Программа по дополнительному образованию «Я и мир вокруг меня"
рабочая программа (1 класс)

Шестопалова Юлия Николаевна

Программа по дополнительному образованию- кружок " Я и мир вокруг меня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx65.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г. Москвы «Школа № 2070»

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования «Мир вокруг нас»

Название программы:  «Мир вокруг нас»

Предмет: межпредметная

Уровень: Ознакомительный

Направленность: туристко - краеведческая, исследовательско-проектная деятельность

Возраст обучающихся: 6-8 лет

Класс: 1

Форма обучения: групповая

Кол-во часов: 38 часов

Срок реализации: 1 год

Автор примерной рабочей программы: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

Педагог: учитель начальных классов Андропова Лариса Владимировна

Цель образовательной программы: формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной проектно-исследовательской работы, формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.  

Используемые учебники и пособия.

«Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.Гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Используемые технологии.

Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,  олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Возможные экскурсии — это экскурсии  в музеи, зоопарки, парки,  на действующие предприятия ,экскурсии по изучению природы родного края.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.               

Методы и формы оценки результатов освоения.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

                     

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2070»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Методист по дополнительному образованию

Директор ГБОУ Школы № 2070

_________/Ю.В.Гусева/

_________/ С.С. Коваленко/

________/О.Н. Афанасьева/

Протокол МО

№ __от «__»______2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Мир вокруг нас»

на 2018 / 2019 учебный год

 Программа составлена учителем начальных классов Шестопаловой Ю.Н.

            Автор программы: В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.- М.:            Просвещение, 2010. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  

Количество учебных часов на учебный год: 38 часов

Направленность программы: туристко - краеведческая, исследовательско-проектная деятельность

Возраст учащихся: 6-8 лет

Срок реализации программы: 1 год

Уровень программы: ознакомительный

                                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                                                    педагогического совета

  Протокол №___от «__»_________ 2018 г.

г. Москва

 2018г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа дополнительного образования «Мир вокруг нас» составлена на основе примерной программы: В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.- М.:            Просвещение, 2010. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование  с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников 1-х классов умения учиться.

Направленность – туристко - краеведческая, исследовательско-проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно ориентированные, деятельностные подходы.

Педагогическая целесообразность:

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа дополнительного образования младших школьников по направлению «исследовательско - проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа   России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания, формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников путем туристко- краеведческой направленности.

        Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической туристко – краеведческой направленностью для младших школьников.

Задачи.

        Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных   ориентации в деятельности детей путем изучения особенностей края.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения своего края.

Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация дополнительного образования по направлению «исследовательско-проектная деятельность» в форме кружка «Мир вокруг нас» с туристко – краеведческой направленностью организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 6-8 лет

Форма организации: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 60 минут в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, на улице. Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,  олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Запланированный срок реализации программы: 1 год.  

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

«Мир вокруг нас» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира,  основные  методы  и  пути  его  познания,  развиваются  эстетическое  восприятие  и художественно-образное  мышление  младших  школьников.  Изучение  данного  курса  создаёт условия  для  формирования  ценностного  отношения  младших  школьников  к  природе, воспитание  основ  экологической  ответственности  как  важнейшего  компонента  экологической культуры.

Программа  курса  дополняет  и  расширяет  содержание  отдельных  тем  предметной области  «Окружающий  мир»  за  счёт  межпредметной  интеграции:  знания  естественнонаучного характера  обогащаются  благодаря  введению  элементов  знаний  математического  и гуманитарно-эстетических циклов.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

Программа предусматривает проведение экскурсий  и  практических  занятий  в ближайшем природном и социоприродном окружении своего края.

Воспитательная функция заключается в формировании у  младшего  школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей,  интересов,  норм  и  правил  (в  первую  очередь  гуманного  отношения  к природному  окружению,  к  живым  существам).  Обучение и воспитание  в  процессе  изучения курса  будут  способствовать  развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

        Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из тем, органически связанных друг с другом, рассчитана на 38 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения – «Знакомые незнакомцы. Экология моего дома.» (38 часов).

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой .

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Описание места курса программы внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас» в учебном плане

       

 Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мир вокруг нас» в начальной школе являются:

— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего

мира;

— формирование представлений о природе как универсальной ценности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности курса «Мир вокруг нас»

Личностными результатами являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

— в ценностно-ориентационной сфере — форсированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании учащимися метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии ребят в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Мониторинг для отслеживания результативности: диагностика личностного роста, анкетирование.

Виды контроля: Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей. Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала. Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения. Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.                 

II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

1

Стартовый

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

1

Текущий

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

1

Текущий

4

Серый хищник - волк

1

1

Текущий

5

Хозяин леса - медведь

1

1

Текущий

6

Любознательный зверёк -белка

1

1

Текущий

7

Куница - охотник на белок

1

1

Текущий

8

Лесной красавец - лось

1

1

Текущий

9

Сердитый недотрога- ёж

1

1

Текущий

10

Подземный житель - крот

1

1

Текущий

11

Всеядное животное — барсук

1

1

Текущий

12

Бобр-строитель

1

1

Текущий

13

Запасливый бурундук

1

1

Текущий

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

1

Текущий

15

Мышка-норушка

1

1

Текущий

16

Рысь - родственник кошки

1

1

Текущий

17

Соболь - «дорогой» зверёк

1

1

Текущий

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

1

1

Текущий

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

1

Текущий

20

Обобщающее занятие о диких животных

1

1

Текущий

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1

1

Текущий

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

1

1

Текущий

23

Ворон - красивая, умная птица

1

1

Текущий

24

Сорока - белобока  - «лесная сплетница»

1

1

Текущий

25

«Лесной доктор» - дятел

1

1

Текущий

26

Соловей - «великий маэстро»

1

1

Текущий

27

Галка - городская птица

1

1

Текущий

28

Загадочная птица - кукушка

1

1

Текущий

29

«Пернатая кошка» - сова

1

1

Текущий

30

Любимая птица - снегирь

1

1

Текущий

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

1

Текущий

32

Наш добрый сосед - скворец

1

1

Текущий

33

«Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.

1

1

Текущий

34

Дом, где мы живем

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

1

Текущий

35

Моя семья

Соседи-жильцы

Мой класс

Практическое занятие «Создание уюта в классной  комнате»

1

1

Текущий

36

Комнатные растения в квартире, в классе

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

1

1

Текущий

37

Вода в жизни растений и животных.

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

1

Итоговый

38

Воздух и здоровье человека

Практическое занятие «Уборка  в классе»

1

1

Итоговый

ИТОГО

38

18

20

III. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

групповая

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Стартовый

2.

групповая

1

Заяц - «Длинное ухо»

Текущий

3

групповая

1

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Текущий

4

групповая

1

Серый хищник - волк

Текущий

5

групповая

1

Хозяин леса - медведь

Текущий

6

групповая

1

Любознательный зверёк -белка

Текущий

7

групповая

1

Куница - охотник на белок

Текущий

8

групповая

1

Лесной красавец - лось

Текущий

9

групповая

1

Сердитый недотрога- ёж

текущий

10

групповая

1

Подземный житель - крот

Текущий

11

групповая

1

Всеядное животное — барсук

Текущий

12

групповая

1

Бобр-строитель

Текущий

13

групповая

1

Запасливый бурундук

Текущий

14

групповая

1

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

Текущий

15

групповая

1

Мышка-норушка

Текущий

16

групповая

1

Рысь - родственник кошки

Текущий

17

групповая

1

Соболь - «дорогой» зверёк

Текущий

18

групповая

1

Тигр - самая большая кошка на Земле

Текущий

19

групповая

1

Косуля - самый маленький европейский олень

текущий

20

групповая

1

Обобщающее занятие о диких животных

Текущий

21

групповая

1

Воробей - самая распространённая птица на Земле

Текущий

22

групповая

1

Ворона - «интеллектуальная» птица

Текущий

23

групповая

1

Ворон - красивая, умная птица

Текущий

24

групповая

1

Сорока - белобока  - «лесная сплетница»

Текущий

25

групповая

1

«Лесной доктор» - дятел

Текущий

26

групповая

1

Соловей - «великий маэстро»

Текущий

27

групповая

1

Галка - городская птица

текущий

28

групповая

1

Загадочная птица - кукушка

Текущий

29

групповая

1

«Пернатая кошка» - сова

Текущий

30

групповая

1

Любимая птица - снегирь

Текущий

31

групповая

1

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

Текущий

32

групповая

1

Наш добрый сосед - скворец

Текущий

33

групповая

1

«Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.

Текущий

34

групповая

1

Дом, где мы живем

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Текущий

35

групповая

1

Моя семья

Соседи-жильцы

Мой класс

Практическое занятие «Создание уюта в классной  комнате»

Текущий

36

групповая

1

Комнатные растения в квартире, в классе

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

Текущий

37

групповая

1

Вода в жизни растений и животных.

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

Итоговый

38

групповая

1

Воздух и здоровье человека

Практическое занятие «Уборка  в классе»

Итоговый

IV. СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

  Содержание курса - 1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ. ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА.»

    «ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

 «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час) 

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4. Серый хищник – волк (1час)

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В. Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение    рассказа В. Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В. Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»  

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В. Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Кабан», Конкурс «Кто? Где? Когда?»

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

 «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21.  Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещотка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».

Тема 34. Дом, где мы живем. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 35. Моя семья. Соседи-жильцы. Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час)

   Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.

Тема 36. Комнатные растения в квартире, в классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».  Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени

Тема 37. Вода в жизни растений и животных. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.»  (1 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды

Тема 38. Воздух и здоровье человека.  Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух?  Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Проекты отличаются друг от друга:

  • результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (игры, викторины, КВН и т. д.);

  •  числом детей:

 — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (одна большая общая поделка, презентации, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

  •  продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  •  числом этапов и наличием промежуточных результатов;
  •  набором и иерархией ролей;
  •  соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  •  необходимостью привлечения взрослых.

Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения, лекции, семинары); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приёмов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.); практические (тренинг; тренировочные упражнения; практикум; лабораторные работы, экскурсии и т.д.).

Материально – техническое обеспечение курса.

  1. Учебный кабинет (столы, стулья, классная доска, мультимедийный проектор, шкафы для хранения дидактических пособий).
  2. Компьютерный класс.
  3. Природоведческие коллекции (гербарий, камни и т.д.)
  4. Оборудование для проведения опытов.

Условия реализации программы.

  1. Занимательные научные опыты для  детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml 
  2. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
  3.  «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
  4. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
  5. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
  6.  http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
  7.  http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
  8.  http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
  9.  http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
  10.  http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
  11.  http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Мокиенко В.М. вглубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  5. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  7. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  9. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.Гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  11. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  12. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.

13.        Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

14.  Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

15.  Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

16. Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

17.  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

18. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

19. Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.

20.Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- №

21.  Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

22. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.

23.   Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

24.  Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

25.     Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.

26.   Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001.

27.    Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2014.

28. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  

29. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.

30. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.

32. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / РОСМЕН,  2008.

33.Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.

34. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Программа по дополнительному образованию "Логика"

Курс рассчитан для учеников 1 класса, 1 час в неделю. Способствует расширенному усвоению математических умений и навыков....

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"

В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все...

Программа по дополнительному образованию «Вокруг света"

Программа по дополнительному образованию- кружок "Вокруг света"...