РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_4klass_fgos.docx | 50.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Орехово-Зуево
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
ШМО учителей начальных Зам. Директора по УВР Директор МОУ ОШ №5
классов и надомного обучения, _________Шуршикова И.А. для обучающихся с ОВЗ
протокол №_от «_»___2019г. «_»____________2019г. _________Чугунова И.К.
__________Гончарова Л.Г. «_»___________2019г.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
4 «В» КЛАССА
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Пушечкина Юлия Евгеньевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» предназначена для обучающихся 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учётом следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
- Учебный план для учащихся 4-в класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год.
Цель— создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через формирование трудовой культуры и подготовки учащегося к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о нравственных основах труда в жизни человека и общества;
- прививать уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
- формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности;
- развивать навыки устной коммуникации;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Коррекционные задачи, направленные на:
- коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда);
- планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
- повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
- компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
- коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)
Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает:
- максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
- взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
- неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
- замедленность обучения;
- подачу учебного материала малыми порциями;
- максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
- предварение изучения нового материала пропедевтикой;
- руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
- подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;
- подбор доступных для работы поделочных материалов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ручной труд, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Занятия по ручному труду взаимосвязаны с решением специфической задачи: коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Приоритетной целью уроков ручного труда в начальной школе является формирование практической направленности, связи с другими учебными предметами, жизнью, готовности обучающихся к овладению профессионально-трудовыми навыками, умениями использовать приобретённые знания на практике.
Основное содержание учебного предмета.
Работа с бумагой и картоном.
Проверка знаний о бумаге. Совершение умений дифференцировать и объединять в группы материалы. Инструменты и приспособления. Повторение видов работы с бумагой. Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой. Формирование умения устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения.
Технические сведения: сорта картона и бумаги, применяемые для оформительских работ; применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др.); организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами; правила безопасной работы.
Работа с тканью.
Сведения о ткани и нитках. Получение ткани и её применение. Умение различать стороны ткани. Ткачество. Долевая и поперечная нити, Полотняное переплетение. Виды ниток. Способы закрепления ниток в начале и в конце работы.
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Работа с различными материалами.
Работа с металлом (металлоконструктором)
Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.
Практические работы. Умение пользоваться схемами. Самостоятельное соединение деталей.
Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с мелкими деталями металлоконструктора. Приёмы работы. Правильная хватка инструмента.
Работа с деревом. Изделия из древесины.
Технические сведения. Распространённые в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твёрдость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
Практические работы. Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Подготовка карандашной стружки нужных цветов.
Ремонтные работы.
Технические сведения. Виды ремонта. Сведения о пуговицах. Способы пришивания пуговиц. Практические работы: Изготовление вешалки. Соединение вешалки с изделием. Стачивание распоровшегося шва. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.
Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
Картонажно-переплётные работы. Переплёт. Знакомство с производством книг.
Практические работы. Ремонт книг.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технологии». Срок реализации программы 1 год. В 4 классе программы по предмету «Ручной труд» рассчитана на 68 часов в год по 2 часа в неделю.
Возможно увеличение и уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Межпредметные связи Занятия тесно связаны с математикой, миром природы и человека, русским языком, речевой практикой, чтением.
Планируемые результаты освоения предмета «Ручной труд»
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
- выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Часы | План дата | Факт дата |
1 | РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (4ч.) Что ты знаешь о бумаге? | 1 | 04.09 | 04.09 |
2 | Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка. | 1 | 05.09 | 05.09 |
3 | Складывание простых форм из квадратов. Фигура «Рыбка». Самостоятельная работа. Фигура «Рыбка». | 1 | 11.09 | |
4 | Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор». Самостоятельная работа. Составление фигурок из конструктора. | 1 | 12.09 | |
5 6 | РАБОТА С ТКАНЬЮ. (5ч.) Что ты знаешь о ткани? Бумажная схема полотняного переплетения нитей. | 1 1 | 18.09 19.09 | |
7 | Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка» | 1 | 25.09 | |
8 9 | Отделка изделий из ткани. Салфетка с аппликацией. | 1 1 | 26.09 02.10 | |
10 | РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (8ч.) Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка «Цыплёнок» | 1 | 03.10 | |
11 | Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Летающий диск». | 1 | 16.10 | |
12-13 | Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай». | 2 | 17.10 23.10 | |
14-15 | Развёртка изделия. Конверт для писем с клеевым соединением деталей. | 2 | 24.10 30.10 | |
16-17 | Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей. | 2 | 31.10 06.11 | |
18-19 | РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.(4ч.) Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» | 2 | 07.11 13.11 | |
20 | Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для книг из зигзагообразных полос. | 1 | 14.11 | |
21 | Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетением». | 1 | 27.11 | |
22-23 | РАБОТА С ТКАНЬЮ.(2ч.) Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка-прихватка», «Рукавица-прихватка». | 2 | 28.11 04.12 | |
24 | РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ (2ч.) «Что надо знать о металле».Сборка дорожного знака. | 1 | 05.12 | |
25 | Самостоятельная работа. Сборка машины по инструкциию | 1 | 11.12 | |
26 | РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (12ч.) Деление круга на равные части способом складывания. Геометрическая фигура раскладка. | 1 | 12.12 | |
27 | Самостоятельная работа. Деление круга на равные части способом складывания. Изделие «Складные часы» | 1 | 18.12 | |
28 | Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. | 1 | 19.12 | |
29 | Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объёмное ёлочное украшение. | 1 | 25.12 | |
30 | Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка. | 1 | 26.12 | |
31 | Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица». | 1 | 09.01 | |
32 | Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка». | 1 | 15.01 | |
33 | Самостоятельная работа. Складывание из бумаги. Изделие «Звезда». | 1 | 16.01 | |
34-35 | Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планёр». | 2 | 22.01 23.01 | |
36-37 | Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт». | 2 | 29.01 30.01 | |
38 | РАБОТА С НИТКАМИ (2ч.) Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток». | 1 | 05.02 | |
39 | Связывание ниток в пучок. Изделие «Помпон из ниток». | 1 | 06.02 | |
40 | РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ (2ч.) Самостоятельное изготовление техники по инструкции. | 1 | 12.02 | |
41 | Сборка изделий ар инструкции. | 1 | 13.02 | |
42-43 | РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (2ч.) Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Изделие «Открытая коробочка». Изделие «Коробочка». | 2 | 26.02 27.02 | |
44 | РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ. (3ч.) «Что ты знаешь о древесине?» Экскурсия в столярную мастерскую. | 1 | 04.03 | |
45 | Аппликация из карандашной стружки «Цветок». | 1 | 05.03 | |
46-47 | Обработка древесины ручными инструментами. Аппликация из карандашных стружек | 2 | 11.03 12.03 | |
48 | РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАСТВОРАМИ (С ПЛАСТИЛИНОМ) (4ч.) Геометрические тела. | 1 | 18.03 | |
49 | Лепка моделей посуды. | 1 | 19.03 | |
50 | Лепка овощей и фруктов. Подбор цветного решения изделия. | 1 | 25.03 | |
51 | Лепка по представлению фигур животных (заяц, лиса). | 1 | 26.03 | |
52-53 | РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАСТВОРАМИ (ОТЛИВКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЕБАСТРА, ГИПСА, ЦЕМЕНТА) (4ч.) Барельефы. | 2 | 01.04 02.04 | |
54 | Фигурки животных и птиц. | 1 | 15.04 | |
55 | Самостоятельная работа. ОТЛИВКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЕБАСТРА, ГИПСА, ЦЕМЕНТА | 1 | 16.04 | |
56-57 | РЕМОНТ ОДЕЖДЫ(4ч) Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием пуговиц. Самостоятельная работа. | 2 | 22.04 23.04 | |
58-59 | Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. | 2 | 29.04 30.04 | |
60 - 61 | КАРТОНАЖНО-ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ. (2ч.) Переплёт. Записная книжка-раскладушка с переплётной крышкой. | 2 | 06.05 07.05 | |
62 | РУЧНЫЕ ШВЕЙНЫЕ РАБОТЫ.(7ч.) Оборудование швейной мастерской. | 1 | 13.05 | |
63-64 | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл. | 2 | 14.05 20.05 | |
65-68 | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкие игрушки-подушки. | 4 | 21.05 27.05 28.05 28.05 |
Материально-техническое обеспечение
- Тематические презентации.
- Раздаточный материал: белая бумага, цветная бумага (разного качества), картон (белый, цветной), ножницы, линейка, ластик, точилка, клей - карандаш, клей ПВА, кисточки, клеёнки для работы с клеем, тряпочки для работы с клеем, пластилин, стеки, дощечки для работы с пластилином, тряпочки для работы с пластилином, текстильные материалы ( нитки, иголки, булавки),металлоконструктор, цветные карандаши, фломастеры,
- Демонстрационный материал.
- Компьютер, проектор, колонки.
Учебно-методическое обеспечение
- Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 4 класса. М: «Просвещение» 2019 г.
- Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» Учебник по трудовому обучению для 4 класса. М.: Просвещение. 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.
- Рабочая тетрадь. Технология. Ручной труд. 4 класс - М: «Просвещение» 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ручному труду 4 класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа ручной труд...
Приложение по национально- региональному компоненту к рабочей программе по ручному труду 1- 4 класс.
Приложение к рабочей программе 1-4 классы....
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...
Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2
В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...