СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА С УМСТВЕНННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_1_klass_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА С УМСТВЕНННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ИВАНОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ
НА 2019 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Общая характеристика предмета
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе.
ЛИЧНОСТНЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения:
Предметными результатами изучения курса «окружающий природный мир» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке за учителем, умение выполнять инструкции педагога.
Познавательные БУД:
- представления об объектах неживой природы (солнце, луна, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
Коммуникативные БУД:
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др)
- слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
Раздел «Растительный мир»
Знакомство с деревом, кустами, травами. Знакомство с частями растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок), их значение.
Знание значения растений в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, груша, слива), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с кустарниками ( шиповник, крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, мухомор) по внешнему виду, их строением (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знакомство с садовыми цветочно-декоративными растениями (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, роза, лилия, гвоздика).
Знакомство с дикорастущими цветочно-декоративными растениями (ромашка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш), их строением (корень, стебель, листья, цветок). Знакомство с культурными и дикорастущими травянистыми растениями (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. Знакомство с лекарственными растениями (зверобой, ромашка, календула и др.), значения лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с комнатными растениями ( кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Знакомство с зерновыми культурами (пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы)и их значением в жизни человека.
Животный мир.
Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными. Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения, значение диких животных в жизни человека. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знакомство с животными, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, морж), их питание. Знакомство с животными, обитающие в природных зонах жаркого пояса ( лев, слон, жираф, обезьяна, крокодил), их питание. Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, дятел, синица), перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицами», значение птиц в жизни человека, в природе. Знакомство с водоплавающими птицами (лебедь, утка, гусь). Знакомство с рыбами, их строением, питанием, значение рыб в жизни человека. Знакомство с насекомыми, их строением и питанием. Знакомство с речными насекомыми (жук, бабочка, стрекоза), их строение, питание, передвижение. Значение насекомых в жизни человека, в природе. Знакомство с морскими обитателями (кит, дельфин), строение, питание, значение морских обитателей в жизни человека, в природе. Животные, живущие в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы.
Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). Суша и водоем. Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека. Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. Вода, значение воды в природе и жизни человека. Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Растительный мир | Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, дуб, клён, ель, сосна, ) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, груша, слива), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с кустарниками (шиповник, крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека . Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, мухомор) по внешнему виду, их строением (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знакомство с садовыми цветочно-декоративными растениями (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, роза, лилия, гвоздика). Знакомство с дикорастущими цветочно-декоративными растениями (ромашка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш), их строением (корень, стебель, листья, цветок). Знакомство с культурными и дикорастущими травянистыми растениями (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. Знакомство с лекарственными растениями (зверобой, ромашка, календула и др.), значения лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с комнатными растениями ( кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Знакомство с зерновыми культурами (пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы)и их значением в жизни человека. | 22 |
2 | Животный мир. | Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными. Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения, значение диких животных в жизни человека. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знакомство с животными, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, морж), их питание. Знакомство с животными, обитающие в природных зонах жаркого пояса ( лев, слон, жираф, обезьяна, крокодил), их питание. Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, дятел, синица), перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицами», значение птиц в жизни человека, в природе. Знакомство с водоплавающими птицами (лебедь, утка, гусь). Знакомство с рыбами, их строением, питанием, значение рыб в жизни человека. Знакомство с насекомыми, их строением и питанием. Знакомство с речными насекомыми (жук, бабочка, стрекоза), их строение, питание, передвижение. Значение насекомых в жизни человека, в природе. Знакомство с морскими обитателями (кит, дельфин), строение, питание, значение морских обитателей в жизни человека, в природе. Животные, живущие в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.). | 22 |
3 | Объекты природы. | Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). Суша и водоем. Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека. Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. Вода, значение воды в природе и жизни человека. Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. | 36 |
4 | Временные представления. | Части суток (утро, день, вечер, ночь). Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. | 22 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Лиственные деревья (береза, дуб, клен) | 1 | |
2 | Хвойные деревья (ель, сосна) | 1 | |
3 | Строение деревьев (корень, ствол, ветки, листья), значение в природе и жизни человека | 1 | |
4 | Кустарники (шиповник, крыжовник, смородина) | 1 | |
5 | Строение кустарников (корень, ветки, листья) | 1 | |
6 | Узнавание фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) | 1 | |
7 | Различение фруктов по внешнему виду, вкусу, запаху. | 1 | |
8 | Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. | 1 | |
9 | Узнавание овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) | 1 | |
10 | Различение овощей по внешнему виду, вкусу, запаху. | 1 | |
11 | Значения овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. | 1 | |
11 | Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) | 1 | |
13 | Различение ягод по внешнему виду, вкусу, запаху. Знание значения ягод в жизни человека. | 1 | |
14 | Разнообразие грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, мухомор), внешний вид, строение (ножка, шляпка).. | 1 | |
15 | Различение съедобных и несъедобных грибов. Значение грибов в природе и жизни человека | 1 | |
16 | Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, роза, лилия, гвоздика). | 1 | |
17 | Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш), строение (корень, стебель, листья, цветок). | 1 | |
18 | Культурные и дикорастущие травянистые растения (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. | 1 | |
19 | Лекарственные растения: зверобой, ромашка, календула, значения лекарственных растений в жизни человека. | 1 | |
20 | Комнатные растения: кактус, фиалка, фикус. Уход за комнатными растениями. Значения комнатных растений в жизни человека. | 1 | |
21 | Зерновые культуры: пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы, их значение в жизни человека. | 1 | |
22 | Игра «Растительный мир» | 1 | |
23 | Домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Питание домашних животных. | 1 | |
24 | Детеныши домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). | 1 | |
25 | Строение домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Уход за домашними животными. | 1 | |
26 | Значение домашних животных в жизни человека. | 1 | |
27 | Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения | 1 | |
28 | Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). | 1 | |
29 | Значение диких животных в жизни человека. | 1 | |
30 | Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, морж), их питание. | 1 | |
31 | Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса ( лев, слон, жираф, обезьяна, крокодил), их питание. | 1 | |
32 | Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь), их питание, строение. | 1 | |
33 | Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок), значение домашних птиц в жизни человека. | 1 | |
34 | Зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, дятел, синица) | 1 | |
35 | Перелетные птицы (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) | 1 | |
36 | Питание птиц, значение птиц в жизни человека, в природе. | 1 | |
37 | Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь). | 1 | |
38 | Рыбы, их строение, питание, значение рыб в жизни человека. | 1 | |
39 | Насекомые (комар, муха), их строение и питание. | 1 | |
40 | Речные насекомые (жук, бабочка, стрекоза), их строение, питание, передвижение. | 1 | |
41 | Значение насекомых в жизни человека, в природе. | 1 | |
42 | Морские обитатели (кит, дельфин), строение, питание, значение морских обитателей в жизни человека, в природе. | 1 | |
43 | Животные, живущие в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Уход, питание, содержание. | 1 | |
44 | Игра «Животный мир» | 1 | |
45 | Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. | 3 | |
46 | Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе. | 3 | |
47 | Планета Земля. | 3 | |
48 | Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). | 3 | |
49 | Суша и водоем. | 3 | |
50 | Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. | 3 | |
51 | Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека. | 3 | |
52 | Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. | 3 | |
53 | Вода, значение воды в природе и жизни человека. | 3 | |
54 | Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. | 3 | |
55 | Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. | 3 | |
56 | Игра «Объекты природы» | 3 | |
57-58 | Части суток (утро, день, вечер, ночь). | 4 | |
59-60 | Дни недели, название, последовательность.. | 4 | |
61-62 | Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. | 3 | |
63 | Соотнесение месяцев с временами года. Название времен года (весна, лето, осень, зима), | 2 | |
64 | Изменения, происходящие в жизни человека, животных и растений в разное время года | 2 | |
65 | Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). | 2 | |
66 | Закрепление изученного. | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с и...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...
Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета: Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окруж...
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...