Конспект урока риторики Тема: «Поздравляю»
план-конспект урока (3 класс)

Цели:

  1. Научить писать поздравительные открытки;

Задачи:

  1. Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
  2. Убедитесь, что открытка остаётся на память, поэтому особенно важно подписать её красиво .
  3. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
  4. Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.

 

Оборудование:

Учебник «Детская риторика в картинках и рисунках», плакаты, записи на доске, открытки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ritoriki.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок риторики

Тема: «Поздравляю»

Цели:

  1. Научить писать поздравительные открытки;

Задачи:

  1. Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
  2. Убедитесь, что открытка остаётся на память, поэтому особенно важно подписать её красиво .
  3. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
  4. Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.

Оборудование:

Учебник «Детская риторика в картинках и рисунках», плакаты, записи на доске, открытки.

Ход урока

  1.    Организация класса.

II.   Речевая разминка.

Цель: Работа над дикцией и орфоэпией.

  1. Прочитайте предложение шёпотом, хорошо проговаривая все звуки.

Отчего прохладно стало

 одуванчику в бору?

Скакой интонацией нужно прочитать? (меняем логическое ударение). Вспомните как выглядит одуванчик и попробуйте сами ответить на этот вопрос. Сравним наш ответ с текстом:

Оттого, что прошлой ночью

облысел он на ветру.

  1. Повторное чтение всего стихотворения тоном сказочника, как диктор телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

III.   Минутка «юного оратора».

  1. Звуковое письмо.

Дорогие ребята!

Кот Матроскин прочитал в газете слово «риторика».  Что это такое мы не знаем, но слово нам очень нравится. Почтальон Печкин сказал, что помочь могут ученики 3-го класса Высокоключевой школы. Оказывается, в школе они изучают предмет, который так и называется "Риторика". Расскажите нам, пожалуйста, что значит слово «риторика». Почему вы изучаете этот предмет?

С уважением, Дядя Фёдор.

  1. Ответ ученицы «Что изучает наука риторика».
  2. Анализ выступления.

Что особенно удалось оратору?

Чем понравилось выступление?

  1. Вопросы к оратору:

Как слушали тебя ребята?

Как ты это поняла?

IV.   Сообщение темы урока.

Ребята, тема нашего урока написана на доске.

«Хорошее слово – половина счастья»

Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

Конечно, вы правы, хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда. А когда особенно человеку необходимо приносить радость?

(в день рождения, в Новый год, …)

Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение просто необходимо.

В народе так говорят: «Без доброго слова праздник не праздник». В праздничные дни мы поздравляем друг друга, произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, что речь можт быть как устной так и письменной. Где же используется письменная поздравительная речь? (В поздравительной открытке.)

Сегодня мы с вами научимся писать поздравительную открытку.

V.   Обучение написанию поздравительной открытки.

1. Работа с учебником, с 71.

 - Рассмотрите рисунок. Обратите внимание на приветливые, радостные выражения лиц участников поздравления.

- Прочтите слова на плакатах. На какие вопросы они отвечают? Используя слова на плакатах, попробуйте по-разному составить предложение – поздравление.

- Каким тоном вы будете читать поздравление? (радостным, задушевным, тоном восхищения). В любом поздравлении мы указываем: кого поздравляем?, с чем? и как?

  1. Составление структуры открытки.

- Мы уже изучили тему «Текст». Из каких частей он состоит?

- так вот поздравление тоже представляет собой текст. Оно тоже состоит из трёх основных частей: начало, середина, концовка.

- Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку? (дорогая мама, уважаемая…)

- Эта часть открытки имееет своё название – обращение. Нужно помнить , что обращение должно всегда быть приятным.

- Следующая часть открытки – информация о том, с чем поздравляют. Эта часть не вызывает труда, т.к. мы указываем название праздника: с днём рождения, с Днём защитника Отечества и т.д.

- Большую трудность вызывает само пожелание. Над ним мы с вами и будем работать.

- А пока скажите, чем должна заканчиваться открытка? (подписью)

- Как нужно подписаться? (твой сын, Ваш ученик…)

- Вот перед вами структура текста – поздравления.

4. Сравнение двух поздравительных текстов.

- На партах лежат тексты (по 2 текста на листочках). Прочитайте тексты про себя и сравните два поздравления. Обсудите своё мнение в группе.

1.

  Дорогая! Света

Сердечно поздравляем тебя с 8 Марта. Желаем успехов в учёбе, счастья, здоровья и праздничного настроения.

Мальчики 3 класса.

Дорогая наша Света!

Мы рады поздравить тебя с самым весенним праздником: 8 Марта. Мы хотим, чтобы ты знала, что нам всегда приятно видеть лучезарность, идущую от тебя повсюду. Нам очень нравится в тебе доброта, прилежность, аккуратность. Желаем тебе не изменять твоим замечательным качествам. Побольше тебе улыбок в этот праздничный день и во все последующие.

Джентельмены 3 класса.

- Чем похожи эти два текста? (есть все части: обращение, поздравление, пожелание, подпись)

- Чем отличаются? (Во втором предложении похвала адресата, качества, которые ценят мальчики класса. Такое поздравление поднимет настроение.)

- Какое поздравление вам больше понравилось? Почему?

- а теперь вернёмся к основной части поздравления -  пожеланиям.

- вы уже знаете, что,  поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание.

- при пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравления с одним и там же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем, с каких слов начнём пожелание.

Как желаем

Что желаем

От всей души

Искренне желаю

Хочу пожелать

Пусть

Сердечно

Тёплого, ясного солнца, светлого голубого неба

Много цветов, добра, надёжных друзей

Радости, бодрости, улыбок

Хорошего самочувствия

Успехов в труде, учёбе

Новых путешествий

Оставаться такой же доброй, красивой

- А что обычно желают? (здоровья, счастья, успехов)

- Если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.

- А теперь посмотрим, что можно пожелать? Наверное, счастья. Когда человек счастлив, что он видит? (солнце, небо, цветы, друзей)

- как нам это записать?  «Желаю? солнца» – звучит некрасиво. Кто скажет лучше? (желаю яркого солнца, желаю тёплого солнца)

- Вы сказали, что желают здоровья. Как выглядит здоровый человек? (Он весёлый, бодрый, улыбается, хорошо себя чувствует.)

- Как же мы напишем пожелание? (Желаем веселья, бодрости, улыбок, хорошего самочувствия.)

- Когда мы говорим об успехах, то прежде всего задумываемся, кому пишем открытку? Ведь мы должны знать человека и в чём он хочет добиться успехов. Помните, пожелание должно быть приятным. Если вы пожелаете исправить другу двойку, то тем самым напоминаете ему о неприятностях. Следовательно, успехов надо желать, не напоминая о неприятностях и неудачах.

- В ходе рассуждения у нас получилась таблица с ключевыми словами для написания открытки.

1

Обращение

2

Поздравление

3

Пожелание

4

Подпись

VI   Закрепление полученных знаний.

- Ребята, нам поступило поздравление от Риторики.

Дорогие друзья!

Поздравляю от всей души с открытием конкурса «Юный Ритор»! Желаю всем не теряться, показать своё красноречие, порадовать гостей конкурса своим мастерством. Удач и успехов вам!

- Какие части можно выделить в этом поздравлении?

- Почему в этом тексте нет подписи? (Из текса видно, что писал сам Риторик, тем более, что конкурс называется «Юный Риторик»)

- Как можно ответить на поздравление Риторика?

  1. Самостоятельная работа в группах.

- Теперь каждая группа попробует составить текст-поздравление. Используйте для этого опорные слова. Я помогу вам выбрать адресата.

1 группа – поздравить ребят нашего класса с окончанием учебной четверти.

2 группа – поздравить гостей, присутствующих на уроке с наступлением весны.

3 группа – сегодня день рождения Андрея Власенко. Поздравьте его с этим праздником.

4 группа – недавно закончились Олимпийские игры в Турине. Наши спортсмены их с удачным вернулись домой, поздравьте с удачными выступлениями на Олимпийских играх.

  1. Слушание текстов поздравительных открыток.

  1. Анализ текста.

- Это поздравление порадует адресата?

Ваши советы авторам открытки.

VII   Подведение итогов урока.

- Какие знания вы приобрели сегодня на уроке риторики?

- Вы считаете, что эти знания и умения пригодятся в жизни?

- Ребята, а давайте посмотрим какие яркие , красивые открытки принесла я на урок.

-  И, оказывается в них уже имеется готовый текст - поздравление. Нужно только написать имя адресата и твою подпись.

- Может, мы работали весь урок напрасно? (Высказывания детей)

VIII   Рефлексия урока.

- Пожалуйста, поднимите руки те, у кого за время урока снизилось настроение?

-  А у кого повысилось?  

- Кто почувствовал, что урок прошёл быстрее, чем обычно?

- Кто устал на уроке?

- А кто чувствует, что у него прибавилось сил?

IX   Самооценка учащихся работы  на уроке.

 Оцените свою работу «светофориками»:

Зелёный цвет – у меня всё получилось отлично,

Жёлтый цвет – всё получилось хорошо,

Красный цвет – не всё получилось так, как хотелось.

- А моя оценка вашей работы на уроке такого же  цвета, как молодая листва веснойна деревьях. Спасибо за урок!

 - Поблагодарите друг друга за урок улыбкой, рукопожатием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...

Конспект урока риторики по теме "Тема и заголовок текста"

"В материале представлен подробный конспект и презентация урока риторики по теме "Тема и заголовок текста...

Конспект урока риторики по теме "Деловая речь и компьютер"

Конспект урока риторики по теме "Деловая речь и компьютер", 9 класс.Цель урока: углубить знания учащихся о речевых жанрах делового стиля, показать возможности компьютера для составления деловых писем ...

Конспект урока на тему: «Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейки или угольнику».

Конспект урока на тему: «Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейки или угольнику»....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...