Портфолио ученика начальных классов как средство формирования успешной личности.
статья на тему

Смирнова Юлия Валерьевна

Школа – единственный институт, через который проходит вся нация. Это значит, что все и каждый заинтересованы в том, какой быть петербургской Школе в 2020 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2003.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика начальных классов как средство формирования успешной личности.

Школа – единственный институт, через который проходит вся нация. Это значит, что все и каждый заинтересованы в том, какой быть петербургской Школе в 2020 году.

Как известно, любая стратегия строится по принципу «от будущего к настоящему». Согласно стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020», Санкт-Петербург – крупнейший образовательный центр, реализующий программы открытого образования, предоставляющего широкие возможности выбора для каждого жителя города.  В городе действует новая модель проектирования и управления образовательным процессом, позволяющая выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учетом его потребностей и запросов семьи, осуществлять полноценную интеграцию основного, дополнительного и дистанционного         образования.
           Сегодня мы говорим о портфолио ученика, в частности о портфолио ученика начальной школы. «
Мама! Мне срочно нужен портфолио!" – часто эта фраза, как гром среди ясного неба,  звучит во многих семьях российских школьников. К сожалению,  педагоги,  родители и тем более учащиеся зачастую не могут дать ответ, для чего же нужно собирать портфолио.

Готовясь к выступлению, я пыталась найти официальные документы, позволяющие дать ответы на этот вопрос. Все ссылки приводили к Приказу Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 N 4509/49, в котором была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. "У каждого ученика будет портфолио, то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений: результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов" – утверждает министр образования В.М.Филиппов ("Комсомольская правда» от 14.01.2003). Безусловно, удачный выбор профессии можно считать достойной целью проделанной работы. Но как эта цель вписывается в контекст начальной школы? Сразу предвижу возмущение оппонентов: «Мол, творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, развивается с его рождения!» Соглашусь и вернусь к этому вопросу чуть позже.

Дело в том, что предлагаемая в сети Интернет и книжных магазинах города структура портфолио ученика начальных классов не отличается разнообразием. Большой блок составляют достижения учащихся по определенным предметам. Положения о портфолио, разработанные в ОУ, прописывают наличие документов, заверенных учителями, составляющими этот блок. Возникает вопрос, что делать тем ученикам, которые не являются победителями олимпиад разных уровней, и тем, чьи учебные показатели далеки от совершенства? Ведь разложенные по файлам диктанты и контрольные работы с «тройками» и «двойками» вряд ли можно считать достижением! Конечно, техника чтения однозначно возрастет у ученика 4 класса, по сравнению с первоклассником, чего, к сожалению, не скажешь о результатах по математике и русскому языку. Думаю, что любой практикующий учитель знает, что показатели по этим предметам часто имеют отрицательную динамику. Возникает вопрос: нужно ли дублировать табель ребенка в портфолио,  каким образом это приведет к саморазвитию его личности?

        Проанализировав эту ситуацию, я пришла к выводу,  что только сугубо индивидуальный   подход к личности каждого ребенка и соответственно к составлению портфолио может привести к положительным результатам.

Главной целью составления портфолио вообще и портфолио ученика начальной школы в частности, по моему мнению, является создание ситуации успеха каждого индивида, осознание им своей значимости.

Начальная школа - фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому проблема успешности обучения и воспитания младших школьников является основной проблемой начального образования. 

Российское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное в целом переосмысление приоритетов в общей направленности мотивации личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, заданный параметр современной цивилизации.
           Ведущей целью начальной школы является формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в учении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время). Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младшего школьника.

         Личность успешного младшего школьника характеризуют:

-высокая мотивация, интерес к учению, сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению, прилежание;

-проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;

-адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

-умение  оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

-умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;

-способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.

Со времен Я.А. Коменского, который поставил великую задачу создать педагогику, дающую гарантию успеха, без малейшей возможности «провала», продолжается творческий поиск педагогов в этом направлении. В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), педагогика творчества (В.А. Караковский).

Американский психотерапевт профессор У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» замечает, что оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру - приобретение опыта успеха в школе. Более того, он убежден: «Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

Готовясь к написанию этой статьи, я вспомнила фрагмент романа Б. Акунина:  «Найти свой путь — самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас — редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример — Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке. Родись он в семье солдафона — вырос бы бездарным офицериком, обожающим военные марши. О, поверьте мне, молодой человек, каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться! Моя система воспитания построена на том, чтобы великий полководец непременно попал на военную службу, а великий художник вовремя получил доступ к краскам. Мои педагоги пытливо и терпеливо прощупывают душевное устройство каждого питомца, отыскивая в нем божью искру, и в девяти случаях из десяти ее находят!

         — Ага, так все-таки не во всех она есть! 

         — Во всех, милый юноша, абсолютно во всех, просто мы, педагоги, недостаточно искусны».

Безусловно, воспринимать это отрывок как аксиому нельзя, тем более, что это текст художественного произведения, но то, что определенные задатки есть у каждого ребенка, по-моему,  бесспорно.

Таким образом, ответом на вопрос «нужен ли портфолио в школе, актуален ли он на начальной ступени» однозначно будет «да». Ведь благодаря совместной работе ребенка, семьи и педагога, происходит процесс осмысления своих достижений, формирования личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Главное: правильно расставить акценты и пополнять портфолио именно теми материалами, которые действительно будут являться достижениями учащихся, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Широкую возможность предоставляют отделения дополнительного образования, где создаются благоприятные условия для личностного и физического развития детей, для удовлетворения их интересов, способностей и дарований, для адаптации их к жизни в обществе, а так же выбора интересного и правильного жизненного пути.

         Это могут быть спортивные победы  или вышивание крестиком (вдруг перед нами будущий дизайнер одежды),  незаурядные артистические данные или музыкальный талант, главное, чтобы  достижения каждого ученика были замечены  и правильно оценены взрослыми и сверстниками.

        В процессе написания статьи я имела возможность поделиться своим опытом и познакомиться с опытом коллег на четвертой региональной конференции «Балльно – рейтинговая система оценки внеучебных достижений учащихся в контексте реализации Стратегии системы образования Санкт-Петербурга в 2011 – 2020гг», проходившей в ГБПОУ Педагогическом колледже № 1 им. Н.А. Некрасова. Специалистами колледжа, являющегося экспериментальной площадкой, была разработана балльная оценка достижений учащихся, которую они предложили в качестве использования при работе с портфолио. Суть оценки заключается в том, что при переходе на вторую ступень обучения, дети подсчитывают количество баллов, набранных ими при работе по созданию портфолио. Это можно сравнить с  экспертным заключением об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения, готовящегося к аттестации. На мой взгляд, в свете того, что было изложено выше, это не совсем уместно.

По моему мнению, и мнению ряда коллег из других школ, оценка портфолио должна выражаться в защите детьми своей работы и  проводиться с определенной периодичностью, в течение всего процесса обучения.

В завершении, хочется пожелать нам всем, невзирая на сложности и дополнительную нагрузку, уметь разглядеть в ребенке его божий дар, помочь ему раскрыть свой талант и стать успешной и уверенной в себе личностью.  

Список литературы

  1. Акунин Б. Азазель/ Б. Акунин.- ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2004.-320 с.
  2. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. -173 с.
  3. Зиганшина Н. Добровольно – принудительная папка. Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника/ Н. Зиганшина// Газета.ру.- 2011.
  4. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг. «Петербургская школа 2020»/ Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.- СПб, 2010.-77с.
  5.  Яшнова О.А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников /О.А. Яшнова: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».

Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....

портфолио ученика начальных классов как средство контроля и оценки его деятельности

Данный материал предназначен для ознакомления родителей с необходимостью создания портфолио и учащихся. Также прикреплены некоторые материалы для вкладышей в портфолио....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития

доклад на МО "Формирование портфолио учениканачальной школыкак средство мотивации личного развития"...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личности ребёнка.

Общая структура портфолио учащихся.  Значимость портфолио, способы организации деятельности по формированию портфолио у учащихся....