Рабочая программа по предмету "окружающий природный мир" 2019
рабочая программа (4 класс)

Дакаева Анастасия Руслановна

Рабочая программа по предмету "окружающий природный мир" 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_____

от «___» августа 2019 г.       директор:____________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по учебной работе:

_________________

И.В. Вдовенкова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2019 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей начальных классов и воспитателей

Протокол №  1

от «__»  __________  2019 г.

руководитель МО:__________  Л.В. Мартыненкова

Рабочая программа учебного предмета

 «Окружающий природный мир»

для обучающихся

4 класса

на 2019/2020 учебный год

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

учитель начальных классов

г. Смоленск

2019

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Кудрина С.В. Окружающий мир. М.: ВЛАДОС. 2014. 104с.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения  формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами при обучении являются:

  1. Формировать представление об объектах и явлениях неживой природы:

а) интерес к объектам и явлениям неживой природы;

б) представления о конкретных объектах неживой природы: вода, воздух, земля, огонь, лес, водоем, и т.д.

  1. Формировать представление о растительном и животном мире:

а) интерес к объектам живой природы;

б) представлениях о конкретных группах и субъектах растительного и животного мира;

в) опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

г) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

  1. Формировать временные представления:

а) представления о временах года, характерные изменения, и их влияние на жизнь человека;

б) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

в) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;

г) представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Рабочая программа состоит из 4 разделов: растительный мир, животный мир, временные представления, объекты неживой природы.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и д.р.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Учащийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание при обучении уделяется воспитанию любви и уважению к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Учебный предмет «Окружающий природный мир» является частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемы результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога;
  • осознает, что может, а что ему пока не удается.

Предметные результаты:

  • умение различать времена года и соответствующие сезонные изменения в природе;
  • интерес к объектам и явлениям неживой природы;
  • представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
  • интерес к объектам живой природы;
  • расширение представлений о конкретных объектах животного и растительного мира
  • опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
  • узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать различные источники для получения разного рода  информации, опираясь на сохранные анализаторы;
  • понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;
  • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осознавать свою неразрывную связь с природой;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
  • умение различать и классифицировать изученные объекты животного и растительного мира.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

4. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 32 часов,

во в II полугодии – 34 час,

всего – 66 часов.

Раздел

Количество часов

Растительный мир

18

Животный мир

18

Объекты неживой природы

14

Временные представления

18

5. Календарно-тематическое планирование предмета

«Окружающий природный мир» в 4 «А» классе

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 18 часов

Растительный мир

1.

Вводная беседа. Лето.

1

2.09

2.

Различение растений: дерево, куст, трава.

1

4.09

3.

Различение частей растения и их значение.

1

9.09

4.

Значение растений в природе и жизни человека.

1

11.09

5.

Строение дерева.

1

16.09

6.

Лиственные и хвойные деревья.

1

18.09

7.

Плодовые деревья.

1

23.09

8.

Строение кустарника.

1

25.09

9.

Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.

1

30.09

10.

Фрукты. Овощи.

1

2.10

11.

 Ягоды.

1

7.10

12.

 Грибы.

1

9.10

13.

 Цветочно-декоративные растения: строение и виды.

1

14.10

14.

Травянистые растения. Значение в жизни человека.

1

16.10

15.

Лекарственные растения.

1

21.10

16.

Комнатные растения. Зерновые культуры.

1

24.10

17.

Растения различных природных зон.

1

28.10

18.

Повторение.

1

30.10

II четверть - 14 часов

Временные представления

1.

Осень. Явления природы и жизнь человека.

2

11.11

13.11

2.

Зима. Явления природы и жизнь человека.

2

18.11

20.11

3.

Весна. Явления природы и жизнь человека.

2

25.11

27.11

4.

Лето. Явления природы и жизнь человека.

2

2.12

4.12

5.

Соотнесение месяцев с временем года.

1

9.12

6.

Различение частей суток.

1

11.12

7.

Виды деятельности в разное время суток.

1

16.12

8.

Дни недели. Различение выходных и рабочих дней.

1

18.12

9.

Повторение.

2

23.12

25.12

III четверть - 18 часов

Животный мир

1.

Строение животного.

1

13.01

2.

Основные признаки животного.

1

15.01

3.

Домашние животные.

1

20.01

4.

Дикие животные.

1

22.01

5

Животные зон холодного пояса.

1

27.01

29.01

6.

Животные зон жаркого пояса.

1

29.01

7.

Строение птицы.

1

3.02

8.

Летающие и нелетающие птицы.

1

5.02

9.

Домашние птицы. Их особенности и значение в жизни человека.

1

10.02

10.

Зимующие и перелетные птицы.

1

12.02

11.

 Водоплавающие птицы.

1

17.02

12.

 Строение рыбы. Виды. Значение в природе и жизни человека.

1

19.02

13.

 Строение насекомого.

1

2.03

14.

 Питание, виды, передвижение насекомых.

1

4.03

15.

 Морские обитатели.

1

11.03

16.

 Животные в квартире.

1

16.03

17.

Повторение.

2

- 1 час

18.03

9 марта

IV четверть – 16 часов.

Объекты неживой природы

1.

Солнце. Значение в природе и жизни человека.

1

30.03

2.

Луна. Значение в природе и жизни человека.

1

1.04

3.

Солнечная система. Планеты.

2

6.04

8.04

4.

Глобус.

1

13.04

5.

Воздух. Значение в природе и жизни человека.

1

15.04

6.

Земля и небо.

1

20.04

7.

Земля. Различение разных поверхностей.

1

22.04

8.

Лес в природе и жизни человека.

1

27.04

9.

Луг. Луговые цветы.

1

29.04

10.

 Вода. Свойства воды.

1

6.05

11.

 Виды водоемов. Значение в жизни человека и природе.

1

13.05

12.

 Правила поведения в лесу и на водоемах.

1

18.05

13.

Огонь. Свойства огня.

1

20.05

14.

Повторение.

2

25.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи:  формирование представлений об объектах и явлениях...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...