Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_1_klass.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

 Принято на заседании педагогического                                Утверждаю

 совета ГБОУ Школа №  2127                                                  Директор ГБОУ Школа № 2127

 от«____»___________20___г.                                                _______________И.Ю.Солодкий

 Протокол № 1                                                                                 «____»   ________________    20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Окружающий природный мир»

составлена на основе

программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011)

 1 дополнительный класс

 

2017 - 2018 учебный год

Мастрюкова О.В., учитель

Москва 2017 г.

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Данная  рабочая программа по курсу «Живой мир» составлена для учащихся 2-го класса на основе учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011).

Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в классе обучаются дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра, часть детей класса (говорящие и частично говорящие), а часть – это дети безречевые. Курс «Живой мир» входит в образовательную область «Естествознание». Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших  школьников со сложной структурой дефекта. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично говорящие) овладевает простейшими навыками, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению речью, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие.  Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Цель обучения – формирование доступных представлений об окружающем мире природы и ориентации в среде.

Образовательная задача:

- формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим предметам;

- расширить и обогатить представление о непосредственно окружающем мире, для получения некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Коррекционно-развивающая задача:

- исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности;

- обучение способности видеть, сравнивать, обогащать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно - следственные связи и закономерности, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Воспитательная задача:

- воспитывать интерес к живому миру, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Продолжительность одного урока: первое полугодие - 35 минут, второе полугодие – 40 минут.

Форма реализации – очная.

В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Содержание программы

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Объекты и явления неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Объекты живой природы (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.). Животные. Дикие и домашние животные. Их питание, жилища. Польза, которую приносят домашние животные людям. Птицы. Рыбы.

Растения: деревья, цветы. Части деревьев: корень, ствол, листья, ветки (крона). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, уход за ними. Правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3)Элементарные представления о течении времени.

Четыре времени года: осень, зима, весна, лето. Признаки времен года. Названия месяцев. Занятия людей, характерные для данных времен года.

Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

Из-за неоднородности детей со сложной структурой дефекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Содержание академического компонента предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.

Предполагаемые результаты обучения

В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.    

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Представления об объектах неживой природы Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. 

  • Интерес к объектам живой природы.
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени. 

  • Умение различать части суток, дни недели

Учебно- тематический план

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

1

2

Неживая природа

13

3

Временные представления

18

4

Животный мир

16

5

Растительный мир

16

6

Подведение итогов

1

Итого

66

Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»

 1 (дополнительный) класс

2017 – 2018 учебный год

п/п

Темы занятий

Дата проведения занятий

Введение

1

Вводное занятие. Экскурсия по теме: « Школьная территория».

Неживая природа

2

Что такое погода? Погода сегодня. Беседа о погоде в данный момент. Работа с иллюстрациями.

3

Земля и Солнце. Работа с иллюстрациями.

4

День и ночь. Закрепить и уточнить знания о смене дня и ночи.

5

Значение солнца. Формировать представления об изменениях в природе, что от деятельности солнца зависят изменения в природе.

6

Солнце и жизнь растений. Повторение и закрепление полученных знаний

Времена года. Осень

7

Осень. Беседа об осени и ее признаках.

8

Признаки осени.

9

Что такое листопад?

10

Занятия и одежда детей осенью.

11

Сезонные изменения в природе.

Растительный мир

12

Растения. Наблюдение за растениями. Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы.

13

Части деревьев: корень, ствол, листья, ветки (крона).

14

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

15

Строение и сходство растений.

16

Различие растений. Отличительные признаки растений: корень, стебель (ствол), лист.

17

Разнообразие цветов. Знакомство с различными растениями.

18

Семена. Формировать понятие «семена». Исследовать строение семени.

19

Семена. Закрепить понятие «семена».

20

Знакомство с приспособлением растений к сезонным изменениям в природе

21

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

22

Плоды растений. Овощи и фрукты.

23

Овощи. Обобщающее понятие.

24

Овощи. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу.

25

Значение овощей для жизни человека.

26

Фрукты. Обобщающее понятие.

27

Фрукты. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу.

28

Значение фруктов в жизни человека.

Неживая природа

29

Свойства воды.

30

Неживая природа: вода в природе. Изменение воды в ветреную погоду (волны).

Животный мир

31

Животные.

32

Строение и сходство животных.

33

Строение и сходство животных.

34

Детеныши животных. Уточнить знания о животных и их детёнышах.

35

Домашние животные

36

Детеныши и жилища домашних животных

37

Польза, которую приносят домашние животные людям

38

Уход за домашними животными.

39

Дикие животные. Выявить знания о диких животных - познакомить со строением тела волка и зайца.

40

Детеныши и жилища диких животных

41

Знакомство с приспособлением животных к сезонным изменениям в природе

Времена года. Зима

42

Зима. Беседа о зиме и ее признаках. 

43

Новый год.

44

Детские забавы и одежда детей зимой.

45

Зима в городе, лесу.

Животный мир

46

Птицы. Обобщающее понятие.

47

Строение птиц.

48

Птицы в городе: ворона, воробей, голубь. Птицы в деревне: курица, утка, гусь, индюк

49

Птицы. Внешний вид, части тела, питание.

50

Птицы зимой. Подкормка птиц. Учебная прогулка.

Неживая природа

51

Неживая природа. Сосульки, капель.

52

Сезонные изменения в природе. Потепление, таяние снега.

53

Неживая природа: снег, лед.

54

Неживая природа. Вода в природе: ручьи.

55

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

56

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

Времена года. Весна

57

Весна. Беседа о весне и ее признаках.

58

Сосульки, капель, ручьи. Ознакомительная экскурсия.

59

Детские забавы и одежда детей весной.

60

Весна в городе.

61

Весна в лесу.

62

Правила поведения в лесу.

63

Весна в огороде.

Времена года. Лето

64

Лето. Беседа о лете и его признаках.

65

Детские забавы и одежда детей летом.

66

Подведение итогов

Итого за год 66 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....