Программа по дополнительному образованию «Я и мир вокруг меня"
рабочая программа (1 класс)
Программа по дополнительному образованию- кружок " Я и мир вокруг меня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vokrug_nas.docx | 65.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2070»
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования «Мир вокруг нас»
Название программы: «Мир вокруг нас»
Предмет: межпредметная
Уровень: Ознакомительный
Направленность: туристко - краеведческая, исследовательско-проектная деятельность
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Класс: 1
Форма обучения: групповая
Кол-во часов: 38 часов
Срок реализации: 1 год
Автор примерной рабочей программы: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Педагог: учитель начальных классов Андропова Лариса Владимировна
Цель образовательной программы: формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной проектно-исследовательской работы, формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Используемые учебники и пособия.
«Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.Гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Используемые технологии.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Возможные экскурсии — это экскурсии в музеи, зоопарки, парки, на действующие предприятия ,экскурсии по изучению природы родного края.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Методы и формы оценки результатов освоения.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2070»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Методист по дополнительному образованию | Директор ГБОУ Школы № 2070 |
_________/Ю.В.Гусева/ | _________/ С.С. Коваленко/ | ________/О.Н. Афанасьева/ |
Протокол МО | ||
№ __от «__»______2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Мир вокруг нас»
на 2018 / 2019 учебный год
Программа составлена учителем начальных классов Шестопаловой Ю.Н.
Автор программы: В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.- М.: Просвещение, 2010. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
Количество учебных часов на учебный год: 38 часов
Направленность программы: туристко - краеведческая, исследовательско-проектная деятельность
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №___от «__»_________ 2018 г.
г. Москва
2018г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа дополнительного образования «Мир вокруг нас» составлена на основе примерной программы: В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.- М.: Просвещение, 2010. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников 1-х классов умения учиться.
Направленность – туристко - краеведческая, исследовательско-проектная деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно ориентированные, деятельностные подходы.
Педагогическая целесообразность:
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа дополнительного образования младших школьников по направлению «исследовательско - проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания, формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников путем туристко- краеведческой направленности.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической туристко – краеведческой направленностью для младших школьников.
Задачи.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей путем изучения особенностей края.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения своего края.
Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация дополнительного образования по направлению «исследовательско-проектная деятельность» в форме кружка «Мир вокруг нас» с туристко – краеведческой направленностью организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 6-8 лет
Форма организации: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 60 минут в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, на улице. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Запланированный срок реализации программы: 1 год.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
«Мир вокруг нас» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении своего края.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из тем, органически связанных друг с другом, рассчитана на 38 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения – «Знакомые незнакомцы. Экология моего дома.» (38 часов).
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой .
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Описание места курса программы внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас» в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мир вокруг нас» в начальной школе являются:
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности курса «Мир вокруг нас»
Личностными результатами являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — форсированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании учащимися метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии ребят в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Мониторинг для отслеживания результативности: диагностика личностного роста, анкетирование.
Виды контроля: Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей. Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала. Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения. Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | |||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | 1 | Стартовый | |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 1 | 1 | Текущий | |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | 1 | Текущий | |
4 | Серый хищник - волк | 1 | 1 | Текущий | |
5 | Хозяин леса - медведь | 1 | 1 | Текущий | |
6 | Любознательный зверёк -белка | 1 | 1 | Текущий | |
7 | Куница - охотник на белок | 1 | 1 | Текущий | |
8 | Лесной красавец - лось | 1 | 1 | Текущий | |
9 | Сердитый недотрога- ёж | 1 | 1 | Текущий | |
10 | Подземный житель - крот | 1 | 1 | Текущий | |
11 | Всеядное животное — барсук | 1 | 1 | Текущий | |
12 | Бобр-строитель | 1 | 1 | Текущий | |
13 | Запасливый бурундук | 1 | 1 | Текущий | |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | 1 | Текущий | |
15 | Мышка-норушка | 1 | 1 | Текущий | |
16 | Рысь - родственник кошки | 1 | 1 | Текущий | |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | 1 | Текущий | |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 1 | 1 | Текущий | |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | 1 | Текущий | |
20 | Обобщающее занятие о диких животных | 1 | 1 | Текущий | |
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 1 | 1 | Текущий | |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | 1 | Текущий | |
23 | Ворон - красивая, умная птица | 1 | 1 | Текущий | |
24 | Сорока - белобока - «лесная сплетница» | 1 | 1 | Текущий | |
25 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | 1 | Текущий | |
26 | Соловей - «великий маэстро» | 1 | 1 | Текущий | |
27 | Галка - городская птица | 1 | 1 | Текущий | |
28 | Загадочная птица - кукушка | 1 | 1 | Текущий | |
29 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | 1 | Текущий | |
30 | Любимая птица - снегирь | 1 | 1 | Текущий | |
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | 1 | 1 | Текущий | |
32 | Наш добрый сосед - скворец | 1 | 1 | Текущий | |
33 | «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. | 1 | 1 | Текущий | |
34 | Дом, где мы живем Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | 1 | Текущий | |
35 | Моя семья Соседи-жильцы Мой класс Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | 1 | 1 | Текущий | |
36 | Комнатные растения в квартире, в классе Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | 1 | 1 | Текущий | |
37 | Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 1 | 1 | Итоговый | |
38 | Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | 1 | Итоговый | |
ИТОГО | 38 | 18 | 20 |
III. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | групповая | 1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | Стартовый | ||||
2. | групповая | 1 | Заяц - «Длинное ухо» | Текущий | ||||
3 | групповая | 1 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | Текущий | ||||
4 | групповая | 1 | Серый хищник - волк | Текущий | ||||
5 | групповая | 1 | Хозяин леса - медведь | Текущий | ||||
6 | групповая | 1 | Любознательный зверёк -белка | Текущий | ||||
7 | групповая | 1 | Куница - охотник на белок | Текущий | ||||
8 | групповая | 1 | Лесной красавец - лось | Текущий | ||||
9 | групповая | 1 | Сердитый недотрога- ёж | текущий | ||||
10 | групповая | 1 | Подземный житель - крот | Текущий | ||||
11 | групповая | 1 | Всеядное животное — барсук | Текущий | ||||
12 | групповая | 1 | Бобр-строитель | Текущий | ||||
13 | групповая | 1 | Запасливый бурундук | Текущий | ||||
14 | групповая | 1 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | Текущий | ||||
15 | групповая | 1 | Мышка-норушка | Текущий | ||||
16 | групповая | 1 | Рысь - родственник кошки | Текущий | ||||
17 | групповая | 1 | Соболь - «дорогой» зверёк | Текущий | ||||
18 | групповая | 1 | Тигр - самая большая кошка на Земле | Текущий | ||||
19 | групповая | 1 | Косуля - самый маленький европейский олень | текущий | ||||
20 | групповая | 1 | Обобщающее занятие о диких животных | Текущий | ||||
21 | групповая | 1 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | Текущий | ||||
22 | групповая | 1 | Ворона - «интеллектуальная» птица | Текущий | ||||
23 | групповая | 1 | Ворон - красивая, умная птица | Текущий | ||||
24 | групповая | 1 | Сорока - белобока - «лесная сплетница» | Текущий | ||||
25 | групповая | 1 | «Лесной доктор» - дятел | Текущий | ||||
26 | групповая | 1 | Соловей - «великий маэстро» | Текущий | ||||
27 | групповая | 1 | Галка - городская птица | текущий | ||||
28 | групповая | 1 | Загадочная птица - кукушка | Текущий | ||||
29 | групповая | 1 | «Пернатая кошка» - сова | Текущий | ||||
30 | групповая | 1 | Любимая птица - снегирь | Текущий | ||||
31 | групповая | 1 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | Текущий | ||||
32 | групповая | 1 | Наш добрый сосед - скворец | Текущий | ||||
33 | групповая | 1 | «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. | Текущий | ||||
34 | групповая | 1 | Дом, где мы живем Практическое занятие «Уборка школьного двора» | Текущий | ||||
35 | групповая | 1 | Моя семья Соседи-жильцы Мой класс Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | Текущий | ||||
36 | групповая | 1 | Комнатные растения в квартире, в классе Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | Текущий | ||||
37 | групповая | 1 | Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | Итоговый | ||||
38 | групповая | 1 | Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка в классе» | Итоговый |
IV. СОДЕРЖАНИЕ.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Содержание курса - 1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ. ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА.»
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4. Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В. Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В. Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В. Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В. Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Кабан», Конкурс «Кто? Где? Когда?»
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
«ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещотка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
Тема 34. Дом, где мы живем. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Тема 35. Моя семья. Соседи-жильцы. Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.
Тема 36. Комнатные растения в квартире, в классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени
Тема 37. Вода в жизни растений и животных. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1 час)
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется
из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды
Тема 38. Воздух и здоровье человека. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Проекты отличаются друг от друга:
- результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (игры, викторины, КВН и т. д.);
- числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (одна большая общая поделка, презентации, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
- продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- числом этапов и наличием промежуточных результатов;
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения, лекции, семинары); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приёмов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.); практические (тренинг; тренировочные упражнения; практикум; лабораторные работы, экскурсии и т.д.).
Материально – техническое обеспечение курса.
- Учебный кабинет (столы, стулья, классная доска, мультимедийный проектор, шкафы для хранения дидактических пособий).
- Компьютерный класс.
- Природоведческие коллекции (гербарий, камни и т.д.)
- Оборудование для проведения опытов.
Условия реализации программы.
- Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
- Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
- «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
- Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
- http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
- http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. вглубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.Гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
13. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
14. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
15. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
16. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
17. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
18. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
19. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
20.Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- №
21. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
22. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
23. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
24. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
25. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
26. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
27. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2014.
28. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
29. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
30. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
32. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / РОСМЕН, 2008.
33.Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
34. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс
Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...
Программа по дополнительному образованию "Логика"
Курс рассчитан для учеников 1 класса, 1 час в неделю. Способствует расширенному усвоению математических умений и навыков....
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"
В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все...
Программа по дополнительному образованию «Вокруг света"
Программа по дополнительному образованию- кружок "Вокруг света"...