастика. | ||
19. | Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема, уровня распределения и устойчивости внимания. | ||
20. | Обучение различным видам штриховки и обводки. Пальчиковая гимнастика. | ||
21. | Развитие мелкой моторики (обведи по точкам не отрывая руки). | ||
22. | Работа с пластилином, ножницами. Оригами. | ||
23. | Уточнение и расширение представлений о времени суток. | ||
24. | Уточнение и расширение представлений о часах. | ||
25. | Ориентировка своего тела в пространстве. | ||
26. | Формирование восприятия предмета в пространстве и ориентировка на листе. | ||
27. | Формирование восприятия предмета в пространстве и ориентировка на листе. | ||
28. | Восприятие пространства на плоскости. Работа с предлогами. | ||
29. | Работа с лабиринтами, картами, планами местности. | ||
30. | Уточнение и расширение представлений о времени года. | ||
31. | Уточнение и расширение представлений о месяцах. | ||
32. | Уточнение и расширение представлений о днях недели. | ||
33. | Диагностика высших психических функций. | ||
34. | Повторение. |
Контроль и оценка достижения планируемых предметных результатов по русскому языку (русский язык, чтение, речевая практика)
ФИ учащегося _____________________________
Год: _____________________________
Класс: _____________________________
0 б. – не владеет
1 б. – частично владеет
2 б. – в полной мере владеет
Учебный предмет Уровень | Предметные результаты | Фамилия, имя учащегося | ||
сентябрь | январь | май | ||
Речевая практика | Здороваться при встрече | |||
Минимальный уровень | Прощаться при расставании | |||
Обращаться ко взрослым по имени, отчеству | ||||
Знакомиться | ||||
Предлагать играть (помощь) | ||||
выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения | ||||
сообщать свое имя и фамилию | ||||
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал | ||||
Достаточный уровень | понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы по их содержанию | |||
Русский язык | писать строчные и прописные буквы | |||
Минимальный уровень | Списывать с печатного текста слоги, простые слова | |||
Списывать с рукописного текста слоги, простые слова | ||||
Запись под диктовку букв, слогов | ||||
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||||
Достаточный уровень | запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) | |||
списывание рукописного и печатного текста целыми словами | ||||
Чтение | различать звуки на слух и в произношении | |||
Минимальный уровень | анализировать слова по звуковому составу | |||
составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки | ||||
осознанно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты | ||||
Достаточный уровень | отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по коррекции ФФНР
программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...
Рабочая программа по коррекции 2 класс
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...
Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой
Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...
Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс
Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс...
Рабочая программа Дефектологическая коррекция 4 класс
Рабочая программа Дефектологическая коррекция...
Рабочая программа Дефектологическая коррекция 1 класс
Дефектологическая коррекция...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения обучающегося с растройством аутестического спектра 1 класс
Программа составлена для обучающегося 1 класса с РАС 8.2, с учетом особенностей ребенка....