Конспект урока риторики Тема: «Поздравляю»
план-конспект урока (3 класс)
Цели:
- Научить писать поздравительные открытки;
Задачи:
- Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
- Убедитесь, что открытка остаётся на память, поэтому особенно важно подписать её красиво .
- Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
- Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.
Оборудование:
Учебник «Детская риторика в картинках и рисунках», плакаты, записи на доске, открытки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики
Тема: «Поздравляю»
Цели:
- Научить писать поздравительные открытки;
Задачи:
- Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
- Убедитесь, что открытка остаётся на память, поэтому особенно важно подписать её красиво .
- Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
- Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.
Оборудование:
Учебник «Детская риторика в картинках и рисунках», плакаты, записи на доске, открытки.
Ход урока
- Организация класса.
II. Речевая разминка.
Цель: Работа над дикцией и орфоэпией.
- Прочитайте предложение шёпотом, хорошо проговаривая все звуки.
Отчего прохладно стало
одуванчику в бору?
Скакой интонацией нужно прочитать? (меняем логическое ударение). Вспомните как выглядит одуванчик и попробуйте сами ответить на этот вопрос. Сравним наш ответ с текстом:
Оттого, что прошлой ночью
облысел он на ветру.
- Повторное чтение всего стихотворения тоном сказочника, как диктор телепередачи «Спокойной ночи, малыши».
III. Минутка «юного оратора».
- Звуковое письмо.
Дорогие ребята!
Кот Матроскин прочитал в газете слово «риторика». Что это такое мы не знаем, но слово нам очень нравится. Почтальон Печкин сказал, что помочь могут ученики 3-го класса Высокоключевой школы. Оказывается, в школе они изучают предмет, который так и называется "Риторика". Расскажите нам, пожалуйста, что значит слово «риторика». Почему вы изучаете этот предмет?
С уважением, Дядя Фёдор.
- Ответ ученицы «Что изучает наука риторика».
- Анализ выступления.
Что особенно удалось оратору?
Чем понравилось выступление?
- Вопросы к оратору:
Как слушали тебя ребята?
Как ты это поняла?
IV. Сообщение темы урока.
Ребята, тема нашего урока написана на доске.
«Хорошее слово – половина счастья»
Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
Конечно, вы правы, хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда. А когда особенно человеку необходимо приносить радость?
(в день рождения, в Новый год, …)
Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение просто необходимо.
В народе так говорят: «Без доброго слова праздник не праздник». В праздничные дни мы поздравляем друг друга, произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, что речь можт быть как устной так и письменной. Где же используется письменная поздравительная речь? (В поздравительной открытке.)
Сегодня мы с вами научимся писать поздравительную открытку.
V. Обучение написанию поздравительной открытки.
1. Работа с учебником, с 71.
- Рассмотрите рисунок. Обратите внимание на приветливые, радостные выражения лиц участников поздравления.
- Прочтите слова на плакатах. На какие вопросы они отвечают? Используя слова на плакатах, попробуйте по-разному составить предложение – поздравление.
- Каким тоном вы будете читать поздравление? (радостным, задушевным, тоном восхищения). В любом поздравлении мы указываем: кого поздравляем?, с чем? и как?
- Составление структуры открытки.
- Мы уже изучили тему «Текст». Из каких частей он состоит?
- так вот поздравление тоже представляет собой текст. Оно тоже состоит из трёх основных частей: начало, середина, концовка.
- Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку? (дорогая мама, уважаемая…)
- Эта часть открытки имееет своё название – обращение. Нужно помнить , что обращение должно всегда быть приятным.
- Следующая часть открытки – информация о том, с чем поздравляют. Эта часть не вызывает труда, т.к. мы указываем название праздника: с днём рождения, с Днём защитника Отечества и т.д.
- Большую трудность вызывает само пожелание. Над ним мы с вами и будем работать.
- А пока скажите, чем должна заканчиваться открытка? (подписью)
- Как нужно подписаться? (твой сын, Ваш ученик…)
- Вот перед вами структура текста – поздравления.
4. Сравнение двух поздравительных текстов.
- На партах лежат тексты (по 2 текста на листочках). Прочитайте тексты про себя и сравните два поздравления. Обсудите своё мнение в группе.
1.
Дорогая! Света
Сердечно поздравляем тебя с 8 Марта. Желаем успехов в учёбе, счастья, здоровья и праздничного настроения.
Мальчики 3 класса.
Дорогая наша Света!
Мы рады поздравить тебя с самым весенним праздником: 8 Марта. Мы хотим, чтобы ты знала, что нам всегда приятно видеть лучезарность, идущую от тебя повсюду. Нам очень нравится в тебе доброта, прилежность, аккуратность. Желаем тебе не изменять твоим замечательным качествам. Побольше тебе улыбок в этот праздничный день и во все последующие.
Джентельмены 3 класса.
- Чем похожи эти два текста? (есть все части: обращение, поздравление, пожелание, подпись)
- Чем отличаются? (Во втором предложении похвала адресата, качества, которые ценят мальчики класса. Такое поздравление поднимет настроение.)
- Какое поздравление вам больше понравилось? Почему?
- а теперь вернёмся к основной части поздравления - пожеланиям.
- вы уже знаете, что, поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание.
- при пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравления с одним и там же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем, с каких слов начнём пожелание.
Как желаем | Что желаем |
От всей души Искренне желаю Хочу пожелать Пусть Сердечно | Тёплого, ясного солнца, светлого голубого неба Много цветов, добра, надёжных друзей Радости, бодрости, улыбок Хорошего самочувствия Успехов в труде, учёбе Новых путешествий Оставаться такой же доброй, красивой |
- А что обычно желают? (здоровья, счастья, успехов)
- Если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.
- А теперь посмотрим, что можно пожелать? Наверное, счастья. Когда человек счастлив, что он видит? (солнце, небо, цветы, друзей)
- как нам это записать? «Желаю? солнца» – звучит некрасиво. Кто скажет лучше? (желаю яркого солнца, желаю тёплого солнца)
- Вы сказали, что желают здоровья. Как выглядит здоровый человек? (Он весёлый, бодрый, улыбается, хорошо себя чувствует.)
- Как же мы напишем пожелание? (Желаем веселья, бодрости, улыбок, хорошего самочувствия.)
- Когда мы говорим об успехах, то прежде всего задумываемся, кому пишем открытку? Ведь мы должны знать человека и в чём он хочет добиться успехов. Помните, пожелание должно быть приятным. Если вы пожелаете исправить другу двойку, то тем самым напоминаете ему о неприятностях. Следовательно, успехов надо желать, не напоминая о неприятностях и неудачах.
- В ходе рассуждения у нас получилась таблица с ключевыми словами для написания открытки.
1 | Обращение |
2 | Поздравление |
3 | Пожелание |
4 | Подпись |
VI Закрепление полученных знаний.
- Ребята, нам поступило поздравление от Риторики.
Дорогие друзья!
Поздравляю от всей души с открытием конкурса «Юный Ритор»! Желаю всем не теряться, показать своё красноречие, порадовать гостей конкурса своим мастерством. Удач и успехов вам!
- Какие части можно выделить в этом поздравлении?
- Почему в этом тексте нет подписи? (Из текса видно, что писал сам Риторик, тем более, что конкурс называется «Юный Риторик»)
- Как можно ответить на поздравление Риторика?
- Самостоятельная работа в группах.
- Теперь каждая группа попробует составить текст-поздравление. Используйте для этого опорные слова. Я помогу вам выбрать адресата.
1 группа – поздравить ребят нашего класса с окончанием учебной четверти.
2 группа – поздравить гостей, присутствующих на уроке с наступлением весны.
3 группа – сегодня день рождения Андрея Власенко. Поздравьте его с этим праздником.
4 группа – недавно закончились Олимпийские игры в Турине. Наши спортсмены их с удачным вернулись домой, поздравьте с удачными выступлениями на Олимпийских играх.
- Слушание текстов поздравительных открыток.
- Анализ текста.
- Это поздравление порадует адресата?
Ваши советы авторам открытки.
VII Подведение итогов урока.
- Какие знания вы приобрели сегодня на уроке риторики?
- Вы считаете, что эти знания и умения пригодятся в жизни?
- Ребята, а давайте посмотрим какие яркие , красивые открытки принесла я на урок.
- И, оказывается в них уже имеется готовый текст - поздравление. Нужно только написать имя адресата и твою подпись.
- Может, мы работали весь урок напрасно? (Высказывания детей)
VIII Рефлексия урока.
- Пожалуйста, поднимите руки те, у кого за время урока снизилось настроение?
- А у кого повысилось?
- Кто почувствовал, что урок прошёл быстрее, чем обычно?
- Кто устал на уроке?
- А кто чувствует, что у него прибавилось сил?
IX Самооценка учащихся работы на уроке.
Оцените свою работу «светофориками»:
Зелёный цвет – у меня всё получилось отлично,
Жёлтый цвет – всё получилось хорошо,
Красный цвет – не всё получилось так, как хотелось.
- А моя оценка вашей работы на уроке такого же цвета, как молодая листва веснойна деревьях. Спасибо за урок!
- Поблагодарите друг друга за урок улыбкой, рукопожатием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."
В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...
Конспект урока риторики по теме "Тема и заголовок текста"
"В материале представлен подробный конспект и презентация урока риторики по теме "Тема и заголовок текста...
Конспект урока риторики по теме "Деловая речь и компьютер"
Конспект урока риторики по теме "Деловая речь и компьютер", 9 класс.Цель урока: углубить знания учащихся о речевых жанрах делового стиля, показать возможности компьютера для составления деловых писем ...
План-конспект урока риторики в 2-м классе по теме: "Доброе и вежливое общение" (Программа "Школа-2100")
Урок риторики...
Конспект урока на тему: «Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейки или угольнику».
Конспект урока на тему: «Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейки или угольнику»....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...