Тематическое планирование «Занимательная лингвистика» 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Тематическое планирование «Занимательная лингвистика» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka_4klass.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс «Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (70 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Фонетика и орфоэпия (14 часов) | |||
1-2 | Что такое орфоэпия? | 2 | 02.09 06.09 |
3-4 | Что такое фонография или звукозапись? | 2 | 09.09 13.09 |
5-6 | Звуки не буквы! | 2 | 16.09 20.09 |
7-8 | Звучащая строка. | 2 | 23.09 27.09 |
9-10 | Банты и шарфы. | 2 | 30.09 04.10 |
11-12 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 2 | 07.10 11.10 |
13-14 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 2 | 14.10 18.10 |
Лексикология (56 часов) | |||
15-16 | Имена вещей. | 2 | 21.10 25.10 |
17-18 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 2 | 28.10 08.11 |
19-20 | В царстве смыслов много дорог. | 2 | 11.11 15.11 |
21-22 | Как и почему появляются новые слова? | 2 | 18.11 22.11 |
23-24 | Многозначность слова. | 2 | 25.11 29.11 |
25-26 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 2 | 02.12 06.12 |
27-28 | Об одном и том же - разными словами. | 2 | 09.12 13.12 |
29-30 | Как возникают названия. | 2 | 16.12 20.12 |
31-32 | Слова – антиподы. | 2 | 23.12 27.12 |
33-34 | Фразеологические обороты. | 2 | 30.12 10.01 |
35-36 | Словари «чужих» слов. | 2 | 13.01 17.01 |
37-38 | Капитан и капуста. | 2 | 20.01 24.01 |
39-40 | «Он весь свободы торжество». | 2 | 27.01 31.01 |
41-42 | Мы говорим его стихами. | 2 | 03.02 10.02 |
43-44 | Слова, придуманные писателями. | 2 | 14.02 17.02 |
45-46 | Слова уходящие и слова – новички. | 2 | 21.02 24.02 |
47-48 | Словарь языка Пушкина. | 2 | 28.02 02.03 |
49-50 | Смуглая Чернавка. | 2 | 06.03 09.03 |
51-52 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 2 | 13.03 16.03 |
53-54 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 2 | 20.03 23.03 |
55-56 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 2 | 03.04 06.04 |
57-58 | Словарь- грамотей. | 2 | 10.04 13.04 |
59-60 | Научная этимология. | 2 | 17.04 20.04 |
61-62 | Какие бывают имена? | 2 | 24.04 27.04 |
63-64 | Древнерусские имена. | 2 | 04.05 08.05 |
65-66 | Отчество и фамилия. | 2 | 11.05 15.05 |
67-68 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 2 | 18.05 22.05 |
69-70 | Повторение изученного (резервный урок) … | 2 | 25.05 29.05 |
Итого : 70 часов | |||
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия (14 часов)
Тема 1-2. Что такое орфоэпия?(2ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 3-4.Что такое фонография или звукозапись? (2ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 5-6. Звуки не буквы! (2ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 7-8. Звучащая строка. (2ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 9-10. Банты и шарфы. (2ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 11-12. «Пигмалион» учит орфоэпии. (2ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 13-14. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (2ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (54 часа)
Тема 15-16. Имена вещей. (2ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 17-18. О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 19-20. В царстве смыслов много дорог. (2ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 21-22. Как и почему появляются новые слова? (2ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 23-24. Многозначность слова. (2ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 25-26. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 27-28. Об одном и том же- разными словами. (2ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 29-30. Как возникают названия. (2ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 31-32. Слова – антиподы. (2ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 33-34. Фразеологические обороты. (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 35-36. Словари «чужих» слов. (2ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 37-38. Капитан и капуста. (2ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 39-40. «Он весь свободы торжество». (2ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 41-42. Мы говорим его стихами. (2ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 43-44. Слова, придуманные писателями. (2ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 45-46. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 47-48. Словарь языка Пушкина. (2ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 49-50. Смуглая Чернавка. (2ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 51-52. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема53-54. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (2ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 55-56. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 57-58. Словарь- грамотей. (2ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 59-60. Научная этимология. (2ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 61-62. Какие бывают имена? (2ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 63-64. Древнерусские имена. (2ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 65-66. Отчество и фамилия. (2ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 67-68. Надо ли останавливаться перед зеброй? (2ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
VIII. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по русскому языку.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филилогии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
- Литература
- Материалы для изучения азбуки на Лабиринте
- Материалы для изучения грамматики на Лабиринте
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков математики 4класс.
Календарно - тематическое планирование уроков математики 4класс. Расчитано на 170 часов....
Календарно--тематическое планирование по ИЗО 4класс "Планета знаний"
Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Планета знаний" по ФГОСам...
Календарно-тематическое планирование по ИЗО. 4класс
Календарно-тематическое планирование. ИЗО (по Неменскому). 4класс. "Школа России"...
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО фгос. 4класс
Вашему вниманию представлено календарно- тематическое планирование для 4 класса ( УМК "Школа России") по следующим предметам :- русский язык ;- литературное чтение ;- математика ;- окружающий мир ;- т...
календарно-тематическое планирование по ОМ 4класс
календарно-тематическое планирование по ОМ 4класс...