Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_1_klass.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принято на заседании педагогического Утверждаю
совета ГБОУ Школа № 2127 Директор ГБОУ Школа № 2127
от«____»___________20___г. _______________И.Ю.Солодкий
Протокол № 1 «____» ________________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Окружающий природный мир»
составлена на основе
программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011)
1 дополнительный класс
2017 - 2018 учебный год
Мастрюкова О.В., учитель
Москва 2017 г.
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Данная рабочая программа по курсу «Живой мир» составлена для учащихся 2-го класса на основе учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011).
Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в классе обучаются дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра, часть детей класса (говорящие и частично говорящие), а часть – это дети безречевые. Курс «Живой мир» входит в образовательную область «Естествознание». Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников со сложной структурой дефекта. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично говорящие) овладевает простейшими навыками, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению речью, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цель обучения – формирование доступных представлений об окружающем мире природы и ориентации в среде.
Образовательная задача:
- формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим предметам;
- расширить и обогатить представление о непосредственно окружающем мире, для получения некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Коррекционно-развивающая задача:
- исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности;
- обучение способности видеть, сравнивать, обогащать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно - следственные связи и закономерности, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес к живому миру, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Продолжительность одного урока: первое полугодие - 35 минут, второе полугодие – 40 минут.
Форма реализации – очная.
В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.
Содержание программы
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Объекты и явления неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Объекты живой природы (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.). Животные. Дикие и домашние животные. Их питание, жилища. Польза, которую приносят домашние животные людям. Птицы. Рыбы.
Растения: деревья, цветы. Части деревьев: корень, ствол, листья, ветки (крона). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, уход за ними. Правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3)Элементарные представления о течении времени.
Четыре времени года: осень, зима, весна, лето. Признаки времен года. Названия месяцев. Занятия людей, характерные для данных времен года.
Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
Из-за неоднородности детей со сложной структурой дефекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Содержание академического компонента предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.
Предполагаемые результаты обучения
В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Представления об объектах неживой природы Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
- Умение различать части суток, дни недели
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Неживая природа | 13 |
3 | Временные представления | 18 |
4 | Животный мир | 16 |
5 | Растительный мир | 16 |
6 | Подведение итогов | 1 |
Итого | 66 |
Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
1 (дополнительный) класс
2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Темы занятий | Дата проведения занятий |
Введение | ||
1 | Вводное занятие. Экскурсия по теме: « Школьная территория». | |
Неживая природа | ||
2 | Что такое погода? Погода сегодня. Беседа о погоде в данный момент. Работа с иллюстрациями. | |
3 | Земля и Солнце. Работа с иллюстрациями. | |
4 | День и ночь. Закрепить и уточнить знания о смене дня и ночи. | |
5 | Значение солнца. Формировать представления об изменениях в природе, что от деятельности солнца зависят изменения в природе. | |
6 | Солнце и жизнь растений. Повторение и закрепление полученных знаний | |
Времена года. Осень | ||
7 | Осень. Беседа об осени и ее признаках. | |
8 | Признаки осени. | |
9 | Что такое листопад? | |
10 | Занятия и одежда детей осенью. | |
11 | Сезонные изменения в природе. | |
Растительный мир | ||
12 | Растения. Наблюдение за растениями. Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы. | |
13 | Части деревьев: корень, ствол, листья, ветки (крона). | |
14 | Части растений: корень, стебель, лист, цветок. | |
15 | Строение и сходство растений. | |
16 | Различие растений. Отличительные признаки растений: корень, стебель (ствол), лист. | |
17 | Разнообразие цветов. Знакомство с различными растениями. | |
18 | Семена. Формировать понятие «семена». Исследовать строение семени. | |
19 | Семена. Закрепить понятие «семена». | |
20 | Знакомство с приспособлением растений к сезонным изменениям в природе | |
21 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | |
22 | Плоды растений. Овощи и фрукты. | |
23 | Овощи. Обобщающее понятие. | |
24 | Овощи. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу. | |
25 | Значение овощей для жизни человека. | |
26 | Фрукты. Обобщающее понятие. | |
27 | Фрукты. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу. | |
28 | Значение фруктов в жизни человека. | |
Неживая природа | ||
29 | Свойства воды. | |
30 | Неживая природа: вода в природе. Изменение воды в ветреную погоду (волны). | |
Животный мир | ||
31 | Животные. | |
32 | Строение и сходство животных. | |
33 | Строение и сходство животных. | |
34 | Детеныши животных. Уточнить знания о животных и их детёнышах. | |
35 | Домашние животные | |
36 | Детеныши и жилища домашних животных | |
37 | Польза, которую приносят домашние животные людям | |
38 | Уход за домашними животными. | |
39 | Дикие животные. Выявить знания о диких животных - познакомить со строением тела волка и зайца. | |
40 | Детеныши и жилища диких животных | |
41 | Знакомство с приспособлением животных к сезонным изменениям в природе | |
Времена года. Зима | ||
42 | Зима. Беседа о зиме и ее признаках. | |
43 | Новый год. | |
44 | Детские забавы и одежда детей зимой. | |
45 | Зима в городе, лесу. | |
Животный мир | ||
46 | Птицы. Обобщающее понятие. | |
47 | Строение птиц. | |
48 | Птицы в городе: ворона, воробей, голубь. Птицы в деревне: курица, утка, гусь, индюк | |
49 | Птицы. Внешний вид, части тела, питание. | |
50 | Птицы зимой. Подкормка птиц. Учебная прогулка. | |
Неживая природа | ||
51 | Неживая природа. Сосульки, капель. | |
52 | Сезонные изменения в природе. Потепление, таяние снега. | |
53 | Неживая природа: снег, лед. | |
54 | Неживая природа. Вода в природе: ручьи. | |
55 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | |
56 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | |
Времена года. Весна | ||
57 | Весна. Беседа о весне и ее признаках. | |
58 | Сосульки, капель, ручьи. Ознакомительная экскурсия. | |
59 | Детские забавы и одежда детей весной. | |
60 | Весна в городе. | |
61 | Весна в лесу. | |
62 | Правила поведения в лесу. | |
63 | Весна в огороде. | |
Времена года. Лето | ||
64 | Лето. Беседа о лете и его признаках. | |
65 | Детские забавы и одежда детей летом. | |
66 | Подведение итогов | |
Итого за год 66 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....