Взаимодействие классного руководителя и родителей как средство достижения успешной адаптации первоклассников
статья (1 класс) на тему

Жигунова Ирина Игоревна

 Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 1-2 ноября 2017 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhigunova_i.i._leninsk-kuznetskiy.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.3

И.И. Жигунова,

МБОУ «Гимназия № 12»,

Ленинск-Кузнецкий,

учитель начальных классов

I.I. Zhigunova,

MBOU “Gimnasium № 12”,

Leninsk-Kuznetsky,

primery school teacher

E-mail: hira_geniy-dobraya@mail.ru

А. А. Колганова,

МБОУ «Гимназия № 12»,

Ленинск-Кузнецкий,

учитель начальных классов

A.A. Kolganova

MBOU “Gimnasium № 12”,

Leninsk-Kuznetsky,

primery school teacher

E-mail: agatabirt@mail.ru

Л.С. Беляева,

МБОУ «Гимназия № 12»,

Ленинск-Кузнецкий,

учитель начальных классов

L.S. Belyaeva,

MBOU “Gimnasium № 12”,

Leninsk-Kuznetsky,

primery school teacher

E-mail: k_lida-91@mail.ru

Взаимодействие классного руководителя и родителей как средство достижения успешной адаптации первоклассников

Interaction between the class teacher and parents as a means of achieving successful adaptation of first-graders

Аннотация: В данной статье отражаются основные принципы взаимодействия классного руководителя и родителей с целью достижения успешной адаптации и социализации первоклассников. Приведены результаты диагностики первоклассников по методике Н.Г. Лускановой для анализа целесообразности использования данных принципов в работе.

Abstract: This article reflects the basic principles of interaction between the class teacher and parents in order to achieve successful adaptation and socialization of first-graders. The results of diagnostics of first-graders according to the method of N.G. Luskanova for the analysis of the appropriateness of using these principles in work.

Ключевые слова: социализация, адаптация, адаптация первоклассников, взаимодействие классного руководителя и родителей.

Indexterms: Socialization, adaptation, adaptation of first-graders, interaction of the class teacher and parents.

В процессе социализации личности происходит ее социальная адаптация. Потребность в познании – одна из духовных потребностей, позволяющих рассматривать человека как социальное существо. Чем выше потребность человека в познании, тем больше его социальная сущность преобладает над биологической, инстинктивной, животной. Любые потребности для их удовлетворения требуют проявления активности, что в отношении человека характеризуется как деятельность. В связи с этим школа выступает в качестве средства развития познавательной деятельности человека и играет ведущую роль в ее возникновении и формировании у личности, что и способствует высокой степени ее социализации в дальнейшем.

Для еще не сформированной личности ребенка в возрасте 6-7 лет школа – это испытание, целый комплекс новых условий и требований, что по законам природы вызывает необходимость в адаптации.

Адаптация (в широком смысле) – это приспособление организма к новым, изменяющимся условиям среды. Адаптация к школе – это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Успешная адаптация способствует дальнейшей успешности обучающихся в школе, а далее и в жизни. 

Адаптация первоклассников к школе – процесс длительный, трудоемкий, поэтому на первых этапах работы это является самой актуальной проблемой.

Для осуществления комплексной работы в данном направлении вывели главное правило - «Правило треугольника». Суть его в постоянном и  тесном взаимодействии всех трех участников образовательных отношений: классный руководитель - обучающиеся – родители:

        

При этом взаимодействии должны соблюдаться следующие принципы:

  1. Единство требований. Требования родителей и классного руководителя к обучающимся должны совпадать. То, что запрещает классный руководитель, должно быть неприемлемым для первоклассников дома, и наоборот. В противном случае у обучающихся возникнет внутренний конфликт на основе противоречия восприятия действительности. Результат может быть различным, но в любом случае неблагоприятным: либо игнорирование и отрицание обучающимся любых предъявляемых к ним требований, либо раздвоенное поведение, при котором соблюдаться будут только те требования и правила, которые обучающемуся наиболее выгодны или те, которые предъявляются более авторитетным в его глазах наставником.
  2. Доброжелательное, формально-доверительное общение. Доверие и доброжелательность способствуют положительному восприятию первоклассниками  школы, общению с классным руководителем, с одноклассниками, снижению уровня школьной тревожности. Родители при этом адекватно реагируют на замечания, требования и рекомендации классного руководителя. Классному руководителю легче контролировать ситуацию и психологическое состояние обучающихся  в школе. При этом сохранение формальности общения позволит сохранить и повысить уровень ответственности к учебному процессу и со стороны обучающихся, и со стороны родителей.
  3. Взаимное поддержание авторитета. Этот принцип заключается в исключении любой критики родителей или классного руководителя в присутствии обучающихся. Любые конфликты или недопонимания между родителем и классным руководителем должны решаться и обсуждаться без присутствия обучающихся, чтобы не допустить ситуации, описанной в первом пункте.
  4. Принцип взаимопомощи. Отзывчивость родителей и классного руководителя должна быть взаимной, это позволит сплотить взрослый коллектив и послужит благоприятным примером для первоклассников.

      Адаптация к школе включает две составляющие: физиологическую и социально-психологическую. Физиологическая составляющая – это создание благоприятных условий для сохранения и поддержания физического здоровья обучающихся. И снова важна совместная работа родителей и классного руководителя в данном направлении. Если родители отвечают за соблюдение режима дня, правильного рациона обучающегося, то классный руководитель может выступить в качестве информационного источника для родителей и обучающихся в области знаний о здоровом образе жизни и в роли обучающего способам двигательной активности посредством подвижных игр, физкультминуток, логоритмических зарядок.

Социально-психологическая составляющая обеспечивается благодаря грамотной системе одобрения и порицания, формированию учителем и родителями адекватной самооценки у обучающихся. Очень важно, особенно в первые недели обучения, формирование у обучающихся осознания своей значимости в семье, в школьном коллективе, в социуме. Классному руководителю необходимо не только владеть информацией в той или иной области, чтобы дать родителям необходимые рекомендации, но и самому планомерно и строго их соблюдать.

Для диагностики уровня адаптации использовалась «Анкета для определения школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. [1]

В анкетировании участвовало 58 учеников 1-х классов. Из них:

 25-30 баллов набрали 16 учеников (27,6%);

20-24 балла – 31 ученик (53,4%);

15-19 баллов – 8 учеников (13,8%);

10-14 баллов – 3 ученика (5,2%).

Таким образом, можно сделать вывод, что период адаптации  у исследуемых обучающихся в совместной работе с родителями проходит достаточно успешно. Обучащиеся в большинстве своем спокойно, уверенно себя чувствуют, быстро привыкли к коллективу, ближе узнали своих одноклассников, приобрели друзей.

Среди родителей был проведен опрос с целью выявления, кто из них использовал вышеперечисленные принципы. Опрос показал, что родители 49 обучающихся активно использовали данные принципы в воспитании. Родителям 9 обучающихся, вошедших в 18% анкетируемых с низким уровнем мотивации к школе и внешней мотивацией,  было сложно придерживаться данных принципов по разным причинам. Отсюда следует, что правило треугольника и принципы совместной работы классного руководителя с родителями способствуют успешной адаптации, а соответственно, и высокой степени социализации первоклассников.

Литература.

  1. Первое сентября. 2001. № 9: [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100907. (Дата обращения: 14.10.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...

"Взаимодействие классного руководителя с родителями будущих первоклассников" (из опыта работы) Ермилова Н.Н.

Статья раскрывает пути взаимодействия учителя начальных классов и классного руководителя с родителями "будущих первоклассников". На первом классном собрании задолго до школы решаются важные ...