Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития с целью формирования у них жизненных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_okr_prirodnyy_mir.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Псковской области
«Центр специального образования №3»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора на заседании
_______________ по УВР педагогического Директор ОУ
_______________ совета
№ протокола_____ _____________ № приказа ______________
Ф.И.О. Ф.И.О.
«__»________ «__»_________ «__»________ «__»_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Предмет Окружающий природный мир
Учебный год
Класс 2 «С»
Количество часов в год 65
Количество часов
в неделю 2
Учитель: БЕВЗЮК ЕЛЕНА БРИСОВНА
г. Великие Луки
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Живой мир» 2 класса для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.-271);
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273-ФЗ
3. ФГОС ОВЗ О у/о
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
варианты 1, 2 Приказ 1599/ 19.12.2014
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ-14-0477 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представления об окружающем их природном мире. Программный материал по «Окружающему природному миру» поэтапно и системно формирует у ребенка представления о природе, её многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
Задачи программы:
- формирование представлений о мире людей, растительном и животном мире.
Программный материал представлен следующими разделами: «Мир людей», «Растительный мир», «Животный мир».
В процессе формирования представлений о природе обучающийся знакомится с видами транспорта, профессиями людей (водитель, врач, учитель, повар, строитель), с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: поливать растения, сажать овощи, ухаживать за комнатными растениями, кормить хомячка и др.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему».
Формирование представления о фруктах и овощах предполагает постановку следующих задач в индивидуальной программе обучения: узнавание фрукта, различение фруктов и овощей, где растут фрукты и овощи, когда собирают урожай и т.п.
В учебном плане предусмотрено 34 недели, 2 занятия в неделю.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты (фрукты и овощи), наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; листы с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок.
I. Планируемые результаты:
- наблюдать за действиями взрослого, повторять наименование транспорта/ показывать его по заданию учителя (игрушки, картинки). Познакомиться с назначением автобуса, легковой и грузовой машины, лодки, самолета. совместно располагать на картинке автобус и машину на дороге, лодку в воде, самолет в небе. Понимать и узнавать действия на картинках: едет, плывет, летит, перевозит.
- Различать объекты по назначению, выбирать объект для вопросов «Где?», «Что?», «На чем?» (где едет много людей? На чем везут большой и тяжелый груз? На чем полетим в другой город? и т.п.)
- узнавать на картинках и видео людей некоторых профессий (учитель, врач, повар, водитель, строитель).
- Наименовывать атрибуты для праздников 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха.
- Рассматривать иллюстрации, узнавать на картинке времена года по их приметам, узнавать время года на календаре природы, показывать сезонную одежду. Познакомиться с занятиями людей в разное время года: сбор урожая, уборка снега, посадка растений, игры на улице зимой и весной.
- Показывать на картинке, называть домашних и диких животных, узнавать их по голосу, называть или показывать основное питание животного (кошка – молоко, корова – сено и т.п.);
- называть части тела животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши);
- называть детенышей животных;
- называть место обитания животного (домашние животные живут рядом с человеком, дикие в лесу);
- слушать короткие произведения о животных, отвечать на вопросы по тексту;
- узнавать насекомых: бабочка, жук.
- различать растения: фрукты, ягоды, овощи, дерево, трава, цветы. Повторять за учителем и показывать части дерева и цветка: ствол, стебель, ветки, листья, почки.
- рассматривать картинки и иллюстрации леса в разное время года.
- Содержание.
Мир людей
- транспорт (назначение автобуса, легковой и грузовой машины, лодки, самолета) расположение автобуса и машины на дороге, лодки в воде, самолета в небе. Различение, показ, наименовывание транспорта (игрушки, картинки). Словарь: едет, плывет, летит, везет.
- различение и наименование видов транспорта по инструкции (выполнение заданий: покажи автобус / машину/ самолет/ лодку на картинке. Найди автобус и обведи его карандашом. Принеси с полки автобус/ самолет/ легковую машину/ грузовик/лодку/мотоцикл. Сложи … из частей);
- различение объекта по назначению (на чем едет много людей? На чем везут большой и тяжелый груз? На чем полетим в другой город? и т.п.)
- знакомство с элементарными правилами поведения на улице;
- профессии (водитель; врач, учитель, строитель, повар). Знакомство с основными видами деятельности человека определенной профессии (врач слушает, измеряет температуру, дает лекарства, взвешивает, измеряет рост и т.д.). Просмотр видео материалов.
- праздники: 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха.
Временные представления
- Сезоны и их приметы (рассматривание иллюстраций, узнавание на картинке времени года по его приметам, узнавание времени года на календаре природы, сезонная одежда, занятия людей).
Мир животных
- Домашние животные (внешний вид, голоса, повадки, особенности (кошка ловит мышей, собака сторожит дом));
- питание кошки (молоко, мясо), собаки (мясо, косточка), куры, утки и гуси (зернышки), корова, лошадь, овечка (сено) и т.п.;
- соотнесение объемных фигур животных и их изображений;
- слушание коротких произведений о домашних животных;
- животные леса: медведь, заяц, лиса, волк, еж, лось (особенности поведения в разное время года: зимой спит, не спит);
- насекомые: бабочка, жук (рассматривание фигурок, картинок, соотнесение фигурки с изображением, звукоподражание «Ж -Ж -Ж»);
- просмотр мультфильмов, видео о домашних животных.
Мир растений
- Фрукты (ягоды) овощи, различение, форма, цвет; фрукты растут в саду на дереве, овощи – в огороде на грядке .
- Деревья в разное время года (наименование частей дерева, рассматривание листьев, раскрашивание рисунков листьев); цветы осенью и весной (рассматривание цветов на клумбе и на картинке). Совместное наблюдение во время экскурсий на школьный двор;
- лес в разное время года (рассматривание картинок и иллюстраций). Орехи, грибы.
- Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела программы. Темы уроков. | Количество | Дата | Словарь | Оборудование | ||
П | Ф | П | Ф | ||||
I четверть | 17 | ||||||
Мир людей. | |||||||
1 | Праздник «1 сентября» | 1 | 2.09 | Праздник, школа, школьники, праздничная, букет цветов, линейка. | Сюжетная картинка «Дети идут в школу». Плакат «1 сентября». | ||
2-3 | Профессия – учитель. | 2 | 6.09 9.09 | Профессия, работа, урок, перемена, учит, оценки, доска, мел, ученики, учатся. | Видео материал «Учитель», картинки по теме. Картинки с изображением предметов относящихся к профессии. | ||
4-5 | Профессия – повар. | 2 | 13.0916.09 | Повар, варит, столовая, готовит, завтрак, обед. | Видео материал «Повар». Картинки с изображением предметов относящихся к профессии. | ||
6 | Профессия - водитель | 1 | 20.09 | Машина, автобус, работа, водитель, шофер, перевозит. | Видео материал «Водитель». Картинки с изображением предметов относящихся к профессии (транспорт). | ||
Мир растений | |||||||
7-8 | Фрукты. | 2 | 23.09 27.09 | Фрукты. Сад, Яблоко, груша, банан, сладкое, сладкий, длинный, вкусное, круглое. Красное, зеленое, желтое. Съедобное. Компот, варенье. Растет на дереве. | Натуральные объекты, таблички со словами. Картинки с изображением фруктов, разрезные картинки. Раскраски «Фрукты», цв. карандаши, мелки. Корзина. | ||
9-10 | Ягоды (виноград, сливы, вишни) | 2 | 30.097.10 4.10 | Ягоды. Виноград. Сладкий, вкусный, зеленый, красные. | Натуральные объекты, таблички со словом «виноград». Картинки с изображением винограда. Раскраска «Виноград», цв. карандаши, мелки. | ||
Мир людей | |||||||
11-13 | Наземный транспорт. | 3 | 7.10 11.10 14.10 | Транспорт, машина, автобус, поезд, мотоцикл, едет, Пассажиры, пешеходы, дорога. | Видео материал «Транспорт». Игрушечный транспорт, картинный материал. Раскраски. | ||
Мир растений | |||||||
14-15 | Огород. Овощи. | 2 | 18.10 21.10 | . | Огород, овощи, грядки, урожай, собирают, помогают, помидор, огурец, морковь, кабачок, свёкла, капуста, картошка. Можно есть. Растут в огороде корзина. | Сюжетная картинка «Урожай в огороде». Табличка со словом. Листы бумаги и карандаши цвета овоща. Картинка с изображением овоща. Корзина. Игрушка или муляж. Деревянный набор «Овощи». Игрушечная посуда. | |
Временные представления | |||||||
16-17 | Осень. | 2 | 25.10 28.10 | Осень, время года, листья опадают, птицы улетают на юг, животные в лесу готовятся к зиме, запасы. | Видео и картинный материал. Листья дерева. Объекты за окном. Раскраска «Осенний лист». | ||
II четверть | 14 | ||||||
Домашние животные | |||||||
1-3 | Кошка с котятами. | 3 | 11.11 15.11 18.11 | Кошка, котенок, животное, голова, лапы, хвост, уши, усы, когти, царапается, ловит мышей. Мяукает. Ест молоко, рыбу, мясо. Живет около людей (дома). Жест «Кошка». | Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки, игра «Найди похожий» - различные по цвету и величине: картинка с котенком и фотография котенка другого цвета или игрушка «Котенок». Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о кошке и котятах. | ||
4-5 | Собака со щенками. | 2 | 22.11 25.11 | Собака, щенок, животное. Лапы, хвост, голова. Лает. Сторожит дом. Живет дома. Ест мясо. Жест «Собака». | Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки, игра «Найди похожий» - различные по цвету и величине: картинка со щенком и фотография щенка другого цвета или игрушка «Собака». Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о собаке и щенках. | ||
6-8 | Корова. | 3 | 29.11 2.12 6.12 | Корова, теленок, животное, мычит, рога, хвост. Пасется. Дает молоко. Ест траву и сено. Живет в хлеву около человека. Жест «Корова». | Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки, игра «Найди похожий» - различные по цвету и величине: картинка с коровой или теленком и фотография теленка или коровы другого цвета или игрушка «Корова». Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о корове и теленке. | ||
9-10 | Свинья. | 2 | 9.12 13.12 | Свинья, поросенок, хрюкает, пятачок, животное. Жест «Свинья». | Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки. Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о свинье. | ||
Мир растений | |||||||
11-12 | Деревья | 2 | 16.12 20.12 | Дерево, растения. Ствол, ветки, листья. | Объекты на школьном дворе. Картинный материал, презентация «Растения». | ||
Временные представления. | |||||||
13-14 | Зима. | 2 | 23.12 27.12 | Зима, время года, декабрь, снег, лёд, мороз, теплая одежда, новый год, праздник, дети играют, катаются, лепят, санки, лыжи, коньки. | Видео и картинный материал, объекты на школьном дворе. | ||
III четверть | 19 | ||||||
Временные представления. | |||||||
1-2 | Зимние забавы. | 2 | 13.01 17.01 | Зима, время года, январь, снег, лёд, мороз, теплая одежда, дети играют, катаются, лепят, санки, лыжи, коньки, горка. | Видео и картинный материал, объекты на школьном дворе. | ||
Мир людей | |||||||
3-4 | Профессия - строитель | 2 | 20.01 24.01 | Профессия, работа, строить, грузовик, подъемный кран. | Видео материал «Строители», картинки по теме. Картинки с изображением предметов относящихся к профессии. | ||
Мир животных | |||||||
5 | Коза с козлятами | 1 | 27.01 | Животное, коза, козлёнок, ест траву, живет в хлеву около человека, домашнее животное. | Видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Игра «Найди такой»- идентичные картинки Раскраски с животным. | ||
6 | Овцы. | 1 | 31.01 | Овца, баран, ягненок, блеет, домашнее животное, живет в хлеву, ест траву. | Игрушечные животные, видеозаписи о домашних животных, аудиозаписи голоса животных, картинки. | ||
7 | Лошадь. | 1 | 3.02 | Лошадь, конь, жеребенок, скачет, ржет, копыта. Домашнее животное, перевозит грузы, живет в конюшне, ест траву. | Игрушечные животные, видеозаписи о домашних животных, аудиозаписи голоса животных, картинки. | ||
8-10 | Домашние животные. | 3 | 7.02 10.02 14.02 | Животные, слова – действия, относящиеся к отличительным признакам животного. | Лото «Животные». Картинки животных, «Деревенский дворик», таблички со словами. Мультфильмы, презентация «Песенка о животных», видеозаписи. Игра «Ферма», игрушечный грузовик. | ||
11-12 | Дикие животные. Заяц | 2 | 17.02 28.02 | Заяц, дикое животное, живет в лесу, длинные уши, короткий хвост, прыгает, скачет, прячется. Меняет шубку. Летом - серый, зимой – белый. | Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки, загадки о животном. Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки. «Найди похожий». Мультфильм и видеозаписи о зайце. Особенности передвижения зайца. Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»). | ||
13-14 | Волк | 2 | 3.03 7.03 | Хищник, дикое животное, живет в лесу, серый, воет. | Видео и картинный материал, таблички со словом «Волк», стихи и загадки о животном, аудиозапись голоса животного. | ||
15-16 | Лисица. | 2 | 10.03 14.03 | Лиса, лисичка-сестричка, рыжая, хитрая, длинный хвост. | Видео и фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Мультфильм и видеозаписи о лисе. Игровое движение «лиса» (плавная походка). Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»). | ||
17 | Медведь | 1 | 17.03 | Медведь, медведица, медвежата, зимой спал, вылезает из берлоги, дикое животное, живет в лесу, рычит, бродит, большой. | Фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»). Видеозаписи о медведе. | ||
18-19 | Лось | 2 | 21.03 24.03 | Лось, лосиха, лосенок, дикое животное, живет в лесу, большой, рога, ест ветки. | Фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Лото «Животные». Видеозаписи о лосе. | ||
IV четверть | 15 | ||||||
Временные представления | |||||||
1-4 | Весна. | 4 | 4.04 7.04 11.04 14.04 |
| Время года, весна, апрель, тает снег, дети сажают деревья, весенняя одежда. | Презентация «Весна», картинки «Весна в лесу», «Весна в городе». Таблички со словами: весна, март, апрель. | |
Мир растений | |||||||
5-6 | Деревья весной. | 2 | 18.04 21.04 | Весна, солнце, стало тепло, дерево, почки, распускаются. | Натуральные объекты на школьном дворе. Картинки деревьев. Разрезные картинки, фото и видео материалы. | ||
Мир людей | |||||||
7-8 | Профессия - врач | 2 | 25.04 28.04 | Профессия, работа, врач, поликлиника, больница, лечит, лекарства. | Видео материал «Врач». Картинки с изображением предметов относящихся к профессии. | ||
Мир животных. | 7 | ||||||
9-10 | Ёж. | 2 | 2.05 5.05 | Ёж, ёжик, животное, живет в лесу, колючий, иголки/ колючки, фыркает. Жест «Ёж». | Видео и фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном. Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир». Мультфильм и видеозаписи о ежах. Игровое движение «Ёж» (фырканье). | ||
11-12 | Белка | 2 | 12.05 16.05 | Белка, дикое животное, живет в лесу, ест орехи и грибы, скачет по деревьям, дом – дупло. | Игрушка, картинки, видеозаписи с белкой, аудиозапись голоса белки, пиктограмма «Лес», табличка со словом «Белка» | ||
13-15 | Дикие животные. | 3 | 19.05 23.05 25.05 | Животные, лес, живут в лесу, прячется, бродит, скачет, дупло, нора, берлога. | Картинки животных. Лото «Животные». Аудиозаписи голосов животных. Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»). Таблички – наименования. Мультфильмы и видеозаписи («рабочий стол»/ папки: «Мультфильмы», «видео для уроков»). Раскраски, цв карандаши или мелки. |
IV.Основные методы работы:
ситуативные беседы,
экскурсии,
игры,
практические задания,
просмотр презентаций, мультфильмов,
прослушивание аудиозаписей.
Все занятия должны проходить в игровой форме.
Деятельность осуществляется по нескольким уровням:
- совместные действия с педагогом (рука в руке),
- деятельность по подражанию,
- деятельность по образцу,
- деятельность по последовательной инструкции,
- деятельность с привлечением ученика к предмету деятельности,
- самостоятельная деятельность учащегося,
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится (в конце первого полугодия ) и итоговая (в конце года) – заполняется «Дневник индивидуально развития» и соответствующие графы СИПР
V. Список литературы по предмету.
1.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
2.Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с.
3.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
4.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.
5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....