Проект "Сирс, как средство, определяющее успешность в обучении"
методическая разработка (4 класс)
Одной из наиболее острых проблем современной школы остаётся проблема школьной неуспеваемости. Под понятием «школьной неуспеваемости» понимается «недостаточная степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности, прочности» По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15-40% уч-ся начальных классов общеобразовательной школы.
Успешность обучения на начальном этапе напрямую зависит от развития высших психических функций ребёнка, таких как внимание, память, восприятие, мышление.
Многие дети на момент поступления в школу уже испытывают затруднения подобного рода.
Данная проблема является актуальной для класса, в котором я работаю. Поэтому в течение 2 лет я работала по программе ИПП: «Развитие памяти и внимания как основы эффективного обучения»
- С появлением в школе программного комплекса СИРС появилась возможность организовать данную работу на качественно- новом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sirs_kak_sredstvo_opredelyayushchee_uspeshnost_v_obuchenii.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»
«СИРС, как средство, определяющее успешность обучения»
Автор: Алейникова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
2018-2020 учебный год.
Обоснование выбора темы:
Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии.
Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
Основной целью начального обучения ( в соответствии с подпрограммой школы) является формироване у младшего школьника умения учиться, т.е самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. Для достижения этой цели необходимо вооружить ребёнка инструментарием – т.е практическими приёмами.
Одной из наиболее острых проблем современной школы остаётся проблема школьной неуспеваемости. Под понятием «школьной неуспеваемости» понимается «недостаточная степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности, прочности» По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15-40% уч-ся начальных классов общеобразовательной школы.
Успешность обучения на начальном этапе напрямую зависит от развития высших психических функций ребёнка, таких как внимание, память, восприятие, мышление.
Многие дети на момент поступления в школу уже испытывают затруднения подобного рода.
Данная проблема является актуальной для класса, в котором я работаю. Поэтому в течение 2 лет я работаю по программе ИПП: «Развитие памяти и внимания как основы эффективного обучения»
На основании данных диагностики я выделили основные проблемы, которые , мне как учителю, необходимо скорректировать:
- Недостаточный уровень развития зрительной памяти;
- Неустойчивость внимания;
- Недостаточное умение распределять внимание;
- Техника чтения (необходимость в 4 классе овладеть не только базовым, но и оптимальным навыком чтения).
С появлением в школе программного комплекса СИРС появилась возможность организовать данную работу на качественно- новом уровне.
Цели и задачи проекта
Цель:
Развитие памяти, внимания, мышления с помощью СИРС, как средств, определяющих успешность обучения и являющихся основой развития продуктивного мышления.
Задачи проекта:
- Определить уровень сформированности высших психических функций (диагностика).
- Выявить группы уч-ся с недостаточным уровнем развития памяти, мышления и навыков чтения.
- Определить и апробировать набор методов, средств, форм, приёмов по развитию выше названных навыков.
- Выявить динамику развития данных навыков по определённым выше критериям.
- Обобщить опыт работы по индивидуальной программе пед. поиска.
Средства: групповые занятия в режиме консультаций.
Одно из основных условий успешности реализации данного проекта – диагностика учащихся с целью отслеживания результативности применяемых методик. Необходимо помнить, что прежде, чем начинать что-либо корректировать, надо детально изучить исходную ситуацию, то есть речь идет о необходимости педагогической диагностики. Всестороннее знание особенностей ребенка – предпосылка реализации основных функций коррекции. То есть, говоря словами К.Д.Ушинского, «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна его знать также во всех отношениях». В то же время, изучение учащихся необходимо расценивать не как самоцель, а как средство для того, чтобы выбор способов обучения и воспитания в индивидуальной работе с ребенком осуществлялся не случайно, а со знанием дела.
Для достижения успешности в обучении, необходимо проводить данную работу систематично и целенаправленно.
СИРС является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого развития ребёнка. При этом используется интегральный, комплексный подход при развитии
- Навыков чтения вслух;
- Быстрого чтения с подавлением артикуляции;
Как правило, скорость чтения в школе контролируется только в младших классах, быстрому чтению про себя с подавлением артикуляции ( проговаривание) не обучают.
С каждым годом резко возрастает количество предметов и общий объём информации, общая успеваемость обычно падает из-за отсутствия навыков быстрого чтения и плохого знания оптимальных алгоритмов запоминания, т.е. фактически из-за отсутствия навыков интенсивного обучения.
- Развитие памяти (образной, механической, ассоциативной);
Одновременное развитие всех видов памяти значительно повышает эффективность усвоения новой информации . Но даже развитие только одного компонента памяти может привести к результату.
- Развитие понятийного мышления.
Задача учителя в данной ситуации –организация занятий коррекционной направленности; отслеживание динамики процессов на общий уровень обученности ребенка, на его интеллектуальное развитие.
Одно из важнейших направлений работы данного проекта - проведение развивающих занятий в группе продлённого дня, способствующих коррекции недостатков памяти и внимания; а также системное применение на уроках упражнений, направленных на развитие и коррекцию высших психических функций (на учебном материале) с целью оказания своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.
Направления работы на 2019-2020 учебный год.(4 класс).
Направления развития психических функций | Цель | Методики, формы, средства, приемы, используемые на практике. |
Диагностика навыков чтения | Формирование навыков компьютерной диагностики чтения. | Определение :
|
Поле зрения | Формирование представления о поле зрения; -Диагностика поля зрения. | Используется тренажёр:
|
Подавление артикуляции. | Формирование навыков подавления артикуляции. | Используются тренажёры:
|
Интегральный алгоритм чтения | Формирование представлений об интегральном алгоритме чтения; навыков работы с текстом. | Алгоритм запоминания:
|
Образная память | Формирование навыков компьютерной диагностики образной памяти; Определение кратковременной образной памяти. | Используется тренажёр:
Методика запоминания: Посмотреть несколько секунд на спички, показанные на экране монитора, закрыть глаза и попытаться представить себе картинку расположения спичек.
Методика запоминания аналогичная.
Методика запоминания: На экране монитора , в течение определённого кол-ва времени проецируются цифры. Обучаемый должен их запомнить и воспроизвести.
|
Ассоциативная память | Формирование навыков компьютерной диагностики ассоциативной памяти; Исследование ассоциативной памяти; | Используется приём ассоциативных связок. Используется тренажёр:
Методика запоминания: Обучаемому даётся 20 секунд для запоминания максимального количества слов из предъявленного списка . Затем он должен воспроизвести слова именно в той последовательности , в которой они были предъявлены. |
Кратковременная память | Формирование навыков компьютерной диагностики кратковременной памяти; исследование кратковременной памяти. | Используется тренажёр:
|
Понятийное мышление | Развитие понятийного мышления | Используется тренажёр:
- последовательность; - окончание; - чувство стихосложения.
- словарь наоборот - глаголы. |
Понятийное мышление | Развитие понятийного мышления | Используется тренажёр:
Инструкция: «Прочитать текст и отметить места, в которых даются ответы на вопросы, расположенные в конце текста».
Инструкция: « Из предложенных вариантов выбрать самое смешное окончание анекдота».
Инструкция: «Из предложенных вариантов выбрать верное толкование пословицы».
Инструкция: «Из предложенных вариантов выбрать верное толкование пословицы».
Инструкция: « Выбрать из двух словосочетаний то, где слово употребляется в переносном смысле»
Инструкция: «Из предложенных вариантов выбрать главную мысль текста». |
Этапы и сроки работы по индивидуальной программе педагогического поиска.
1 этап: Сентябрь 2019-2020 год.
- Первоначальная диагностика .
- Выявление группы учащихся, которые испытывают затруднения в процессе обучения по причине недоразвития высших психических функций.
2 этап: Сентябрь – декабрь 2019 -2020 год.
- Организация системы работы по развитию высших психических функций на занятиях в режиме консультаций.
- Апробация конкретных методик, приемов, направленных на развитие высших психических функций на занятиях в режиме консультаций.
3 этап: Январь 2019-2020 год.
- Проведение промежуточной диагностики с целью выявления динамики в развитии высших психических функций учащихся.
- Корректировка плана проведения упражнений на развитие высших психических функций, с учётом результатов промежуточной диагностики.
4 этап: Январь – Май 2019-2020 год.
- Организация системы работы по развитию высших психических функций на занятиях в режиме консультаций.
- Апробация конкретных методик, приемов, направленных на развитие высших психических функций .
5 этап: Май 2019-2020 год.
- Проведение итоговой диагностики в конце учебного года, с целью проверки уровня развитии высших психических функций учащихся.
6 этап: май
Анализ результативности проведённой развивающей работы.
- Обобщение педагогического опыта.
- Формирование банка методических разработок уроков, занятий по развитию высших психических функций.
Тематическое планирование (4 раза в месяц)
№ занятий | Цель занятий | Дата (сроки) |
1 занятие. | Вводная диагностика | Сентябрь |
2 –5 занятия |
| Сентябрь, октябрь. |
6 –9 занятия |
| Октябрь, ноябрь. |
10 –13 занятия |
| Ноябрь, декабрь. |
14 –17 занятия |
представлений об интегральном алгоритме чтения; навыков работы с текстом.
ассоциативной памяти; | Декабрь, январь. |
18- 21 занятия | Развитие понятийного мышления | Январь, февраль. |
22 –25 занятия | Развитие понятийного мышления | Март, апрель |
26 занятие | Развитие понятийного мышления | Апрель |
27 – 30 занятия | Развитие понятийного мышления | Апрель, май. |
31 занятие | Диагностика | Май. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальных классов как средство формирования успешной личности.
Школа – единственный институт, через который проходит вся нация. Это значит, что все и каждый заинтересованы в том, какой быть петербургской Школе в 2020 году....
Использование кроссвордов на логопедических занятиях как эффективного средства для успешного средства и коррекции устной и письменной речи детей
Кроссворд – игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.Работа с кроссвордами поможет научиться определять место звука в слове, называть звуки по порядку, а значит – предупредить ошибки на пис...
Психологическая поддержка родителей – это один из важнейших факторов, определяющих успешность в сдаче государственной итоговой аттестации.
Рекомендации родителям перед сдачей государственной итоговой аттестации на родительском собрании....
Взаимодействие классного руководителя и родителей как средство достижения успешной адаптации первоклассников
Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 1-2 ноября 2017 года...
ТРИЗ-технология как средство достижения успешности обучения в условиях реализации ФГОС
Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания....
Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников
Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии...