Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Окружающий природный мир" | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
для обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
2 класса (вариант 2)
на 2017-2018 учебный год
разработана учителем начальных классов
I КК Кузнецовой Ларисой Владимировной
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Постановления № 26 от 10.07.2015г. Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.
- Устава КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», утвержденного Приказом образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 03.12.2015 №1449
АООП образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы – интерната (вариант 2).
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Краткая характеристика детей с выраженной умственной отсталостью
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Общая характеристика учебного курса
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Минимальный уровень
∙ Умение выполнять исследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом.
∙ Умения совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.
∙ Умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.), узнавать природный объект.
Достаточный уровень
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
∙ Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
∙ Умения распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, и др.).
∙ Умения распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.
- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
∙ Умение проявлять интерес к объектам живой природы.
∙ Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
∙ Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, осуществлять посильный уход за ними.
∙ Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3. Элементарные представления о течении времени:
∙ Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
∙ Умение распознавать течение времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Содержание предмета
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вёшенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека.
Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека.
Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе.
Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе.
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Календарно-тематический план | ||||
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Учебно-методическое оборудование |
1 четверть-19 ч | ||||
Временные представления (6 ч) | ||||
1 | Осень. Признаки осени. | 1 | Раскраски, наглядный материал | |
2 | Осенние месяцы. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
3 | Экскурсия «Осень в природе». | 1 | ||
4 | Растения осенью. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
5 | Животные осенью. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
6 | Труд и занятия людей осенью. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
Растительный мир (13ч) | ||||
7-8 | Различение растений (дерево, куст, трава). | 2 | Раскраски, наглядный материал | |
9-10 | Части растений | 2 | Карточки, наглядный материал | |
11 | Экскурсия «Природа в октябре» | 1 | ||
12-13 | Фрукты. | 2 | Раскраски, наглядный материал | |
14-15 | Ягоды. | 2 | Карточки, наглядный материал | |
16-17 | Овощи. | 2 | Карточки, наглядный материал | |
18-19 | Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека. | 2 | Карточки, презентация, наглядный материал |
2 четверть-14 ч | ||||
Животный мир (4ч) | ||||
20 | Кто такие птицы. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
21 | Домашние птицы. | 1 | Карточки, наглядный материал, презентация | |
22 | Дикие птицы. | 1 | Карточки, наглядный материал, презентация | |
23 | Значение птиц в жизни человека. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
Объекты природы (6ч) | ||||
24 | Солнце. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
25 | Значения солнца в жизни человека и в природе. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
26 | Луна. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
27 | Значение луны в природе и жизни человека. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
28 | Вода. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
29 | Значение воды в природе и жизни человека. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
Временные представления (4 ч) | ||||
30 | Зима. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
31 | Экскурсия «Зима в природе» | 1 | ||
32 | Животные зимой. | 1 | Раскраски, картинки, презентация | |
33 | Труд и занятия людей зимой. | 1 | Иллюстрации по теме, презентация |
3 четверть-20 ч | ||||
Объекты природы (5 ч) | ||||
34-35 | Огонь. Свойства огня. | 2 | Карточки, наглядный материал, презентация | |
36 | Значение огня в жизни человека. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
37-38 | Правила обращения с огнем. | 2 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
Животный мир (8 ч) | ||||
39-40 | Дикие и домашние животные. | 2 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
41 | Питание и образ жизни домашних животных. | 1 | Карточки, наглядный материал, презентация | |
42 | Питание и образ жизни диких животных. | 1 | Карточки, наглядный материал, презентация | |
43 | Значение домашних животных в жизни человека. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
44 | Значение диких животных в природе и жизни человека. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
45-46 | Детеныши диких и домашних животных. | 2 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
Временные представления (7 ч) | ||||
47 | Весна. Признаки весны. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
48 | Весенние месяцы. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
49 | Растения весной. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
50 | Животные весной. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
51 | Экскурсия «Весна в природе». | 1 | ||
52 | Одежда людей весной | 1 | Карточки, наглядный материал, презентация | |
53 | Труд и занятия людей весной. | 1 | Карточки, наглядный материал, презентация |
4 четверть-16 ч | ||||
Растительный мир (7 ч) | ||||
54-55 | Узнавание травянистых растений. | 2 | Карточки, наглядный материал | |
56-57 | Части травянистых растения: корень, лист, цветок. | 2 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
58 | Экскурсия «Что растет на клумбе» | 1 | ||
59-60 | Значение травянистых растений в природе и жизни человека. | 2 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
Временные представления (7 ч) | ||||
61 | Лето. Признаки лета. | 1 | Карточки, наглядный материал, презентация | |
62 | Летние месяцы. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
63 | Растения летом. | 1 | Карточки, наглядный материал | |
64-65 | Животные летом. | 2 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация | |
66 | Одежда людей летом. | 1 | Раскраски, иллюстрации по теме | |
67 | Экскурсия «Лето в природе» | 1 | ||
Повторение (2 ч) | ||||
68-69 | Повторение пройденного. | 2 | Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с и...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения с тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...
Материалы для дистанционных занятий по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс, вариант 2
Для детей с ТМНР....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...