План-конспект урока риторики в 2-м классе по теме: "Доброе и вежливое общение" (Программа "Школа-2100")
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Исмагилова Гульчачак Фирдависовна

Урок риторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока риторики в 2-м классе по теме: "Доброе и вежливое общение" (Программа "Школа-2100")

Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Задачи: 

  • открывать значение слова вежливость;
  • подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Оборудование: 

  • учебник Т.А.Ладыженской “Детская риторика”, 2-й класс;
  • таблицы, карточки;
  • тест “Оцени свою вежливость”;
  • словари русского языка по этике., словари синонимов и антонимов.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Какие средства общения вы знаете? (Работа по цепочке)

 

(Дети говорят, что "улыбка")

– Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет.

– Улыбнитесь друг другу.

– Улыбнитесь мне.

– Как стало на душе? (Радостно)

III. Постановка учебной задачи

– А вот Виталию Григорьеву почему-то нерадостно. Давайте поможем.

1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

– Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.

Ответы детей:

– Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

– Он всем грубил, так как был избалованным. – Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

IV. Открытие детьми нового знания

– Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)

– Что такое вежливость? (Ответы детей.)

– А вот как думают друзья Гены-крокодила.

1. Работа с учебником с.98–99 (Чтение ответов по книге.)

– Какой тебе ответ больше понравился?

– Как бы ты ответил (а) на вопрос Гены?

– А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.

Ученик: “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

– Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)

– С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.

V. Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”.

  • первая группа – подобрать синонимы к слову вежливый
  • вторая группа – подобрать антонимы
  • третья группа – составить из данных слов словосочетания

ВЕЖЛИВЫЙ

учтивый
корректный
уважительный
обходительный
предупредительный
любезный
галантный

любезный
невежливый
предупредительный
галантный
некорректный

НЕВЕЖЛИВЫЙ

неучтивый
некорректный
неуважительный
необходительный
непредупредительный
нелюбезный
негалантный

вопрос
взгляд
жест
поступок
вид

2. Проверка работы (по одному ученику от группы)

– Какое слово или словосочетание непонятно?

(На партах – карточки со словами из словаря синонимов.)

– Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый?

– А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.

3. Игра “Посмотри, подумай”.

– У меня затерялись 3 лепестка.

– Куда их прикрепить, может они лишние?

– Посмотрите и подумайте.

образованный знающий грамотный

(Ответы детей.)

Вывод: Они лишние. Это другие качества личности.

4. Игра “Дары Вежливости”.

– Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.

Слова на доске:

Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение

– Можно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это отрицательные качества.)

VI. Самостоятельная работа. Тест “Оцени свою вежливость”

Оцениваем баллами: “да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.

– Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!

– У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.

VII. Домашнее задание. Ваши родители по этому тесту оценят вашу вежливость

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности

– Что нового узнали про себя или для себя?

– Как понимаете смысл этих слов?

Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят:
– Этот человек умеет сам себя воспитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План -конспект открытого урока по математике для 4 класса

Предмет: математика.Тема: «Умножение многозначных чисел на трёхзначные». Урок №.45.По типу урок: комбинированный.Цель:Формирование умений и навыков письменных вычислений через умножение многозначного ...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.

Целью урока  является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой  системе.                    ...

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса с презентацией содержит материал помогающий учащимся определить где добро а где зло. Учит различать добрые поступки и злые  на примере героев мультфильмов и с...

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Добрые дети – дому венец"

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: познакомить с традициями воспитания девочки и мальчика, определяющими их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражё...