Конспект урока риторики по теме "Тема и заголовок текста"
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Савватеева Ольга Сергеевна

"В материале представлен подробный конспект и презентация урока риторики по теме "Тема и заголовок текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_tekstom_2_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Тема и заголовок текста

Цель:

  • учить ребят составлять текст, отбирать материал, соответствующий теме;
  • развивать умения озаглавливать текст, определять основную мысль;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
  • прививать любовь к родному языку,  воспитывать положительные личностные качества.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с демонстра-

                           ционным материалом, карточки для индивидуаль-

                           ной работы и работы в парах.

        

I.Актуализация опорных знаний.

Учитель:  Посмотрите, какой сегодня хороший с день. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение.  

Мне очень хочется, чтобы  вы  плодотворно потрудились на нашем уроке.

А зачем нам нужны уроки риторики?

- Чему мы учимся на уроках риторики?(1 слайд)

 - Почему люди так говорят ?

     Хорошую речь приятно слушать.

- Есть ещё одна пословица:

                 Когда говоришь, хорошенько думай.

 Давайте настроимся на хорошую работу. Для этого сейчас мы проведём дыхательную гимнастику.

а) Свеча  слайд 2 

б) Чтобы речь на уроке была  чистой и без ошибок давайте прочитаем чистоговорки   слайд 3

в)  Речь наша стала правильной и мы с вами теперь можем прочитать стихотворение на одном дыхании.  Слайд 4

 Мы прочитали стихотворение. Можно его назвать текстом? Почему это текст? О ком это стихотворение?

Значит, тема данного текст о хомячке. Какой заголовок можно дать этому тексту?

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Слайд 5

II. Основная часть урока.

  1. Сообщение темы урока. Слайд 5
  2. Понятия « текст».

( тетрадь на печатной основе  часть 2, с. 5 №1)

-Чем отличаются эти две записи друг от друга?

1 запись

2 запись

Отдельные предложения.

Подчинены одной мысли.

Нет заголовка.

Заголовок?

Нет структуры – один абзац.

Запись разделена на части.

Вывод: вторая запись является текстом.

- Чем же текст отличается от предложений?

       Вывод: в тексте все предложения должны быть подчинены одной теме, иметь одну основную мысль; предложения расположены в определённом порядке.

- Откройте с. 6 и прочитайте правило.

Так чего же не хватало в нашем втором тексте? (название)

Давайте выберем название текста.

  1. Работа с разрезными предложениями.

- Я предлагаю вам составить текст о том, как зимует один зверь. (6 слайд)

- Давайте вместе с вами «отправимся» в лес. ( зимний пейзаж без зверей) Кого из зверей вы могли бы увидеть на этой завораживающей картине?

( Ответы детей: лису, волка, зайца, белку, лося, оленя)

- Почему вы не назвали хозяина леса – медведя? (6 слайд)

- Что вы знаете про этого зверя?

       - У вас на партах лежат белые полосочки с напечатанными на

         них предложениями. Прочитайте данные предложения и

         расположите в смысловом порядке.

           ( 7 слайд)        

1. В берлоге медведь спокойно спит всю зиму.

2. В феврале у медведя на лапах меняется кожа.

3. Сила у медведя велика.

4. Медведь любит разорять муравейники.

 5. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу.

6. Зимой он живёт за счёт жира, который он накопил за лето и осень.

7. Он ест растительную пищу.

- Давайте вспомним, какая тема нашего рассказа.

- Посмотрите, все ли предложения соответствуют теме?

- Найдите и укажите ( обведите в кружочек) только те предложения,

   в которых говорится о том, что происходит с медведем зимой.

               ( 1, 2, 5, 6)

- Какие предложения вы не взяли и почему?   ( 3, 4, 7)

         ( Они не на тему «Как зимуют звери»)  

- Значит, эти сведения нам не нужны. Они не главные. Уберите полоски с этими предложениями. (8 слайд) Получился текст?

Оставшиеся предложения расположите в логической последователь-

ности.        ( 9 слайд) – проверка.

- Прочитайте  текст, который у вас получился.

          В берлоге медведь спокойно спит всю зиму. В это время года он живёт за счёт жира, который накопил за лето и осень. В феврале у медведя меняется на лапах кожа. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу.

- Придумайте к этому тексту вступление и заключение.

   Примеры:

   Пришла зима. Холодно стало лесным жителям. Мишка решил на всю зиму спрятаться в тёплой берлоге.

 

   Не будите медведя. Пусть мишка спит.

  1. Подбор заголовка к тексту. Слайд 10

- Давайте подберём к этому тексту точный заголовок. Как бы вы озаглавили этот текст? Давайте разберёмся, какой из ваших заголовков самый точный.

1. Медведь.

2. Мишка зимой.

3. Медведь в лесу.

4. Берлога медведя.

5. Как медведь зимует.

- О чём можно рассказать на каждую из этих тем?

Вывод: этот заголовок соответствует теме текста.

III Итог урока.

         Давайте ещё раз вспомним признаки текста.

Давайте теперь обобщим наши знания. Слайд 11

Наши знания полученные сегодня на уроке мы будем применять и на других уроках.

Каких?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...

Конспект урока риторики по теме "Деловая речь и компьютер"

Конспект урока риторики по теме "Деловая речь и компьютер", 9 класс.Цель урока: углубить знания учащихся о речевых жанрах делового стиля, показать возможности компьютера для составления деловых писем ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"

Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...

Конспект урока риторики Тема: «Поздравляю»

Цели: Научить писать поздравительные открытки;Задачи:Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.Убедитесь, что открытка остаётся н...