Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников
учебно-методический материал

Людмила Ивановна Верещагина

Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников». СЛАЙД 1

Хотелось бы начать со слов создателя ТРИЗ - технологии Генриха Сауловича Альтшуллера: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире,  чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта". СЛАЙД 2

Данная технология появилась в 50-х годах XX века. СЛАЙД 3. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, создана как самостоятельная наука, но многие приемы используются и в педагогике. 

Технология ТРИЗ – это эффективный метод личностно-ориентированного обучения, повышающий уровень самостоятельности учащихся, их творческой активности, а также является средством, дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у обучающихся «умения учиться». Технология ТРИЗ учит детей нестандартно мыслить, то есть творчески. СЛАЙД 4

Особенность ТРИЗ технологии заключается в том, что она предполагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизируя познавательную активность.

Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО. ТРИЗ очень помогает спланировать деятельность на моих уроках, т.к. в классе у меня  23 ученика, из которых - четыре ребёнка с ОВЗ. Многие приемы ТРИЗ обучающиеся уже освоили и могут работать самостоятельно, а у меня есть дополнительное время для работы с детьми с ОВЗ, которые тоже постепенно осваивают приемы ТРИЗ.

Итак, можно сказать, что ТРИЗ, с одной стороны, - это занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребёнка через творчество. Рассмотрим несколько приёмов ТРИЗ, которые применяю на уроках и внеурочной деятельности  в начальной школе.

СЛАЙД 5. Приём «Нестандартный вход в урок» – это универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе уже имеющихся знаний.

В современном мире очень многие дети не любят читать, поэтому на уроках литературного чтения и  как один из вариантов домашнего задания мы используем прием: «Толстый и тонкий вопрос» СЛАЙД 6 — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме (произведению). «Тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный),  требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации. СЛАЙД 7

СЛАЙД 8.Очень нравится детям прием «Создай паспорт»  - используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. СЛАЙД 9

СЛАЙД 10. Постепенно начинаем осваивать прием  «Синквейн» - это методический приём, который представляет собой составление стихотворения (мы пока находимся на ступени прозы) из 5 строк, написание которых подчинено определённым правилам. Таким образом, происходит подведение итогов по изученному материалу. 

Синквейн всегда состоит из пяти строк в определенной структуре:

  1. В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы
  2. Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею
  3. В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы
  4. В четвертой – главная смысловая фраза темы
  5. В пятой – существительное, которое служит заключением. СЛАЙД 11

Обсуждение и решение проблем помогает осуществить универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие – «Хорошо – плохо» СЛАЙД 12

Вариант 1

  1. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

  1. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

СЛАЙД 13. Универсальный приём технологии ТРИЗ: «Да – нетка» - способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет» .

         СЛАЙД 14. При изучении  нового материала часто используем  прием «Лови ошибку».

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок (на первых этапах усвоения приема можно указать количество ошибок). Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. СЛАЙД 15

СЛАЙД 16. Очень сложный, но интересный приём «Морфологический ящик» - используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах, во внеурочной деятельности. СЛАЙД 17

Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Все вышеперечисленные и многие другие приемы, успешно применяю на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока определить  цели и задачи, а также планируемые результаты, а затем подбирать приём ТРИЗ. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока или  этапа урока.

Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания. Каждый ребёнок может предложить свой вариант ответа и методом «проб и ошибок» найти верный ответ

СЛАЙД 18. В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

 - У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости;

- маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. 

СЛАЙД 19.

Используемая литература

1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО, 2006.

2. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.

3. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.

4.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005.

5. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин.Минск, 1994.

6. Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А Нестеренко. Ростов-на-Дону, 1995.

7. Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: книга для учителя / Ю.П. Саламатов. М., 1990.

8.Хоменко, Н.Н. Использование игры «Да - нет» при обучении ТРИЗ: материалы к семинару по ТРИЗ / Н.Н.Хоменко. Мн., 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников» учитель начальных классов Верещагина Л.И., МБОУ «Карпогорская средняя школа №118»

Слайд 2

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта". Г. С. Альтшуллер .

Слайд 3

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач

Слайд 4

Технология ТРИЗ – это эффективный метод личностно-ориентированного обучения, повышающий уровень самостоятельности учащихся, их творческой активности, является средством, дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у обучающихся «умения учиться». Технология ТРИЗ учит детей нестандартно мыслить, то есть творчески.

Слайд 5

Приём «Нестандартный вход в урок» -это универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Русский язык Сад, садовник, садик – корень слова «сад-» Свет, светлый, светить, свеча. А какой корень в этих словах?

Слайд 6

Прием: «Толстый и тонкий вопрос» - это способ организации взаимоопроса учащихся по теме (произведению). «Тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный), требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации. Литературное чтение. Н.Носов «Огурцы» Тонкие вопросы (по тексту) Кто главный герой рассказа? Что произошло с мальчиком? Когда происходит действие рассказа? Толстые вопросы Дайте объяснение, почему мама отправила мальчика обратно? Почему вы думаете, что мальчик совершил плохой поступок? Предположите. Что будет. Если мальчик не вернет огурцы?

Слайд 7

Прием: «Толстый и тонкий вопрос» Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов» Тонкие вопросы Что такое приставка? Для чего нужна приставка? Где пишется приставка в слове? Как обозначается приставка? Толстые вопросы Почему приставка так называется? Чем приставка отличается от суффикса? В чём отличие приставки от предлога? Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Слайд 8

Прием «Создай паспорт» используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Слайд 9

Прием «Создай паспорт» Создаем паспорт литературного героя. Имя – Золотая рыбка Создатель – А.С. Пушкин Прописка – море (или «Сказка о рыбаке и рыбке») Внешний вид – Где впервые встречается - Личные качества – Что может делать (работа) – на окружающем мире – паспорт полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма; на математике – паспорт геометрических фигур, математических величин; на русском языке – паспорт частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов; Во внеурочной деятельности

Слайд 10

Прием « Синквейн » - это методический приём, который представляет собой составление стихотворения (мы пока находимся на ступени прозы) из 5 строк, написание которых подчинено определённым правилам. Таким образом, происходит подведение итогов по изученному материалу. В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы В четвертой – главная смысловая фраза темы В пятой – существительное, которое служит заключением

Слайд 11

Кружок «Мое тело. Моё здоровье» Здоровье Крепкое, личное Укреплять, сохранять, следить «В здоровом теле – здоровый дух!» Соблюдай

Слайд 12

Приём «Хорошо – плохо» - обсуждение и решение проблем помогает осуществить универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие Пример Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки. У: Чистить зубы – это хорошо? Д: «+» - удаляем остатки пищи; «-» – стирается эмаль зубов и т.п.

Слайд 13

Приём «Да – нетка » -способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет» Пример На уроке выполнялся разбор слова, как части , которое дети должны узнать и назвать из предложения : Наступила темная ночь и на небе засияли звёзды . Мне задают вопросы: Это имя прилагательное? Это имя существительное? Оно стоит в ед.ч? Оно стоит во мн.ч.? В предложении является подлежащим? и, ориентируясь на ответы учителя, учащиеся находят решение проблемы.

Слайд 14

Прием «Лови ошибку» -при изучении нового материала. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок (на первых этапах усвоения приема можно указать количество ошибок). Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Преимущества приема «Лови ошибку»: универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам; приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся; развивает аналитические способности; предоставляет поле для практического применения полученных знаний; заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов; воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Слайд 15

Прием «Лови ошибку» Русский язык Ошибки в правописании/ грамматике: « д и ревья » Окружающий мир Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает) Литературное чтение «А.С. Пушкин величайший английский поэт» Математика 10 – 4 × 2 = 12 . Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное « ошибкоопасное » место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

Слайд 16

Приём «Морфологический ящик» используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах

Слайд 17

Приём «Морфологический ящик» Что?__________________ Где?___________________ Когда?_________________ Кто?__________________ Сколько?____________________________ Результат?___________________________ Особенности_________________________ Использование приема «Морфологический ящик» при решении логических задач. Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет не соответствует фамилии. Правильно! - ответил Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков. Составим таблицу, которая поможет в анализе задачи. Анализируя задачу и таблицу, находим ответ: Чернов – блондин, Рыжов – брюнет, Белов – рыжий. блондин рыжий брюнет Белов - + + Рыжов + - + Чернов + + -

Слайд 18

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ: - У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения .

Слайд 19

Спасибо за внимание! Всем творческих успехов!

Слайд 20

Интернет - ресурсы https://infourok.ru/prezentaciya-ispolzovanie-triz-tehnologiy-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-v-ramkah-r ealizacii-fgos-1632899.html https :// mel . fm / vospitaniye / sovety /9506213- triz https :// netology . ru / blog /06-2020- what - is - triz https://externat.foxford.ru/polezno-znat/triz-pedagogika-anatoliya-gina https://infourok.ru/tehnologiya-triz-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo-potenciala-i-kommunikativnih-sposobnostey-doshkolnikov-3192086.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Использование приёмов рациональных вычислений как средство развития мышления младших школьников

Обобщение опыта по данной теме является актуальным, так как умение "рационально" производить вычисления, характеризуют довольно высокий уровень математического развития ученика....

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средства формирования учебно-предметных компетенций у младших школьников»

Современная школа призвана быть ориентированной на будущее, учитывать быструю смену “набора” знаний и умений, постоянную ориентацию на все новое и усвоение этого нового, необходимо научить подрастающе...

Презентация результатов пед.деятельности Капустиной Ю.С. по теме "Использование современных педагогических технологий как средство формировании универсальных учебных действий..

Целью своей работы ставлю создание оптимальных условий для всестороннего развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей, склонностей, интересов и возможностей. Достичь этой цели мне...

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательной деятельности учащихся начальной школы

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их...

ТРИЗ-технология как средство достижения успешности обучения в условиях реализации ФГОС

Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания....