Рабочая программа по предмету "окружающий природный мир" 2019
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по предмету "окружающий природный мир" 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_____ от «___» августа 2019 г. директор:____________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по учебной работе: _________________ И.В. Вдовенкова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__ от «__» ______ 2019 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей начальных классов и воспитателей Протокол № 1 от «__» __________ 2019 г. руководитель МО:__________ Л.В. Мартыненкова |
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий природный мир»
для обучающихся
4 класса
на 2019/2020 учебный год
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
учитель начальных классов
г. Смоленск
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- Кудрина С.В. Окружающий мир. М.: ВЛАДОС. 2014. 104с.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами при обучении являются:
- Формировать представление об объектах и явлениях неживой природы:
а) интерес к объектам и явлениям неживой природы;
б) представления о конкретных объектах неживой природы: вода, воздух, земля, огонь, лес, водоем, и т.д.
- Формировать представление о растительном и животном мире:
а) интерес к объектам живой природы;
б) представлениях о конкретных группах и субъектах растительного и животного мира;
в) опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
г) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
- Формировать временные представления:
а) представления о временах года, характерные изменения, и их влияние на жизнь человека;
б) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
в) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;
г) представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Рабочая программа состоит из 4 разделов: растительный мир, животный мир, временные представления, объекты неживой природы.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и д.р.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Учащийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание при обучении уделяется воспитанию любви и уважению к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» является частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемы результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога;
- осознает, что может, а что ему пока не удается.
Предметные результаты:
- умение различать времена года и соответствующие сезонные изменения в природе;
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
- интерес к объектам живой природы;
- расширение представлений о конкретных объектах животного и растительного мира
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с природой;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
- умение различать и классифицировать изученные объекты животного и растительного мира.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
4. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 32 часов,
во в II полугодии – 34 час,
всего – 66 часов.
Раздел | Количество часов |
Растительный мир | 18 |
Животный мир | 18 |
Объекты неживой природы | 14 |
Временные представления | 18 |
5. Календарно-тематическое планирование предмета
«Окружающий природный мир» в 4 «А» классе
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
I четверть - 18 часов | ||||
Растительный мир | ||||
1. | Вводная беседа. Лето. | 1 | 2.09 | |
2. | Различение растений: дерево, куст, трава. | 1 | 4.09 | |
3. | Различение частей растения и их значение. | 1 | 9.09 | |
4. | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | 11.09 | |
5. | Строение дерева. | 1 | 16.09 | |
6. | Лиственные и хвойные деревья. | 1 | 18.09 | |
7. | Плодовые деревья. | 1 | 23.09 | |
8. | Строение кустарника. | 1 | 25.09 | |
9. | Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека. | 1 | 30.09 | |
10. | Фрукты. Овощи. | 1 | 2.10 | |
11. | Ягоды. | 1 | 7.10 | |
12. | Грибы. | 1 | 9.10 | |
13. | Цветочно-декоративные растения: строение и виды. | 1 | 14.10 | |
14. | Травянистые растения. Значение в жизни человека. | 1 | 16.10 | |
15. | Лекарственные растения. | 1 | 21.10 | |
16. | Комнатные растения. Зерновые культуры. | 1 | 24.10 | |
17. | Растения различных природных зон. | 1 | 28.10 | |
18. | Повторение. | 1 | 30.10 | |
II четверть - 14 часов | ||||
Временные представления | ||||
1. | Осень. Явления природы и жизнь человека. | 2 | 11.11 13.11 | |
2. | Зима. Явления природы и жизнь человека. | 2 | 18.11 20.11 | |
3. | Весна. Явления природы и жизнь человека. | 2 | 25.11 27.11 | |
4. | Лето. Явления природы и жизнь человека. | 2 | 2.12 4.12 | |
5. | Соотнесение месяцев с временем года. | 1 | 9.12 | |
6. | Различение частей суток. | 1 | 11.12 | |
7. | Виды деятельности в разное время суток. | 1 | 16.12 | |
8. | Дни недели. Различение выходных и рабочих дней. | 1 | 18.12 | |
9. | Повторение. | 2 | 23.12 25.12 | |
III четверть - 18 часов | ||||
Животный мир | ||||
1. | Строение животного. | 1 | 13.01 | |
2. | Основные признаки животного. | 1 | 15.01 | |
3. | Домашние животные. | 1 | 20.01 | |
4. | Дикие животные. | 1 | 22.01 | |
5 | Животные зон холодного пояса. | 1 | 27.01 29.01 | |
6. | Животные зон жаркого пояса. | 1 | 29.01 | |
7. | Строение птицы. | 1 | 3.02 | |
8. | Летающие и нелетающие птицы. | 1 | 5.02 | |
9. | Домашние птицы. Их особенности и значение в жизни человека. | 1 | 10.02 | |
10. | Зимующие и перелетные птицы. | 1 | 12.02 | |
11. | Водоплавающие птицы. | 1 | 17.02 | |
12. | Строение рыбы. Виды. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 19.02 | |
13. | Строение насекомого. | 1 | 2.03 | |
14. | Питание, виды, передвижение насекомых. | 1 | 4.03 | |
15. | Морские обитатели. | 1 | 11.03 | |
16. | Животные в квартире. | 1 | 16.03 | |
17. | Повторение. | 2 - 1 час | 18.03 9 марта | |
IV четверть – 16 часов. | ||||
Объекты неживой природы | ||||
1. | Солнце. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 30.03 | |
2. | Луна. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 1.04 | |
3. | Солнечная система. Планеты. | 2 | 6.04 8.04 | |
4. | Глобус. | 1 | 13.04 | |
5. | Воздух. Значение в природе и жизни человека. | 1 | 15.04 | |
6. | Земля и небо. | 1 | 20.04 | |
7. | Земля. Различение разных поверхностей. | 1 | 22.04 | |
8. | Лес в природе и жизни человека. | 1 | 27.04 | |
9. | Луг. Луговые цветы. | 1 | 29.04 | |
10. | Вода. Свойства воды. | 1 | 6.05 | |
11. | Виды водоемов. Значение в жизни человека и природе. | 1 | 13.05 | |
12. | Правила поведения в лесу и на водоемах. | 1 | 18.05 | |
13. | Огонь. Свойства огня. | 1 | 20.05 | |
14. | Повторение. | 2 | 25.05 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...