Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В.
В Примерной основной образовательной программе начального образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Цель курса: пробуждение интереса к чтению и воспитание эмоционально отзывчивого читателя.
Задачи курса:
-формировать умения мыслить самостоятельно;
-развивать воображения и фантазии;
-помочь в становлении личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
смысловое | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Обучение смысловому чтению»
2 «а» класс
2015 – 2016 учебный год
Учитель: Тимошенко М.А.
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2015 г.
Пояснительная записка
Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В.
В Примерной основной образовательной программе начального образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Цель курса: пробуждение интереса к чтению и воспитание эмоционально отзывчивого читателя.
Задачи курса:
-формировать умения мыслить самостоятельно;
-развивать воображения и фантазии;
-помочь в становлении личности.
Общая характеристика курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение», Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс позволяет подготовить младших школьников к работе с учебными, научно- популярными и информационными текстами: предлагаются познавательные тексты, под которыми понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов- от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом.
Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.
В основе занятий по формированию смыслового чтения используется технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (навыбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских
интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Место курса в учебном плане.
На курс «Обучение смысловому чтению» базисным учебным планом начального общего образования во 2 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - это системно-деятельностный подход в начальном обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой, элементарной исследовательской деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Содержание курса
В содержании курса «Обучение смысловому чтению» предлагаются познавательные тексты, как совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов – от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом включительно.
В процессе обучения школьники будут такие тексты:
• понимать;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
При этом учащиеся будут постоянно учиться воспринимать текст на слух и мысленно, а затем генерировать не только письменные тексты, но и устные выступления.
В программу курса входят тексты двух видов:
- содержащие сказочные подробности;
- предлагающие достоверную информацию.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять собственные тексты на основе прочитанных произведений;
- генерировать не только письменные тексты, но и устные выступления.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тексты | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Незаметные жирафы Мороженщик | Выразительно и осознанно читать текст произведения; определять тему и главную мысль произведения. | 5.09 | |
2. | Упитанные пингвины Снег в Африке Гномик Книгочей Активный бобр Царская дорога | Выразительно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Создавать небольшой устный текст. | 12.09 | |
3. | Зайчонок и улитка Жук-бомбардир | Создавать собственный текст. Рисовать иллюстрации. Придумывать вопросы. | 19.09 | |
4. | Зрение лягушки Гол как сокол Одноколесный велосипед За пояс заткнуть | Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста. | 26.09 | |
5. | Мудрость гномика Книгочея | Сопоставлять прочитанное с увиденным. Составлять устный рассказ. | 3.10 | |
6. | Что получается, когда обмениваются идеями Долгий ящик Горе луковое | Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | 10.10 | |
7. | Тиддалик выпил всю воду. Муравьи- врачи Как возили товар по морю Держать нос по ветру | Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. Составлять устный рассказ. | 17.10 | |
8. | Дома на курьих ножках Краски Птица- лирохвост | Составлять аннотацию к иллюстрации. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. | 24.10 | |
9. | Бражник Ожившие цветы Почему мы любим зеленый цвет? День конфет | Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание. | 31.10 | |
10. | Необычная охота Превращения моркови | Высказывать свое отношение к содержанию произведения. | 14.11 | |
11. | Глаз бури Кто кашу заварил, тому и расхлебывать Крашеные тюльпаны Вода камень точит | Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение. | 21.11 | |
12. | Гномик Хранитель воды | Создавать собственный текст. Рисовать иллюстрации. Придумывать вопросы. | 28.11 | |
13. | Горный серпантин Несолоно хлебавши | Самостоятельно делать выводы. Высказывать оценочное суждение. | 5.12 | |
14. | Вулканы- холодильники Земли Четвероногий внедорожник Верхом на китовой акуле Гномик Путешественник | Сопровождать иллюстрации отрывком текста. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. | 12.12 | |
15. | Когда приобретают друзей Летающие костюмы | Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. | 19.12 | |
16. | С удочкой на лягушку Сундук | Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. Составлять устный рассказ. | 26.12 | |
17. | Леденцы Кто утром не бегает- начинает ржаветь Два художника Зарубить на носу | Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. | 16.01 | |
18. | Девочка и попугай Слониха- художница Какого цвета черные ящики? Поездка в город | Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение. | 23.01 | |
19. | Сказка про робота- уборщика. Сказка о механической и живой лягушках | Подробно пересказывать текст, используя отобранные средства. | 30.01 | |
20. | Хлебосольный гномик | Оформлять иллюстрации по прочитанному. | 6.02 | |
21. | Фотоохота | Составлять устный рассказ. | 13.02 | |
22. | Гномик Огородник Зачем лошадям подковы Редкое судебное дело Волка ноги кормят | Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. Составлять устный рассказ. Самостоятельно делать выводы. | 20.02 | |
23. | Гномик Франт Горный лен | Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. | 27.02 | |
24. | Многорукий гномик | Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. | 5.03 | |
25. | Прудовые арбузы Компанейский гномик Монеты китайские и японские | Сопровождать иллюстрации отрывком текста. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. | 12.03 | |
26. | Три новогодних праздника | Оформлять иллюстрации по прочитанному. | 19.03 | |
27. | Горные лыжи среди пустынь Дорога | Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. | 2.04 | |
28. | Золотая деревенька Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии Тянуть канитель | Отвечать на вопросы по прочитанному. Придумывать свои вопросы. Высказывать оценочное суждение. | 9.04 | |
29. | В путь Локоть блинов и мешок пельменей | Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. | 16.04 | |
30. | Гномик Сказочник Весной дни долгие да нитка коротка | Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. | 23.04 | |
31. | Гномик Ворчун | Подробно пересказывать текст, используя отобранные средства. | 30.04 | |
32. | Встречный огонь | Самостоятельно делать выводы. Высказывать оценочное суждение. | 7.05 | |
33-34 | Уроки-обобщения | Создавать свои тексты. Оформлять иллюстрации к тестам. | 14.05 21.05 |
Литература
Для учителя:
М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению» 1-4 классы (методические рекомендации)- М.: ВАКО, 2010.
Для учащихся:
М.В. Беденко «Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 2 класс.- М.: ВАКО, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»
Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуально...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Внеклассное чтение»2 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы нача...
Курс внеурочной деятельности «Анализ смыслового чтения»
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 1-4класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" по авторской методике М.В.Беденко, тетради-тренажера "Смысловое чтение"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация пед...