Виртуальная экскурсия "Русские имена"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое антропонимика? Антропонимия , антропонимика поэтическая (или художественная) это раздел ономастики (науки о собственных именах), предметом которого является имя человека, входящее в контекст словесности и окруженное — подчас мифологизированным — ореолом. Имя — в широком смысле: включая и производные от него формы, и прозвище , и отчество, и фамилию, и псевдоним, и «недаром» созвучные с данным именем слова, и причуды этимологических (часто ложно-этимологических) ассоциаций.
Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку.
История происхождения имен Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. История русских имён тесно связана с историей народа и его языком. Древние русские имена были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода. В одних случаях человек характеризовался по каким – либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родственников, а иногда по роду занятий .
Имена по характеристике человека : по внешности человека – Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш , Черныш, Милава , Некраса , Чернуха ; по черте человеческого характера – Добрыня, Храбр, Горд, Молчан , Баян, Умник, Дурак, Несмеяна , Досада, Добрава ; по месту в семье – Первый, Второй , Друган , Третьяк, Ждан , Нечай , Меньшак,Старшой , Неждана, Неупокой ; по профессии - Кожемяка,Селянин .
Кое – кто может не поверить, подумает, что это клички. Но это действительно имена наших предков. А в Древней Руси до Х века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далёкие времена зависел от желания отца и матери. У наших предков были имена: Волк, Гусь, Зима, Лебедь, Бык, Соловей, Беда, Малина.
Из греческого языка пришли имена : Александр – мужественный защитник. Алексей – защитник . Анастасия – воскресшая . Андрей – мужественный . Артемий (Артём) – здоровый, невредимый . Галина – тихая . Геннадий – родовитый . Георгий и Юрий – земледелец . Евгений – благородный . Елена – светлая, ясная . Зоя – жизнь . Никита – победитель . Николай – победитель народов . Оксана (Ксения) – гостеприимная . Петр – камень . Софья – мудрая . Татьяна – повелительница и т. д. Из латинского языка пришли имена : Альбина – белая Валентин – здоровый, крепкий . Виктор – победитель . Виталий – жизненный . Клара – ясная . Максим – величайший . Маргарита – жемчужина . Наталья – родная . Роман – римский, римлянин . Эльвира – светловолосая, волшебный свет и т. д.
Так, начиная с 10 века существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское, даваемое родителями . При этом крестильное имя было обязательным , а мирское - нет . Имя человеку могла дать только церковь.
Таким образом, большинство русских имен произошло из греческого языка, некоторые - из латинского языка. Оказывается , что славянских имён очень мало: это Владимир , Светлана, Людмила и всевозможные " славы« (Ярослав, Святослав и т.п.). Нерусское происхождение русских имён объясняется тем, что крестильные имена дети получали именно от церкви , а религия появилась на Руси от греков ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей"
Цель классного часа: "Познакомить учащихся с понятием толерантность"...
Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
Праздник азбуки.Конспект нестандартного урока по обучению грамоте«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...
Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."
Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова. Тема «Имена собственные. Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...
Конспект мастер-класса Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»
Воспитательное мероприятие из цикла "Музейная педагогика".Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»Цель: построить грамотный диалог между взр...
Презентация к воспитательному мероприятию по теме «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»
Презентация к мастер-классуТема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»...