Программа по дополнительному образованию "Логика"
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме
Курс рассчитан для учеников 1 класса, 1 час в неделю. Способствует расширенному усвоению математических умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._obrazov._logika.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
«Утверждаю» «Согласовано» «Проверено»
Директор школы: Методист: Руководитель МО:
Н. В. Луковкина_______ Н. А. Балабась________ ________
Приказ №__от ___ 2011 г., протокол заседания _____2011 г.
№ ____от ____2011 г.
Рабочая программа
учебного курса «Логика»
в 1 классе
Программа рассчитана на 33 часа,
с учётом 1 часа в неделю
Учитель: Чекина Елена Германовна
2011- 20012 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа « Логика» разработана на основе курса по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам» (автор Холодова О.) в соответствие с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Программа «Логика» позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение работать самостоятельно с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
- развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развтие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование « Я-концепции»)
Задачи программы:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
- овладение конкретными математическими знаниями;
- воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- развитие речи;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Программа «Логика» предназначена для занятий с детьми 7-8 лет и направлена на:
- учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
- учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
- учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
- учащихся, смотивированных на обучение.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОЦЕССА
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
- упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
- упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
- упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
- упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике». Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Основные формы работы ПДОУ:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие - тестирование.
Формы занятий, используемые при работе с программой, могут быть разнообразны и многочисленны. Они позволяют сделать учебно – воспитательный процесс интенсивным, дифференцированным и гибким. Активно применяются индивидуальные и групповые формы работы, в ходе которых у учащихся вырабатываются такие качества как самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба и правильная самооценка.
В процессе обучения математике используются следующие педагогические технологии: личностно - ориентированные, здоровьесберегающие, развивающие, информационно-коммуникационные.
Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой "Логика" используются основные методы обучения:
- - словесность;
- - наглядность;
- - проблемная ситуация;
- - игровые моменты;
- -исследовательская деятельность.
Программа рассчитана на 33 часа обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.
Содержание обучения логике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим во 2 классе продолжает формироваться и развиваться ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.
1. Ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел программы | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Тестирование | 2 | |
3 | Задания геометрического характера | Уникурсальные кривые | 1 |
Построение геометрических фигур из конструктора "Монгольская игра" | 2 | ||
4 | Нестандартные задания алгебраического характера | Магические фигуры | 2 |
Ребусы | 4 | ||
Арифметические лабиринты | 1 | ||
Математические фокусы | 2 | ||
Нестандартные задания логического характера | Логические задачи | 5 | |
Задачи с альтернативным условием | 4 | ||
Комбинаторные задачи | 4 | ||
Игры Зака А.А | Знакомство с игрой «Просветы» | 3 | |
Проверка знаний и умений | 2 | ||
Всего часов | 33 | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание дополнительной образовательной программы «Логика» можно разделить на несколько разделов:
- Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют :
- развитие концентрации внимания;
- тренировка внимания;
- тренировка слуховой памяти;
- тренировка зрительной памяти;
- совершенствование воображения;
- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
- Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.На занятиях узнают что такое:
- уникурсальные кривые;
- составление и моделирование предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
- построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..
- Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления. Они включают:
- анаграмма;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.
- Нестандартные задачи алгебраического характера
- арифметический шифр;
- математический фокус ;
- арифметические лабиринты с воротами;
- математические ребусы;
- магические квадраты 3*3;
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
- Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
- "Муха",
- "Просветы"
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводный урок. Тестирование.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 1 | 0 |
3 | Тренировка внимания, слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
4 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
5 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | 1 | 0 |
6 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | 0 |
7 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
8 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
9 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 1 | 0 |
10 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
11 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
12 | Интеллектуальная игра. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 0 | 1 |
13 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
14 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 1 | 0 |
15 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
16 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
17 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 1 | 0 |
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 0 | 1 |
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
22 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
23 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 1 | 0 |
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 0 | 1 |
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
29 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 1 | 0 |
30 | Нахождение закономерностей. Составление логических последовательностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0 | 1 |
31 | Составления алгоритма. Правила алгоритма. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 0 | 1 |
32 | Формирование умения самостоятельно составлять и решать задачи. Цепочка. Круговые примеры. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0 | 1 |
33 | Тестирование. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
Ожидаемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны:
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Формами подведения итогов реализации программы «Логика» являются:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
- участие в интеллектуальных играх (ЭМУ, игра «Кенгуру», КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
Этапы педагогического контроля
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в начале и конце учебного года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
Сроки | Вид контроля | задачи | Содержание | формы | Критерии оценивания |
сентябрь | входящий | Определить уровень сформированности мыслительных процессов | Тема: «Вводное занятие» | Тестирование | + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, - критический уровень (до 60%) |
декабрь | Рубежный | Определить уровень усвоения программного материала | Тема: "Проверка знаний и умений" | Интеллектуальная игра | + зачет сдан, - зачет не сдан |
май | Итоговый | Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года | Тема: "Итоговое занятие" | тестирование | + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, - критический уровень (до 60%) |
Материально – техническое обеспечение
- Кабинет начальных классов.
- Магнитная доска, парты.
- Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
- Методические таблицы, наглядные пособия.
- Фонд учебных презентаций по математике.
- Геометрический материал.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1.Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь. 1 класс.- М., Росткнига, 2005.
2.Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Тетрадь для 1-2 классов.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Для учителя:
1. . Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
2.Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
4 Зак А.З. "Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет". - М., "Новая школа", 1996 г.
5. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в1 классе."- М., Илекса, 2005.
6. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
7. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
8.Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
10. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.
11. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 класс". - М., Росткнига, 2007г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...