Проект "Сирс, как средство, определяющее успешность в обучении"
методическая разработка (4 класс)

Алейникова Татьяна Геннадьевна

Одной из наиболее острых проблем современной школы остаётся проблема школьной неуспеваемости. Под понятием «школьной неуспеваемости» понимается «недостаточная степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности, прочности» По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15-40% уч-ся начальных классов общеобразовательной школы.

Успешность обучения на начальном этапе напрямую зависит от развития высших психических функций ребёнка, таких как внимание, память, восприятие, мышление.

Многие дети на момент поступления в школу уже испытывают затруднения подобного рода.

Данная проблема является актуальной для класса, в котором я работаю. Поэтому в течение 2 лет я работала по программе ИПП: «Развитие памяти и внимания как основы эффективного обучения»

 

  • С появлением в школе программного комплекса СИРС появилась возможность организовать данную работу на качественно- новом уровне.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя  общеобразовательная кадетская  школа № 4»

«СИРС, как средство, определяющее успешность обучения»

Автор: Алейникова Татьяна Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

                        2018-2020 учебный год.

Обоснование выбора темы:

Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной  мере определяет успешность всего последующего обучения.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии.

Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.

 Основной целью начального  обучения ( в соответствии с подпрограммой школы) является формироване у младшего школьника умения учиться, т.е самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. Для достижения этой цели необходимо вооружить ребёнка инструментарием – т.е практическими приёмами.

Одной из наиболее острых проблем современной школы остаётся проблема школьной неуспеваемости. Под понятием «школьной неуспеваемости» понимается «недостаточная степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности, прочности» По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15-40% уч-ся начальных классов общеобразовательной школы.

Успешность обучения на начальном этапе напрямую зависит от развития высших психических функций ребёнка, таких как внимание, память, восприятие, мышление.

Многие дети на момент поступления в школу уже испытывают затруднения подобного рода.

Данная проблема является актуальной для класса, в котором я работаю. Поэтому в течение 2 лет я работаю по программе ИПП: «Развитие памяти и внимания как основы эффективного обучения»

На основании данных диагностики я выделили основные проблемы, которые , мне как учителю, необходимо скорректировать:

  • Недостаточный уровень развития зрительной памяти;
  • Неустойчивость внимания;
  • Недостаточное умение распределять внимание;
  • Техника чтения (необходимость в 4 классе овладеть не только базовым, но и оптимальным навыком чтения).

С появлением в школе программного комплекса СИРС появилась возможность организовать данную работу на качественно- новом уровне.

Цели и задачи проекта

Цель:

Развитие памяти, внимания, мышления с  помощью СИРС, как средств, определяющих успешность обучения и являющихся основой развития продуктивного мышления.

Задачи проекта:

  1. Определить уровень сформированности  высших психических функций (диагностика).
  2. Выявить группы уч-ся с недостаточным уровнем развития памяти,  мышления и навыков чтения.
  3. Определить  и апробировать набор методов, средств, форм, приёмов по развитию выше названных навыков.
  4. Выявить динамику развития  данных навыков по определённым выше критериям.
  5. Обобщить опыт работы по индивидуальной программе пед. поиска.

Средства: групповые занятия в режиме консультаций.

Одно из основных условий успешности реализации данного проекта – диагностика учащихся с целью отслеживания результативности применяемых методик. Необходимо помнить, что прежде, чем начинать что-либо корректировать, надо детально изучить исходную ситуацию, то есть речь идет о необходимости педагогической диагностики. Всестороннее знание особенностей ребенка – предпосылка реализации основных функций коррекции. То есть, говоря словами К.Д.Ушинского, «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна его знать также во всех отношениях». В то же время, изучение учащихся необходимо  расценивать не как самоцель, а как средство для того, чтобы выбор способов обучения и воспитания в индивидуальной работе с ребенком осуществлялся не случайно, а со знанием дела.

Для достижения успешности в обучении,  необходимо  проводить данную  работу систематично и целенаправленно.

СИРС является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого развития ребёнка. При  этом используется интегральный, комплексный подход при   развитии

  • Навыков чтения вслух;
  • Быстрого чтения с подавлением артикуляции;

 Как правило, скорость чтения в школе контролируется только в  младших классах, быстрому чтению про себя с подавлением артикуляции ( проговаривание)  не обучают.

С каждым годом  резко возрастает количество предметов и общий объём  информации, общая успеваемость обычно падает из-за отсутствия навыков быстрого чтения и плохого знания оптимальных алгоритмов запоминания,  т.е. фактически из-за отсутствия навыков интенсивного обучения.

  • Развитие памяти (образной, механической, ассоциативной);

Одновременное  развитие всех видов памяти значительно повышает эффективность усвоения новой информации . Но даже развитие только одного компонента памяти может привести к результату.

  • Развитие понятийного мышления.

Задача учителя в данной ситуации –организация занятий коррекционной направленности; отслеживание динамики процессов  на общий уровень обученности ребенка, на его интеллектуальное развитие.

Одно из важнейших направлений работы данного проекта - проведение развивающих занятий в группе продлённого дня, способствующих коррекции недостатков памяти и  внимания; а также системное применение на уроках упражнений, направленных на развитие и коррекцию высших психических функций (на учебном материале) с целью оказания своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Направления работы на 2019-2020 учебный год.(4 класс).

Направления развития психических функций

Цель

Методики, формы, средства, приемы, используемые на практике.

Диагностика навыков чтения

Формирование навыков компьютерной диагностики чтения.

Определение :

  • скорости чтения ;
  •  процента усвоения материала;
  • коэффициента эффективности чтения.

Поле зрения

Формирование представления о поле зрения;

-Диагностика поля зрения.

Используется тренажёр:

  • Таблица Шульте;
  • Текст с затиркой (закраской);

Подавление артикуляции.

Формирование навыков подавления артикуляции.

Используются тренажёры:

  • Текст  в строчку:
  • Текст  в столбец;
  • Текст с затиркой (закраской);
  • Пословицы;
  • Антонимы.

Интегральный алгоритм чтения

Формирование

представлений об интегральном алгоритме чтения;

навыков работы с текстом.

Алгоритм запоминания:

  • Автора;
  • Наименования источника;
  • Выходных данных;
  • Основного содержания ( деление материала на главные и смысловые группы., сортировка текстовой информации на основную и второстепенную , краткое изложение основного содержание материала, краткое конспектирование в письменной форме содержание текста).

Образная память

Формирование навыков компьютерной диагностики образной памяти;

Определение кратковременной образной памяти.

Используется тренажёр:

  • Спички.

Методика запоминания:

Посмотреть несколько секунд на спички, показанные на экране монитора, закрыть глаза и попытаться представить себе картинку расположения спичек.

  • Клетки.

Методика запоминания аналогичная.

  • Цифры.

Методика запоминания:

На экране монитора , в течение определённого кол-ва времени  проецируются цифры. Обучаемый должен их запомнить и воспроизвести.

  • Цвета.

Ассоциативная память

Формирование навыков компьютерной диагностики ассоциативной памяти;

Исследование

ассоциативной памяти;

Используется приём ассоциативных связок.

Используется тренажёр:

  • Порядок слов.

Методика запоминания:

Обучаемому даётся 20 секунд для запоминания максимального количества слов из предъявленного списка . Затем он должен воспроизвести слова именно в той последовательности , в которой они были предъявлены.

Кратковременная память

Формирование навыков компьютерной диагностики  кратковременной памяти;

исследование кратковременной памяти.

Используется тренажёр:

  • Цифры и буквы.

Понятийное мышление

Развитие понятийного мышления

Используется тренажёр:

  • Пословицы.
  • Стихи:

- последовательность;

- окончание;

- чувство стихосложения.

  • Словарь:

- словарь наоборот

- глаголы.

Понятийное мышление

Развитие понятийного мышления

Используется тренажёр:

  • Ориентировка в тексте;

Инструкция:

«Прочитать текст и отметить места, в которых даются ответы на вопросы, расположенные в конце текста».

  • Анекдоты;

Инструкция:

« Из предложенных вариантов выбрать самое смешное окончание анекдота».

  • Пословицы;

Инструкция:

«Из предложенных вариантов выбрать верное толкование пословицы».

  • Фразеологизмы;

Инструкция:

«Из предложенных вариантов выбрать верное толкование пословицы».

  • Переносный смысл слов;

Инструкция:

« Выбрать из двух словосочетаний то, где слово употребляется в переносном  смысле»

  • Существенное понимание.

Инструкция:

«Из предложенных вариантов выбрать главную мысль текста».


Этапы и сроки работы по индивидуальной программе педагогического поиска.

1 этап: Сентябрь 2019-2020 год.

  • Первоначальная диагностика .
  • Выявление группы  учащихся, которые испытывают затруднения  в процессе обучения по причине недоразвития высших психических функций.

2 этап: Сентябрь – декабрь 2019 -2020  год.

  • Организация системы работы по развитию высших психических функций на занятиях в режиме консультаций.
  • Апробация конкретных методик, приемов, направленных на развитие высших психических функций на занятиях в  режиме консультаций.

3 этап: Январь 2019-2020 год.

  • Проведение промежуточной диагностики с целью выявления динамики в развитии высших психических функций учащихся.
  • Корректировка плана проведения упражнений на развитие высших психических функций, с учётом результатов промежуточной диагностики.

4 этап: Январь – Май 2019-2020 год.

  • Организация системы работы по развитию высших психических функций на занятиях в режиме консультаций.
  • Апробация конкретных методик, приемов, направленных на развитие высших психических функций .

5 этап: Май 2019-2020  год.

  • Проведение итоговой  диагностики в конце учебного года, с целью проверки уровня развитии высших психических функций учащихся.

6 этап: май

Анализ результативности проведённой развивающей работы.

  •  Обобщение педагогического опыта.
  •  Формирование банка методических разработок уроков, занятий по развитию высших психических функций.

Тематическое планирование (4 раза в месяц)

№ занятий

Цель занятий

Дата (сроки)

1 занятие.

Вводная диагностика

Сентябрь

2 –5 занятия

  • Формирование навыков компьютерной диагностики чтения;
  • Формирование навыков компьютерной диагностики образной памяти;

Сентябрь, октябрь.

6 –9 занятия

  • Формирование представления о поле зрения;
  • Диагностика поля зрения.
  • Формирование навыков компьютерной диагностики образной памяти;
  • Определение кратковременной образной памяти.

Октябрь, ноябрь.

10 –13 занятия

  • Формирование навыков подавления артикуляции;
  • Формирование навыков компьютерной диагностики  кратковременной памяти;
  • Исследование кратковременной памяти.

Ноябрь, декабрь.

14 –17 занятия

  • Формирование

представлений об интегральном алгоритме чтения;

навыков работы с текстом.

  • Формирование навыков компьютерной диагностики ассоциативной памяти;
  • Исследование

ассоциативной памяти;

Декабрь, январь.

18- 21 занятия

Развитие понятийного мышления

Январь, февраль.

22 –25 занятия

Развитие понятийного мышления

Март, апрель

26 занятие

Развитие понятийного мышления

Апрель

27 – 30  занятия

Развитие понятийного мышления

Апрель, май.

31 занятие

Диагностика

Май.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальных классов как средство формирования успешной личности.

Школа – единственный институт, через который проходит вся нация. Это значит, что все и каждый заинтересованы в том, какой быть петербургской Школе в 2020 году....

Использование кроссвордов на логопедических занятиях как эффективного средства для успешного средства и коррекции устной и письменной речи детей

Кроссворд – игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.Работа с кроссвордами поможет научиться определять место звука в слове, называть звуки по порядку, а значит – предупредить ошибки на пис...

Психологическая поддержка родителей – это один из важнейших факторов, определяющих успешность в сдаче государственной итоговой аттестации.

Рекомендации родителям перед сдачей государственной итоговой аттестации на родительском собрании....

Взаимодействие классного руководителя и родителей как средство достижения успешной адаптации первоклассников

Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 1-2 ноября 2017 года...

ТРИЗ-технология как средство достижения успешности обучения в условиях реализации ФГОС

Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания....

Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников

Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии...