СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА С УМСТВЕНННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА С УМСТВЕНННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ИВАНОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ
НА 2019 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Общая характеристика предмета
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе.
ЛИЧНОСТНЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения:
Предметными результатами изучения курса «окружающий природный мир» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке за учителем, умение выполнять инструкции педагога.
Познавательные БУД:
- представления об объектах неживой природы (солнце, луна, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
Коммуникативные БУД:
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др)
- слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
Раздел «Растительный мир»
Знакомство с деревом, кустами, травами. Знакомство с частями растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок), их значение.
Знание значения растений в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, груша, слива), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с кустарниками ( шиповник, крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, мухомор) по внешнему виду, их строением (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знакомство с садовыми цветочно-декоративными растениями (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, роза, лилия, гвоздика).
Знакомство с дикорастущими цветочно-декоративными растениями (ромашка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш), их строением (корень, стебель, листья, цветок). Знакомство с культурными и дикорастущими травянистыми растениями (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. Знакомство с лекарственными растениями (зверобой, ромашка, календула и др.), значения лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с комнатными растениями ( кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Знакомство с зерновыми культурами (пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы)и их значением в жизни человека.
Животный мир.
Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными. Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения, значение диких животных в жизни человека. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знакомство с животными, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, морж), их питание. Знакомство с животными, обитающие в природных зонах жаркого пояса ( лев, слон, жираф, обезьяна, крокодил), их питание. Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, дятел, синица), перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицами», значение птиц в жизни человека, в природе. Знакомство с водоплавающими птицами (лебедь, утка, гусь). Знакомство с рыбами, их строением, питанием, значение рыб в жизни человека. Знакомство с насекомыми, их строением и питанием. Знакомство с речными насекомыми (жук, бабочка, стрекоза), их строение, питание, передвижение. Значение насекомых в жизни человека, в природе. Знакомство с морскими обитателями (кит, дельфин), строение, питание, значение морских обитателей в жизни человека, в природе. Животные, живущие в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы.
Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). Суша и водоем. Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека. Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. Вода, значение воды в природе и жизни человека. Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Растительный мир | Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, дуб, клён, ель, сосна, ) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, груша, слива), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с кустарниками (шиповник, крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека . Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, мухомор) по внешнему виду, их строением (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знакомство с садовыми цветочно-декоративными растениями (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, роза, лилия, гвоздика). Знакомство с дикорастущими цветочно-декоративными растениями (ромашка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш), их строением (корень, стебель, листья, цветок). Знакомство с культурными и дикорастущими травянистыми растениями (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. Знакомство с лекарственными растениями (зверобой, ромашка, календула и др.), значения лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с комнатными растениями ( кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Знакомство с зерновыми культурами (пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы)и их значением в жизни человека. | 22 |
2 | Животный мир. | Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными. Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения, значение диких животных в жизни человека. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знакомство с животными, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, морж), их питание. Знакомство с животными, обитающие в природных зонах жаркого пояса ( лев, слон, жираф, обезьяна, крокодил), их питание. Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, дятел, синица), перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицами», значение птиц в жизни человека, в природе. Знакомство с водоплавающими птицами (лебедь, утка, гусь). Знакомство с рыбами, их строением, питанием, значение рыб в жизни человека. Знакомство с насекомыми, их строением и питанием. Знакомство с речными насекомыми (жук, бабочка, стрекоза), их строение, питание, передвижение. Значение насекомых в жизни человека, в природе. Знакомство с морскими обитателями (кит, дельфин), строение, питание, значение морских обитателей в жизни человека, в природе. Животные, живущие в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.). | 22 |
3 | Объекты природы. | Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). Суша и водоем. Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека. Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. Вода, значение воды в природе и жизни человека. Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. | 36 |
4 | Временные представления. | Части суток (утро, день, вечер, ночь). Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. | 22 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Лиственные деревья (береза, дуб, клен) | 1 | |
2 | Хвойные деревья (ель, сосна) | 1 | |
3 | Строение деревьев (корень, ствол, ветки, листья), значение в природе и жизни человека | 1 | |
4 | Кустарники (шиповник, крыжовник, смородина) | 1 | |
5 | Строение кустарников (корень, ветки, листья) | 1 | |
6 | Узнавание фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) | 1 | |
7 | Различение фруктов по внешнему виду, вкусу, запаху. | 1 | |
8 | Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. | 1 | |
9 | Узнавание овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) | 1 | |
10 | Различение овощей по внешнему виду, вкусу, запаху. | 1 | |
11 | Значения овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. | 1 | |
11 | Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) | 1 | |
13 | Различение ягод по внешнему виду, вкусу, запаху. Знание значения ягод в жизни человека. | 1 | |
14 | Разнообразие грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, мухомор), внешний вид, строение (ножка, шляпка).. | 1 | |
15 | Различение съедобных и несъедобных грибов. Значение грибов в природе и жизни человека | 1 | |
16 | Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, роза, лилия, гвоздика). | 1 | |
17 | Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш), строение (корень, стебель, листья, цветок). | 1 | |
18 | Культурные и дикорастущие травянистые растения (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. | 1 | |
19 | Лекарственные растения: зверобой, ромашка, календула, значения лекарственных растений в жизни человека. | 1 | |
20 | Комнатные растения: кактус, фиалка, фикус. Уход за комнатными растениями. Значения комнатных растений в жизни человека. | 1 | |
21 | Зерновые культуры: пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы, их значение в жизни человека. | 1 | |
22 | Игра «Растительный мир» | 1 | |
23 | Домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Питание домашних животных. | 1 | |
24 | Детеныши домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). | 1 | |
25 | Строение домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Уход за домашними животными. | 1 | |
26 | Значение домашних животных в жизни человека. | 1 | |
27 | Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения | 1 | |
28 | Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). | 1 | |
29 | Значение диких животных в жизни человека. | 1 | |
30 | Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, морж), их питание. | 1 | |
31 | Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса ( лев, слон, жираф, обезьяна, крокодил), их питание. | 1 | |
32 | Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь), их питание, строение. | 1 | |
33 | Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок), значение домашних птиц в жизни человека. | 1 | |
34 | Зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, дятел, синица) | 1 | |
35 | Перелетные птицы (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) | 1 | |
36 | Питание птиц, значение птиц в жизни человека, в природе. | 1 | |
37 | Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь). | 1 | |
38 | Рыбы, их строение, питание, значение рыб в жизни человека. | 1 | |
39 | Насекомые (комар, муха), их строение и питание. | 1 | |
40 | Речные насекомые (жук, бабочка, стрекоза), их строение, питание, передвижение. | 1 | |
41 | Значение насекомых в жизни человека, в природе. | 1 | |
42 | Морские обитатели (кит, дельфин), строение, питание, значение морских обитателей в жизни человека, в природе. | 1 | |
43 | Животные, живущие в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Уход, питание, содержание. | 1 | |
44 | Игра «Животный мир» | 1 | |
45 | Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. | 3 | |
46 | Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе. | 3 | |
47 | Планета Земля. | 3 | |
48 | Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). | 3 | |
49 | Суша и водоем. | 3 | |
50 | Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. | 3 | |
51 | Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека. | 3 | |
52 | Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. | 3 | |
53 | Вода, значение воды в природе и жизни человека. | 3 | |
54 | Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. | 3 | |
55 | Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. | 3 | |
56 | Игра «Объекты природы» | 3 | |
57-58 | Части суток (утро, день, вечер, ночь). | 4 | |
59-60 | Дни недели, название, последовательность.. | 4 | |
61-62 | Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. | 3 | |
63 | Соотнесение месяцев с временами года. Название времен года (весна, лето, осень, зима), | 2 | |
64 | Изменения, происходящие в жизни человека, животных и растений в разное время года | 2 | |
65 | Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). | 2 | |
66 | Закрепление изученного. | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-961730-1666258320.jpg)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711732-1447869731.jpg)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-22373-1535884326.jpg)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с и...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831062-1476443060.jpg)
Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета: Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окруж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831062-1476443060.jpg)
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/08/picture-936228-1583652540.jpg)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...