Программа "Государственный язык 1-4 классы"
рабочая программа (4 класс)
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Государственный (чувашский) язык» содержит следующие разделы:
– планируемые результаты освоения учебного предмета «Государственный (чувашский) язык»;
– содержание учебного предмета «Государственный (чувашский) язык»;
– тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
– рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Государственный (чувашский) язык».
Чувашский язык – национальный язык чувашского народа. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами чувашский язык в Чувашской Республике, наравне с русским языком, является государственным языком Чувашской Республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gya_2019_1-4_klassy.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Государственный язык Чувашской Республики – чувашский язык» («Чăваш Республикин патшалăх чĕлхи – чăваш чĕлхи») для 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Государственный язык Чувашской Республики – чувашский язык» («Чăваш Республикин патшалăх чĕлхи – чăваш чĕлхи») для 1-4 классов общеобразовательных организаций (далее – государственный (чувашский) язык) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования и для обеспечения сохранения и развития языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Государственный (чувашский) язык» содержит следующие разделы:
– планируемые результаты освоения учебного предмета «Государственный (чувашский) язык»;
– содержание учебного предмета «Государственный (чувашский) язык»;
– тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
– рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Государственный (чувашский) язык».
Чувашский язык – национальный язык чувашского народа. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами чувашский язык в Чувашской Республике, наравне с русским языком, является государственным языком Чувашской Республики.
Цели и задачи учебного предмета
Обучение государственному (чувашскому) языку в начальной школе направлено на достижение двуединой цели:
1) развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
2) воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять общение с носителями чувашского языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
В достижении цели обучения государственному (чувашскому) языку решаются следующие задачи:
– развитие у младших школьников коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности – говорении, аудировании, чтении, письме;
– овладение языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения;
– приобщение к культурному наследию чувашского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;
– воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами чувашского языка;
– развитие у младших школьников элементарных универсальных учебных умений.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций.
Коммуникативная компетенция – способность и готовность обучающихся общаться с носителями чувашского языка с учетом своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо); способность создавать и воспринимать тексты.
Языковая компетенция – освоение фонетических, грамматических и лексических средств чувашского языка; формирование умений опознавать языковые явления, анализировать и классифицировать их.
Социокультурная компетенция – формирование определённого набора знаний о Чувашской Республике, её языковых и национально-культурных особенностях.
Государственный (чувашский) язык как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность развивать речевые и умственные способности обучающихся, формировать чувство патриотизма, любви к Родине и родному краю, уважительное отношение к чувашскому языку, традициям чувашского и других народов, толерантность к представителям иных наций и их культуре.
Предмет «Государственный (чувашский) язык» на уровне начального общего образования изучается с 1 по 4 классы. Общее количество времени на четыре года обучения ориентировочно составляет 270 часов, общая недельная нагрузка – 2 часа. Распределение часов по классам: 1 класс – 66 часов; 2-4 классы – по 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ЧУВАШСКИЙ) ЯЗЫК»
В результате изучения государственного (чувашского) языка на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– моральные нормы поведения в обществе;
– интерес к новому учебному материалу, предметно-исследовательской деятельности;
– способность к оценке своей учебной деятельности.
Выпускник получит возможность для формирования:
– понимания значения чувашского языка как государственного языка Чувашской Республики;
– выраженной устойчивой мотивации изучения чувашского языка, интереса к культуре чувашского народа и других народов;
– уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– учебно-воспитательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи.
Метапредметные результаты
В области познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:
– определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрации, таблицы, схемы), использовать знаково-символические средства представления информации;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации;
– пользоваться различными видами словарей и справочников;
– устанавливать аналогии между изучаемым материалом;
– объяснять языковые явления, процессы, связи, отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
В области коммуникативных универсальных учебных действий выпускник научится:
– выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом ситуаций общения;
– точно выражать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
– слушать собеседника и вести диалог, соблюдая правила речевого этикета;
– определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
– полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
В области регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом своей деятельности;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Предметные результаты
Основными предметными результатами изучения государственного (чувашского) языка являются формирование умений в говорении, чтении, письме и аудировании; приобретение обучающимися знаний о лексике, фонетике и грамматике чувашского языка, о истории и культуре чувашского народа.
Коммуникативная компетенция в следующих видах речевой деятельности
Говорение (калу).
Выпускник научится:
– вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
– рассказывать о себе, своей семье, Чувашской Республике, России, друзьях, школе, любимых животных, каникулах и т.д.;
Выпускник получит возможность научиться:
– участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;
– кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному);
– составлять краткую характеристику персонажей.
Аудирование (тăнлу, итлев).
Выпускник научится:
– понимать на слух речь учителя и одноклассников;
– воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение (вулав).
Выпускник научится:
– читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
– читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;
– находить в тексте нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
– устанавливать последовательность событий;
– выражать свое мнение о прочитанном;
– составлять план прочитанного текста.
Письмо (çыру).
Выпускник научится:
– списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения;
– составлять текст по опорным словам;
– писать поздравительную открытку с опорой на образец;
– писать по образцу краткое письмо.
Выпускник получит возможность научиться:
– в письменной форме кратко отвечать на вопросы;
– составлять текст в письменной форме по плану ключевым словам;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность.
Языковая компетенция
Выпускник научится:
– пользоваться чувашским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
– применять основные правила чтения и орфографии;
– произносить и различать на слух все звуки чувашского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при чтении;
– распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
– сравнивать языковые явления русского и чувашского языков на уровне отдельных звуков, слов, словосочетаний и простых предложений;
– распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;
– распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы слов;
– знать основные способы словообразования;
– распознавать в речи синонимы, антонимы;
Выпускник получит возможность научиться:
– группировать слова в соответствии с изученными правилами;
– опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).
– осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ЧУВАШСКИЙ) ЯЗЫК»
Развитие речи. Тематические блоки
Тематика устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, учитывает интересы младших школьников, их возрастные особенности и включает следующие темы.
Знакомство. Знакомство с одноклассниками, учителем. Расспросы об имени, фамилии, возрасте людей. Основные элементы речевого этикета: приветствие, прощание.
Семья. Родной очаг. Я и моя семья. Мой дом. Семья. Родной очаг. Члены семьи, родственники, их имена, возраст, профессии, внешность, черты характера, увлечения. Домашнее тепло. Проявление доброты, внимание и забота о близких. Семейные традиции и праздники (день рождения, Новый Год, Рождество). Забота о родителях. Связь поколений. Радушие и гостеприимство.
Моя школа. В школе. На уроках. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня школьника. Занятия детей на уроках и на переменах, после школы. Одноклассники. Любимые учителя. Любимый предмет. Мир Книги.
Национальные блюда чувашской кухни. Овощи и фрукты. Продукты питания. Любимая еда. Национальные блюда чувашской кухни и народов, проживающих в Чувашии. Кухня народов мира.
Традиции чувашского народа. Чувашские национальные игрушки. Любимые игрушки. Традиции чувашского народа (народные игры, песни, сказки, притча и др.) Мои увлечения. Любимые занятия. Традиции народов, проживающих в Российской Федерации.
Село и город. Мой город. Родное село. Улицы, парки, транспорт. Достопримечательности родных мест. Достопримечательности Чувашской Республики.
Природа Чувашии. Растительный и животный мир родного края. Растительный и животный мир родного края (овощи, фрукты, домашние и дикие животные). Поле, лес, река – прекрасный мир природы. Братья наши меньшие. Доброта. Забота. Времена года. Красная книга.
Доброжелательность – национальная черта чувашского народа. Я и мои друзья. Добрый друг. Крепкая дружба. Сочувствие. Взаимопомощь. Радовать других – радоваться самому. Пословицы и поговорки чувашского народа о дружбе.
Родная Чувашская Республика. Чувашская Республика – субъект Российской Федерации. Столица Чувашской Республики. Государственные символы Чувашской Республики. Культура и искусство чувашского края. Дружба народов. Известные люди чувашского народа. Золотые руки – благодарность мастеру.
Родная страна. Государственные символы Российской Федерации. Столица Российской Федерации. Служение Отечеству. Защитники Отечества. День Великой Победы. Светлая память. Современные цивилизационные ценности.
Содержание коммуникативной компетенции
Аудирование. Восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке. Аудирование с пониманием основного содержания текста, соответствующего уровню развития детей и их интересам. Аудирование с полным пониманием содержания текста, соответствующего уровню развития детей и их интересам.
Говорение. На уровне диалога: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и учебного общения; диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог-побуждение к действию. Объем диалога: 1 класс – 2 реплики, 2 класс – 3 реплики, 3–4 классы – 3-4 реплики со стороны каждого обучающегося.
На уровне монолога: описание, повествование (рассказ, характеристика персонажей). Объем монологического высказывания: 1 класс – не менее 3 предложений, 2 класс – не менее 3-4 предложений, 3 класс – не менее 4-5 предложений, 4 класс – не менее 5-6 предложений.
Чтение. Ознакомительное чтение. Чтение с полным пониманием содержания текста.
Письмо. Письмо заглавных и строчных букв. Письмо слов, предложений. Списывание текста, выписки. Письменные упражнения (фонетические, лексические, грамматические). Создание собственных текстов по образцу.
Содержание языковой компетенции
Графика, орфография. Чувашский алфавит. Порядок букв чувашского алфавита. Различение звука и буквы. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Способы обозначения на письме мягкости согласных звуков буквами е, и, ĕ, ÿ, э (пӗлет, кил, тӱпе, эрне), мягким знаком ь (кукӑль), буквами я, ю (выля, уплюнкка). Заглавные и строчные буквы. Обозначение согласных в условиях озвончения. Правописание слов с буквосочетаниями йы, ый, йа, йе, йӳ в начале слова. Правописание удвоенных согласных в различных частях речи (анне – существительное, виççĕ – числительное, лараççĕ – глагол). Правописание частиц -и, мар, ан с разными частями речи. Перенос слова с одной строки на другую.
Пунктуация. Знаки препинания (.?!) в конце предложения. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Состав слова, словообразование. Значимые части слова: корень и аффикс. Выделение в словах корня и аффикса. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Элементарные способы образования слов в чувашском языке.
Фонетика. Гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные и их произношение. Мягкое произношение согласных рядом с гласными [э], [ĕ], [и], [ӱ]. Озвончение шумных глухих согласных [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç] между гласными, между предшествующими сонорными [в], [й], [л], [м], [н], [р] и последующим гласным. Удвоенные согласные. Отсутствие оглушения звука [в] в конце слова (ялав, калав). Ударение в слове. Слог. Ударные и безударные слоги. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного, вопросительного предложений. Интонация в предложениях с частицами, междометиями, с однородными членами, вводными словами, прямой речью.
Лексика. Объем лексических единиц для усвоения с учетом непереводимых слов – примерно 500. Речевые клише как элементы чувашского речевого этикета. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Заимствованные слова. Синонимы и антонимы (илемлӗ – хитре, пӗчӗк – пысӑк).
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Различение слова, словосочетания, предложения. Именные и глагольные словосочетания. Способы связи слов в словосочетании (аффиксы, послелоги, порядок следования).
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Грамматическая основа простого предложения. Вопросы подлежащего и сказуемого. Порядок слов в простом предложении. Второстепенные члены предложения. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Предложения с однородными членами без союзов. Предложения с однородными членами с союзом тата (без перечисления). Предложения с обобщающими словами при однородных членах. Предложения с обращениями. Сложносочиненные предложения с союзами анчах, çапах. Сложноподчиненные предложения с союзом мĕншĕн тесен.
Морфология.
Имя существительное (япала ячĕ). Отличие существительных от других частей речи. Собственные и нарицательные существительные. Начальная форма существительных. Вопросы существительных кам? и мĕн? Число имен существительных. Изменение существительных единственного и множественного числа по вопросам (склонение). Форма принадлежности. Согласование существительных с глаголами. Связь существительного с прилагательным, числительным, существительным. Отсутствие категории рода у существительных в чувашском языке.
Имя прилагательное (паллă ячĕ). Отличие имен прилагательных от других частей речи. Вопросы прилагательного мӗнле? и мӗн тӗслӗ? Связь имен прилагательных с именами существительными. Степени сравнения прилагательных и их образование. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке.
Имя числительное (хисеп ячĕ). Отличие имен числительных от других частей речи. Вопрос количественного числительного миçе? Краткая и полная форма количественных числительных. Образование порядковых числительных. Вопрос порядкового числительного миçемӗш? Связь количественных, порядковых числительных с именами существительными.
Местоимение (ылмаш). Личные местоимения единственного и множественного числа. Указательные местоимения ку, кусем, çак. Вопросительные местоимения кам? мӗн? камсем? мӗнсем? мĕнле? миçе?хăш?
Глагол (ĕç-хĕл). Отличие глагола от других частей речи. Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам. Изменение глагола по лицам и числам в настоящем и прошедшем очевидном времени (спряжение). Утвердительная и отрицательная формы глагола. Вопросы глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени. Глаголы-антонимы. Отсутствие в чувашском языке категории рода и вида у глаголов.
Инфинитив, его образование. Вопрос инфинитива мӗн тума? Причастие прошедшего времени. Выражение прошедшего неочевидного времени причастием прошедшего времени. Вопрос сказуемого мӗн тунӑ?
Наречия (наречи). Наречия времени (паян, ялан), наречия места (кунта, унта), наречия образа действия (хӑвӑрт, ерипен). Вопросы наречий хӑçан? ӑçта? мӗнле? Наречия-антонимы (паян – ыран, хӗлле – çулла).
Подражательные слова (евĕрлев сăмахĕ). Отличие подражательных слов от других частей речи.
Послелог (хыç сăмах). Послелоги с существительными и местоимениями.
Союзы (союз). Союзы: та, те, тата, анчах, çапах, мĕншĕн тесен.
Частицы (татăк). Частицы: чи, мар, ан, та, те, -и.
Содержание социокультурной компетенции
Государственный (чувашский) язык как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность развивать речевые и умственные способности обучающихся, формировать чувство патриотизма, любви к Родине и родному краю, уважительное отношение к чувашскому языку, традициям чувашского и других народов, культуре и языковому наследию многонационального народа Российской Федерации.
Развитие коммуникативной компетенции (по годам обучения)
Содержание коммуникативной компетенции | |
1 класс | |
Говорение. Этикетные диалоги | Участвовать в элементарных диалогах этикетного характера (приветствовать персонажей учебника, одноклассников, взрослых, знакомиться и прощаться с одноклассниками, взрослыми, выражать благодарность за помощь, согласие (несогласие). Прослушивать и разыгрывать сценку знакомства. |
Диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него) Объем диалога: 2 реплики со стороны каждого обучающегося | Участвовать в диалогах-расспросах (с использованием вопросов типа Ку мĕн? Ку кам? Кусем мĕнсем? Кусем камсем? Пакша мĕн тĕслĕ? Упа мĕнле? Хăяр ăçта ӳсет? Мулкач мĕн юратать? Хĕр ача мĕн тăвать? Санăн аннӳ мĕн ятлă? и т.д.). Разыгрывать готовые диалоги на изученные темы. |
Типы монологов: Описание. Повествование-рассказ. Характеристика (предметов, персонажей) Объем монологического высказывания: не менее 3 предложений | Описывать предметы, картинки. Рассказывать о себе (животных, птицах, овощах, фруктах, любимой еде, семье и т.д.) с опорой на текст. Пересказывать доступный по объему услышанный или прочитанный текст по опорам (ключевым словам, вопросам), без опоры. Составлять краткие монологические высказывания с характеристикой животных, персонажей учебника. |
Аудирование. Восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке | Понимать на слух речь одноклассников в ходе общения с ними. Распознавать на слух и понимать учебные инструкции учителя в процессе урока. |
Ознакомительное аудирование | Воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом и речевом материале, и понимать основное содержание услышанной информации. Удерживать в памяти основное содержание аудиотекста и отвечать на вопросы по его содержанию. |
Аудирование с полным пониманием содержания текста | Воспринимать на слух небольшой текст, построенный на знакомом языковом и речевом материале, и полностью понимать содержащуюся в нём информацию. Запоминать и осмысливать основные факты. Отвечать на вопросы. |
Чтение. Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) | Соотносить графический образ чувашского слова с его звуковым образом. Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом и речевом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования. Предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Отвечать на вопросы по содержанию текста. |
Чтение с полным пониманием содержания текстов разных типов (изучающее чтение) | Понимать содержание прочитанного текста. Отделять главное от второстепенного. Находить ответы на вопросы по ходу чтения и после чтения. Пересказывать содержание текста с использованием опор. |
Чтение наизусть стихотворений. Объем стихотворения: одна строфа | Воспроизводить наизусть тексты стихотворений. |
Письмо. Письмо заглавных и строчных букв Ᾰă, Ĕĕ, Ӳӳ, Çç, заглавных букв Й, Ы. Списывание слов, предложений (2-3 предложения) | Владеть технологией начертания заглавных и строчных букв Ᾰă, Ĕĕ, Ӳӳ, Çç, заглавных букв Й, Ы. Безошибочно списывать слова, предложения. Списывать небольшой текст, избегая перестановки и пропуски букв, слов, предложений. |
2-4 классы | |
Говорение. Этикетные диалоги | Участвовать в элементарных диалогах этикетного характера (приветствовать персонажей учебника, одноклассников, взрослых, знакомиться и прощаться с ними, поздравлять учителей, одноклассников с праздниками, выражать благодарность за поздравление, помощь, подарок). |
Диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него). Объем диалога: 3 реплики со стороны каждого обучающегося во 2 классе; 4-5 реплик со стороны каждого обучающегося в 3-4 классах. | Участвовать в диалогах-расспросах о погоде, персонажах учебника, животных и т.д. Разыгрывать диалоги на основе диалога-образца. |
Описание. Повествование (рассказ). Характеристика (предметов, персонажей). Объем монологического высказывания: не менее 3-4 предложений во 2 классе; 5-6 предложений в 3-4 классах | Создавать тексты в форме описания с опорой на образец. Рассказывать о прочитанном, увиденном или услышанном по опорам (ключевым словам, вопросам), без опоры. Характеризовать предметы, персонажи. Создавать монологические высказывания в форме повествования. Пересказывать доступный по объему услышанный или прочитанный текст по опорам (ключевым словам, вопросам), без опор. |
2-4 классы | |
Аудирование. Восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников | Понимать на слух речь одноклассников. Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя. |
Ознакомительное аудирование | Воспринимать на слух небольшой текст и понимать его основное содержание. Определять тему (основную мысль), содержание текста по заголовку. Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. Догадываться о значении отдельных слов (по словообразовательным элементам, контексту). Отвечать на вопросы по основному содержанию. |
Аудирование с полным пониманием содержания текста (изучающее аудирование) | Воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию. Отвечать на вопросы по всем фактам. Пересказывать аудиотекст с подробным изложением содержания. |
2-4 классы | |
Чтение. Чтение с пониманием основной мысли текста (ознакомительное чтение) | Читать вслух небольшие тексты с соблюдением правил произношения и интонирования. Зрительно воспринимать небольшой текст и понимать его основное содержание. Предугадать тему (основную мысль), содержание текста по заголовку. Выделять главные факты текста. Устанавливать логическую последовательность главных фактов текста. Пользоваться словарем. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий к конкретному тексту, объяснять свой выбор. Кратко излагать содержание текста. |
Чтение с полным пониманием содержания текстов (изучающее чтение) | Зрительно воспринимать текст и полностью понимать содержание. Находить значения отдельных незнакомых слов в словаре. Восстанавливать правильный порядок предложений в соответствии с содержанием текста. Озаглавить текст. Находить ответы на вопросы по ходу чтения и после чтения. Полный пересказ содержания прочитанного текста с использованием опоры (вопросный план, ключевые слова), без опоры. |
Чтение наизусть стихотворений. Объем стихотворения: две строфы. | Воспроизводить наизусть тексты стихотворений. |
2-4 классы | |
Письмо. Списывание слов, предложений, текста. Письменные поздравления. Письменные упражнения (фонетические, лексические, грамматические). Письменные ответы на вопросы. Выписки. Написание собственных текстов по образцу. | Списывать небольшие тексты, избегая пропуска слов, предложений. Писать поздравления, личные письма по образцу. Выполнять фонетические, лексические и грамматические упражнения. В письменной форме кратко отвечать на вопросы по содержанию прочитанного или услышанного текста. Делать краткие выписки из текста. Самостоятельно создавать тексты как с опорами, так и без них. |
Содержание языковой компетенции | |
1 класс | |
Графика, орфография | |
Чувашский алфавит. Порядок букв в чувашском алфавите. Заглавные и строчные буквы. Различение звука и буквы. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Буквы, не обозначающие звуки (ъ, ь). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Способы обозначения мягкости согласных. Способы обозначения озвончения согласных. Правописание удвоенных согласных. | Пользоваться чувашским алфавитом, в частности, в работе со словарями. Использовать последовательность букв в чувашском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке. Каллиграфически верно писать заглавные и строчные буквы Ᾰă, Ĕĕ, Çç, Ӳӳ, заглавные буквы Й, Ы. Различать понятия буква и звук. Знать значения букв чувашского алфавита. Осознавать, что буквы ъ, ь не обозначают звуки. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Правильно обозначать на письме мягкость предыдущих и последующих согласных звуков рядом со звуками е, и, ĕ, ÿ ([с']ӗ[т'], [х']и[т'][р']е, [п']ӱ[л']е[м'] ); озвончение согласных звуков п, к, т, ш, с, х, ч, ç. Обозначать на письме удвоенные согласные звуки двумя одинаковыми буквами (анне, атте, аппа). |
2-4 классы | |
Чувашский алфавит. Порядок букв в чувашском алфавите Заглавные и строчные буквы. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Способы обозначения мягкости согласных. Способы обозначения озвончения согласных. Правописание слов с звукосочетаниями йы, ый, йа, йе, йӳ в начале слова. Правописание парных слов (атă-пушмак). Правописание удвоенных согласных. Правописание частиц -и, мар, ан, те. | Пользоваться чувашским алфавитом, в частности в работе со словарями. Использовать последовательность букв в чувашском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Усваивать правила обозначения на письме мягкости согласных звуков. Усваивать правила обозначения на письме звонких согласных звуков [б], [г], [д], [ж], [з], [х], [ч] [ç] буквами п, к, т, ш, с, х, ч, ç. Писать правильно сочетания звуков йы, ый, йă, йĕ, йӳ в словах (йытă, ыйтать, йăмăк, йĕкел, йӳçĕ). Писать через дефис парные и повторяющиеся слова. Обозначать на письме удвоенные согласные звуки двумя одинаковыми буквами. Писать правильно частицы -и, мар, ан, те. |
Пунктуация | |
2-4 классы | |
Знаки препинания (.?!) в конце предложения. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обращениями. | Употреблять знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов. Выделять обращения запятыми. Соблюдать изученные нормы пунктуации при написании текста. |
Состав слова и словообразование | |
1 - 4 классы | |
Выделение в словах корня и аффикса. Различение различных форм одного и того же слова. Словообразующие и формообразующие аффиксы. | Выделять в словах корень и аффикс. Различать формы одного и того же слова. Изменять форму слов. Понимать, что формообразующие аффиксы изменяют слова, служат для связи слов в словосочетании или предложении. Понимать, что словообразующие аффиксы образуют новые слова. |
Фонетика | |
1 класс | |
Гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные и их произношение. Смягчение согласных звуков перед гласными [э], [ӗ], [и], [ӱ] и после них. Расхождение произношения и обозначения звуков. Озвончение шумных глухих согласных [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç]. Произношение согласных звуков, обозначенных буквами л, н, т, стоящими перед буквой ь. Произношение согласных звуков перед гласными, обозначаемыми буквами я, ю (выля, Ванюк). Произношение слов с сочетаниями букв ье. Отсутствие оглушения согласного звука [в] в конце слова. Произношение слов с удвоенными согласными. Ударение в слове. Деление слова на слоги. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного, вопросительного предложений. Интонация в предложениях с однородными членами. | Различать в слове гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки и правильно произносить их. Кратко характеризовать звуки. Определять звук в слове по его характеристике. Находить в тексте слова с заданным звуком. Группировать звуки по заданным критериям. Произносить мягко согласные звуки, стоящие перед гласными [э], [ӗ], [и], [ӱ] и после них. Наблюдать за расхождением произношения и обозначения звуков в словах (уба – у[б]а; таса – та[з]а). Произносить шумные согласные звуки [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç], расположенные между гласными звуками, между предшествующими сонорными [в], [й], [л], [м], [н], [р] и последующим гласным, как звонкие звуки [б], [г], [д], [ж], [з], [х], [ч] [ç]. Произносить мягко согласный звук, мягкость которого обозначена мягким знаком (кукӑль). Произносить предыдущий согласный мягко перед гласным в словах с мягким знаком в середине слова, не вставляя звук [й] (Тольăпа, а не Тольйăпа). Произносить мягко согласный звук перед гласными, обозначенными буквами я, ю (выля – [выл'а]). Произносить на месте сочетаний букв ье два звука [йэ] (çемье). Произносить звонко звук [в] вне зависимости от позиции (в начале, середине, конце слова): ялав, а не ялаф. Произносить удвоенные согласные. Соблюдать правильное ударение в словах. Произносить слово по слогам. Воспроизводить заданную интонацию: повествовательную, побудительную, вопросительную. Правильно интонировать повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения. Соблюдать интонацию в предложениях с однородными членами. |
2-4 классы | |
Смягчение согласных звуков перед гласными [э], [ӗ], [и], [ӱ] и после них. Расхождение произношения и обозначения звуков. Озвончение шумных глухих согласных [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç]. Произношение слов с буквой ь на письме. Произношение согласных, обозначенных соотствующей буквой, стоящей впереди буквы ю. Произношение слов с удвоенными согласными. Ударение в слове. Определение места ударения. Деление слова на слоги. Ударные и безударные слоги. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного, вопросительного предложений. Интонация в предложениях с частицами, однородными членами, обращением, прямой речью. | Произносить мягко согласные звуки, стоящие перед гласными [э], [ӗ], [и], [ӱ] и после них. Наблюдать за расхождением произношения и обозначения звуков (йĕкел – йĕ[г']ел, Шупашкар – Шу[б]ашкар). Произносить шумные согласные звуки [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç], расположенные между гласными звуками, между предшествующими сонорными [в], [й], [л], [м], [н], [р] и последующим гласным, как звонкие звуки [б], [г], [д], [ж], [з], [х], [ч] [ç]. Произносить мягко согласный звук, мягкость которого обозначена мягким знаком (пурăнать). Произносить предыдущий согласный мягко перед гласным в словах с мягким знаком в середине слова, не вставляя после него звука [й] (Таньăпа (а не Таньйăпа). Произносить мягко согласный звук, обозначенный соответствующей буквой с последующей ю, (уплюнкка – [упл'унк:а]). Произносить удвоенные согласные. Соблюдать правильное ударение в слове. Понимать, что в чувашском языке постановка ударения в словах зависит от гласных звуков [ӑ] и [ӗ]. Определять место ударения в слове. Наблюдать за перемещением ударения при изменении слова. Членить слова на слоги, находить ударный и безударные слоги. Воспроизводить заданную интонацию: повествовательную, побудительную, вопросительную. Правильно интонировать повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения. Соблюдать интонацию в предложениях с частицами, однородными членами, обращением, прямой речью. |
Лексика | |
1 класс | |
Объем лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения с учетом непереводимых слов – 120 слов. Речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру чувашского народа. Лексическое значение слова. Тематические группы слов. Непереводимые слова. Заимствованные слова. Синонимы и антонимы. | Узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, воспроизводить и употреблять их в речи. Использовать речевые клише речевого этикета. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря учебника. Определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия. Классифицировать слова по тематическому принципу. Понимать, что многие слова являются общими для чувашского и русского языков (апельсин, мандарин, дыня, кофта, пальто, вилка). Подбирать синонимы (хитре – илемлĕ, ĕçчен – маттур). Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении (пĕчĕк – пысăк, ырă – усал, тутлă – йӳçĕ). |
2-4 классы | |
Речевые клише как элементы этикета, отражающие культуру чувашского народа. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Непереводимые слова. Заимствованные слова. Синонимы и антонимы. Объем лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения с учетом непереводимых слов: 2 класс – примерно 120; 3 класс – примерно 130; 4 класс – примерно 130 слов. | Узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, воспроизводить и употреблять их в речи. Использовать в речи средства этикета. Классифицировать слова по тематическому принципу. Распознавать однозначные и многозначные слова (сăрă – серый, краска; ăçта – где? куда?). Определять с помощью словаря значения многозначных слов. Осознавать, что многие слова являются общими для чувашского и русского языков. Определять заимствованные слова в тексте (шлепке – шляпа, сараппан – сарафан, сахар – сахăр). Находить в тексте синонимы и антонимы, употреблять их в речи. Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Подбирать синонимы для устранения повторов в речи. |
Грамматическая сторона речи | |
Синтаксис | |
1 класс | |
Словосочетание. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Отрицательные предложения. Предложения с однородными членами без союзов. Порядок слов в простом предложении. Неполные предложения в диалоге. | Составлять словосочетания с изученными словами. Различать и составлять повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Составлять отрицательные предложения с частицами мар, ан. Использовать предложения с однородными членами в устной речи (Упа пысăк, вăйлă). Соблюдать порядок слов в простом предложении. Составлять неполные предложения в диалоге. |
2-4 классы | |
Словосочетание. Способы образования вопросительных предложений. Предложения с однородными членами с союзом тата (без перечислений). Порядок слов в простом предложении. Неполные предложения в диалоге. | Наблюдать за образованием словосочетаний. Составлять именные словосочетания из прилагательного и имени существительного (кăвак кĕпе). Выбирать знак в конце предложения. Образовывать вопросительные предложения с помощью вопросительных слов (кам? мĕн? мĕнле? мĕн тĕслĕ? миçе? миçемĕш? мĕн тăвать? мĕн тăватпăр? мĕн тăваççĕ? ăçта? (со значением где?), частицы -и (Паян ăшă-и?) и отвечать на них. Использовать предложения с однородными членами с союзом тата (Упа çырла тата пыл юратать). Соблюдать порядок слов в простом предложении. Восстанавливать пропущенные неполные предложения в диалоге. Употреблять в диалоге неполные предложения. |
Морфология | |
1 класс | |
Имя существительное. Отличие имен существительных от других самостоятельных частей речи. Вопросы имени существительного: кам? мĕн? Множественное число имен существительных. Начальная форма существительного. Согласование существительных с глаголами настоящего времени. Отсутствие категории рода у существительных в чувашском языке. Форма принадлежности. Частица мар с существительными. Связь существительного с прилагательным, глаголом, числительным. Употребление имен существительных в речи. | Узнавать в тексте и на слух имена существительные. Отличать имена существительные от других частей речи. Приводить примеры существительных. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы кам? или мĕн? Правильно ставить вопросы к существительным единственного числа, обозначающим людей, животных, неодушевленные предметы. Группировать имена существительные по вопросам кам? и мěн? Правильно переводить вопросы кам? и мěн? на русский язык. Правильно образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных. Определять число имен существительных. Различать существительные единственного и множественного числа. Определять начальную форму существительных. Правильно согласовывать существительные с глаголами настоящего времени. Понимать, что существительные в чувашском языке не имеют категории рода. Выражать принадлежность предмета второму лицу и с помощью местоимения санăн, и аффикса -у(-ӱ) . Использовать в речи частицу мар с существительными, располагая ее после существительных. Использовать в речи существительные с прилагательными, глаголами, числительными. Употреблять имена существительные в устной речи. |
Имя прилагательное. Отличие имен прилагательных от других самостоятельных частей речи. Вопросы прилагательного мӗнле? и мӗн тӗслӗ? Связь имен прилагательных с именами существительными. Частица мар с прилагательными. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке. Употребление имен прилагательных в речи. | Узнавать в тексте и на слух имена прилагательные. Отличать имена прилагательные от других частей речи. Приводить примеры прилагательных. Различать прилагательные, отвечающие на вопрос мĕнле? и мĕн тĕслĕ? Ставить вопросы к прилагательным. Использовать в речи имена прилагательные с именами существительными. Использовать в речи частицу мар с прилагательными, располагая ее после прилагательных. Распознавать прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Понимать, что в чувашском языке прилагательные не имеют категории рода и числа. Употреблять имена прилагательные в устной речи. |
Имя числительное. Отличие имен числительных от других самостоятельных частей речи. Вопрос количественного числительного миçе? Краткая и полная форма количественных числительных. Образование порядковых числительных. Вопрос порядкового числительного миçемӗш? Количественные и порядковые числительные. Связь количественных, порядковых числительных с именами существительными. Частица мар с числительными. Отсутствие категории рода у порядковых числительных в чувашском языке. Употребление имен числительных в речи. | Узнавать в тексте и на слух имена числительные до 10. Отличать числительные от других частей речи. Приводить примеры числительных. Ставить вопрос к количественным числительным. Употреблять при счете полную форму количественных числительных. Применять количественные числительные в краткой форме в сочетании с существительными. Правильно образовывать порядковые числительные. Приводить примеры порядковых числительных. Ставить вопрос к порядковым числительным. Распознавать количественные и порядковые числительные. Группировать количественные и порядковые числительные по вопросам. Использовать в речи количественные и порядковые числительные с именами существительными. Использовать в речи частицу мар с числительными, располагая ее после числительных. Понимать, что числительные в чувашском языке не имеют категории рода. Употреблять количественные и порядковые числительные в устной и письменной речи (до 10). |
Местоимение. Личные местоимения. Вопросы личных местоимений в основном падеже единственного и множественного числа: кам? мӗн? камсем? мӗнсем? Согласование личных местоимений с глаголами настоящего очевидного времени. Личные местоимения в притяжательном, дательном падежах единственного числа. Частица мар с личными местоимениями. Указательные местоимения ку, кусем. Отсутствие категории рода у местоимений в чувашском языке. Употребление местоимений. | Распознавать в тексте и на слух личные местоимения. Различать местоимения, отвечающие на вопрос: кам? и камсем? мӗн? и мӗнсем? Согласовывать личные местоимения с глаголами настоящего времени в числе (Эпĕ вылятăп. Вăл вылать. Эпир вылятпăр. Вĕсем выляççĕ). Употреблять личные местоимения в притяжательном и дательном падежах единственного числа (манăн, санăн, мана, сана). Использовать в речи частицу мар с личными местоимениями, располагая ее после личных местоимений. Пользоваться указательными местоимениями при составлении связных высказываний. Понимать, что местоимения в чувашском языке не имеют категории рода. Употреблять личные, вопросительные и указательные местоимения в устной речи. |
Глагол. Отличие глагола от других самостоятельных частей речи. Начальная форма глагола. Настоящее время глагола: утвердительная и отрицательная формы. Вопросы глаголов настоящего времени. Согласование глаголов в форме настоящего времени с именами существительными. Отсутствие в чувашском языке категории рода. Употребление глаголов. | Отличать глагол от других самостоятельных частей речи. Приводить примеры глаголов. Определять начальную форму глагола. Употреблять в речи глаголы единственного числа настоящего времени. Правильно согласовывать глаголы настоящего времени с именами существительными и местоимениями. Употреблять глаголы настоящего времени в устной речи. |
Наречие. Отличие наречия от других самостоятельных частей речи. Наречия места (ӑçта? кунта, унта). | Узнавать в тексте и на слух наречия. Определять роль наречий в речи. Отличать наречия от других самостоятельных частей речи. Употреблять наречия кунта, унта в устной речи. |
Союзы. Сочинительные союзы та, те, тата. | Употреблять союзы та, те, тата в предложениях. |
2 – 4 классы | |
Имя существительное. Отличие имен существительных от других частей речи. Собственные и нарицательные существительные. Начальная форма существительного. Вопросы существительных кам? и мĕн? Образование множественного числа существительных. Склонение имён существительных в единственном числе. Форма принадлежности. Частица мар с существительными. Связь существительного с прилагательным, глаголом, числительным. Отсутствие категории рода у существительных в чувашском языке. Употребление существительных в речи. | Отличать существительные от других частей речи. Узнавать в тексте и на слух имена существительные. Приводить примеры существительных. Распознавать и дифференцировать имена собственные и нарицательные. Правильно определять начальную форму существительных. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы кам? или мĕн? Правильно ставить вопросы к существительным единственного числа, обозначающим людей, животных, неодушевленные предметы. Группировать имена существительные по вопросам кам? и мěн?, камсем? и мěнсем? Определять число имен существительных. Различать существительные единственного и множественного числа. Правильно образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных. Понимать, что вопросительные слова кам? и камсем? на русский язык переводятся словом кто? Понимать, что вопросительное слово мĕн? и мĕнсем?, относящиеся к животным, на русский язык переводятся вопросительным словом кто? Употреблять в речи существительные в разных падежных формах. Правильно образовывать нужную падежную форму существительных по вопросу. Понимать значение падежных аффиксов. Осознавать, что падежные аффиксы служат для связи слов в предложениях. Выражать принадлежность предмета второму и третьему лицу с помощью местоимений санăн, унăн, сирĕн, вĕсен и аффиксов -у(-ӱ), -ӗ(-и) . Использовать в речи частицу мар с существительными, располагая ее после существительных. Использовать в речи существительные с прилагательными, глаголами, числительными. Понимать, что существительные в чувашском языке не имеют категории рода. Употреблять существительные в устной и письменной речи. |
Имя прилагательное. Отличие имен прилагательных от других частей речи. Вопросы прилагательного мӗнле? и мӗн тӗслӗ? Связь имен прилагательных с именами существительными. Частица мар с прилагательными. Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке. Степени сравнения прилагательных и их образование. Употребление прилагательных в речи. | Узнавать в тексте и на слух имена прилагательные. Отличать имена прилагательные от других частей речи. Приводить примеры прилагательных. Различать прилагательные, отвечающие на вопрос мĕнле? и мĕн тĕслĕ? Использовать в речи вопросы прилагательных мӗнле? и мӗн тӗслӗ? при составлении вопросительных предложений. Использовать в речи имена прилагательные с именами существительными. Использовать в речи частицу мар с прилагательными, располагая частицу после прилагательных. Распознавать прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Понимать, что в чувашском языке прилагательные не имеют категории рода и числа. Правильно образовывать прилагательные в сравнительной степени с помощью аффиксов -рах(-рех), -тарах(-терех), прилагательные в превосходной степени путем полного и частичного удвоения основы (шурӑ-шурӑ, шап-шурӑ) и усилительной частицы чи. Употреблять прилагательные при описании людей, животных, предметов. |
Имя числительное. Отличие числительных от других частей речи. Вопросы числительных миçе? и миçемӗш? Краткая и полная форма количественных числительных. Связь количественных, порядковых числительных с именами существительными. Частица мар с числительными. Отсутствие категории рода у числительных в чувашском языке. Употребление числительных в речи. | Научиться считать до 1000 и дальше. Отличать числительные от других частей речи. Приводить примеры числительных. Ставить вопрос к количественным числительным и порядковым числительным. Группировать количественные и порядковые числительные по вопросам. Употреблять при отвлеченном счете полную форму количественных числительных. Применять количественные числительные в краткой форме в сочетании с существительными. Использовать в речи количественные и порядковые числительные с именами существительными. Использовать в речи частицу мар с числительными, располагая ее после числительных. Понимать, что числительные в чувашском языке не имеют категории рода. Употреблять количественные и порядковые числительные в устной и письменной речи. |
Местоимение. Личные местоимения в притяжательном падеже (манăн, санăн, унăн, пирĕн). Личные местоимения в дательном падеже (мана, сана, ăна, вĕсене). Согласование личных местоимений с глаголами настоящего и прошедшего очевидного времени. Указательные местоимения ку, кусем, акӑ, çак. Отсутствие категории рода у местоимений в чувашском языке. | Употреблять личные местоимения манăн, санăн, унăн, пирĕн, мана, сана, ăна, вĕсене в устной и письменной речи. Заменять при ответе на вопрос местоимение санăн местоимением манăн. Подбирать к вопросам камăн? кама? личные местоимения в нужной падежной форме (камăн? манăн, унăн, кама? мана, сана, ăна). Согласовывать личные местоимения в основном падеже с глаголами настоящего и прошедшего очевидного времени в числе (Эпĕ ташлатăп. Вăл ташлать. Эпĕ ташларăм. Вăл ташларĕ.). Употреблять указательные местоимения ку, кусем, çак в собственных высказываниях. Понимать, что местоимения в чувашском языке не имеют категорию рода. |
Глагол. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и прошедшем очевидном времени. Утвердительная и отрицательная формы. Вопросы глаголов настоящего, прошедшего очевидного и неочевидного времени. Согласование глаголов в форме настоящего и прошедшего очевидного времени с именами существительными. Отсутствие в чувашском языке категории рода у глаголов. Употребление глаголов в речи. | Определять начальную форму глагола. Образовывать глаголы настоящего и прошедшего очевидного времени от начальной формы глаголов по образцу. Опознавать в тексте глаголы настоящего и прошедшего очевидного времени по аффиксам. Отличать глаголы в настоящем времени от глаголов в прошедшем времени. Подбирать вопросы (мĕн тăвать? мĕн тăваççĕ? мĕн турĕ? мĕн турĕç? мĕн тунă?) к глаголам настоящего, прошедшего очевидного, неочевидного времени. Правильно согласовывать глаголы настоящего и прошедшего времени с именами существительными в числе. Понимать, что в чувашском языке глаголы не имеют категории рода. Уместно употреблять глаголы настоящего, прошедшего времени в устной речи. |
Наречия. Наречия времени и места | Находить в тексте наречия, ставить к ним вопросы. Употреблять в речи наречия времени (паян, ялан) и места (кунта, унта). |
Союзы. Сочинительные союзы. | Употреблять в речи сочинительные союзы (та, те, тата.) |
Послелог. Связь послелогов с существительными. Употребление послелогов в речи. | Использовать в речи послелоги с существительными, располагая их после существительных. Употреблять в речи послелоги. |
Частицы. Частицы та, те. | Употреблять в речи частицы (та, те). |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Развитие речи. Тематические блоки | ||||
Лексические темы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Знакомство | Давайте познакомимся! Основные элементы речевого этикета (2 ч.) | Знакомство. Основные элементы речевого этикета (2 ч.) | Знакомство. Основные элементы речевого этикета (2 ч.) | Знакомство. Основные элементы речевого этикета (2 ч.) |
Семья. Родной очаг | Я и моя семья. Мой дом (5 ч.) | Семья. Родной очаг. Родственники. Семейные праздники (5 ч.) | Семья. Родной очаг. Домашнее тепло, проявление душевной доброты, внимание и забота о близких. Родственники. Семейные праздники (6 ч.) | Самый дорогой человек. Семейные традиции и праздники. Отечественные праздники. Забота о родителях. Связь поклонений. Радушие и гостеприимство (6 ч.) |
Моя школа | Моя школа. Учебные принадлежности. На уроках. В школе (8 ч.) | Моя школа. Учебные принадлежности. На уроках. В школе. Распорядок дня. Добрые дела (6 ч.) | Моя школа. Одноклассники. Любимые учителя (5 ч.) | Моя школа. Одноклассники. Любимые учителя. Любимый предмет. Мир Книги (5 ч.) |
Национальные блюда чувашской кухни | Фрукты и овощи. Любимая еда (7 ч.) | Национальные блюда чувашской кухни. Любимая еда (6 ч.) | Национальные блюда чувашской кухни и народов, проживающих в Чувашии. Любимая еда (6 ч.) | Национальные блюда чувашской кухни и народов, проживающих в Чувашии. Кухня народов мира (5 ч.) |
Традиции чувашского народа | Чувашские национальные игрушки. Любимые игрушки (3 ч.) | Традиции чувашского народа (народные игры, песни, сказки, предания, притча и др.). Мои увлечения (5 ч.) | Традиции чувашского народа (народные игры, песни, сказки, предания, притча и др.). Любимые занятия (песня, игра и др.). Чувашский национальный костюм (5 ч.) | Традиции чувашского народа (народные игры, песни, сказки, предания, притча и др.). Чувашский национальный костюм Традиции народов, проживающих в Российской Федерации (5 ч.) |
Село и город | Мой город. Родное село (7 ч.) | Мой город. Родное село. Улицы, парки, транспорт (7 ч.) | Мой город. Родное село. Улицы, парки, транспорт. Достопримечательности родных мест (6 ч.) | Мой город. Родное село. Улицы, парки, транспорт. Достопримечательности Чувашской Республики (5 ч.) |
Природа Чувашии. Растительный и животный мир родного края | Растительный и животный мир родного края (овощи, фрукты, домашние и дикие животные). Времена года (20 ч.) | Растительный и животный мир родного края. Поле, лес, река – прекрасный мир природы. Братья наши меньшие. Доброта. Забота. Времена года (16 ч.) | Растительный и животный мир родного края. Времена года. Бережное отношение к природе (16 ч.) | Животный и растительный мир Чувашии. Времена года. Бережное отношение к природе. Красная книга (16 ч.) |
Доброжелательность –национальная черта чувашского народа | Я и мои друзья (9 ч.) | Я и мои друзья. Пословицы и поговорки чувашского народа о дружбе (9 ч.) | Я и мои друзья. Добрый друг. Крепкая дружба. Сочувствие. Взаимопомощь (7 ч.) | Я и мои друзья. Добрый друг. Крепкая дружба. Сочувствие. Взаимопомощь. Радовать других – радоваться самому (7 ч.) |
Родная Чувашия | Столица Чувашской Республики. Культура и искусство чувашского края (3 ч.) | Чувашская Республика. Культура и искусство чувашского края. Государственные символы Чувашской Республики (10 ч.) | Чувашская Республика –субъект Российской Федерации. Культура и искусство чувашского края. Известные люди Чувашии. Дружба народов. День республики (10 ч.) | Чувашская Республика – субъект Российской Федерации. Культура и искусство чувашского края. Известные люди Чувашии. Золотые руки – благодарность мастеру (10 ч.) |
Родная страна, страны мира | Москва - столица Российской Федерации (2 ч.) | Государственные символы Российской Федерации (2 ч.) | Служение Отечеству. Защитники Отечества. День Великой Победы (5 ч.) | Служение Отечеству. Защитники Отечества. День Великой Победы. Светлая память. Страны мира. Важнейшие цивилизационные ценности (7 ч.) |
Всего | 66 | 68 | 68 | 68 |
270 часов |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ЧУВАШСКИЙ) ЯЗЫК»
Эффективность преподавания учебного предмета «Государственный (чувашский) язык» зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется практической направленностью предмета. Учебный кабинет чувашского языка должен быть оснащен современными техническими средствами обучения, учебными материалами по чувашскому языку, методическими материалами и пособиями для учителя.
В комплект учебных материалов входят:
– учебно-методический комплект;
– изображения символики и флагов Чувашской Республики, Российской Федерации;
– настенные таблицы, иллюстрации;
– электронные обучающие программы;
– электронные мультимедийные презентации;
– компьютерные словари;
– видеоролики, соответствующие тематике основной школы;
– справочные издания;
– учебные двуязычные и одноязычные словари;
– картотека с заданиями для индивидуального обучения;
– контрольно-измерительные материалы;
– портреты чувашских поэтов и писателей, известных людей;
– комплект тематических лексических таблиц;
– комплект грамматических таблиц по основным разделам изучаемого материала;
– карта Чувашской Республики.
В комплект технических средств обучения входят:
– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– лазерный принтер;
– сканер;
– классная доска с магнитной поверхностью;
– интерактивная доска;
– видеоплеер;
– аудиомагнитофон;
– стенд для размещения творческих работ учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 8 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения. 9 класс» (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 9 классе....
План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.
Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
Технологическая карта к уроку немецкого языка в 3 классе на тему :Es ist Herbst. Wie ist das Wetter im Herbst?" по программе учебного курса И.Л.Бим " Немецкий язык 3 класс"
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий - требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта урока ...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2
Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...