Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»
рабочая программа по чтению на тему
Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Она направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_smyslovoe_chtenie_i_rabota_s_tekstom.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение. Работа с текстом»
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373),программы «Смысловое чтение» М.В.Беденко, программы курса по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки» (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбург)
Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Она направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа, один час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
- Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Содержание курса внеурочной деятельности
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. Данный курс сопровождается тетрадью-тренажёром «Смысловое чтение» Беденко М.В., рабочей тетрадью «Интеллектуальные витаминки» О.Н. Шпениной, С.В. Пинжениной, тетрадью для обучающихся «Итоговые комплексные работы. 3 класс М.В.Буряк
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Количество часов | Характеристика видов деятельности |
1. | Текст и его особенности. | 9 | Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формировать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме связи простых суждений о тексте Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
2. | Сочинительство. | 8 | |
3. | Учебные и научно-познавательные тексты | 17 |
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема урока | Основное содержание урока | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Текст и его особенности (8ч) | ||||
1. | Текст. Особенности построения. | Особенности построения текста | ||
2. | Заголовок текста. | Прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрациям к тексту. | ||
3. | Тема и главная мысль текста. | Определение темы и главной мысли, соотнесение заглавия с темой и главной мыслью произведения | ||
4. | Особенности текстов | Определение особенностей научно-популярного, художественного, справочного текстов | ||
5. | Работа с текстом Н. Абрамцевой «Жила- была речка» | Придумывание названия к отрывку, указание основных особенностей текста, восстановление последовательности событий, озаглавливание частей текста, определение основной мысли произведения. | ||
6. | Придумывание похожих историй. | Придумывание сказки, или рассказа, которые заставляют задуматься о собственных поступках. | ||
7. | Аннотация | Составление аннотации | ||
8. | Отзыв на произведение | Обоснование мнений и впечатлений о прочитанном | ||
9. | Комплексная работа «Воробьиное озеро» Ю. Коваль | Нахождение в тексте нужной информации. | ||
Сочинительство (8ч) | ||||
10. | Сочиняем закличку. | Советы «Как сочинить закличку» | ||
11. | Сочиняем загадку по опорным словам | Загадка, советы «Как придумать загадку» | ||
12. | Сочиняем докучную сказочку. | Докучная сказка. | ||
13 | Описание героя | Определение главного героя, описание внешности, поступков, отношения автора и своего отношения. | ||
14. | Учимся рассказывать по картине | Описание содержания картины, определение своего отношения к произведению. | ||
15. | Сочиняем волшебную сказку. | Особенности волшебной сказки. | ||
16. | Средства художественной выразительности | Эпитет, метафора, сравнение, метафора, олицетворение | ||
17. | Комплексная работа «Новый голосок» | Нахождение в тексте нужной информации. | ||
Учебные и научно-познавательные тексты (17ч.) | ||||
18. | Особенности учебных и научно-познавательных текстов. | Сопоставление текстов и их особенностей. | ||
19. | Анализ текста .«Что за зверь» Е. Чарушин | Анализ текста. Нахождение в тексте нужной информации. | ||
20. | Смысловой и эмоциональный подтекст. «Долг» В. Осеева | Выявление смыслового и эмоционального подтекстов. | ||
21. | Комплексная работа «Цветок» Б. Житков | Нахождение в тексте нужной информации. | ||
22. | Объяснение значения слов. «Весенняя хитрость» Б. Бианки | Объяснение значения непонятных слов, восстановление предложений, используя текст | ||
23. | Ключевые слова. «Загадочный зверь» Н. Сладков | Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. | ||
24. | Заголовок . «Серьёзная птица» Н. Сладков | Придумывание заголовка. Анализ текста. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | ||
25. | Комплексная работа «Что же в гнёздах?» | Нахождение в тексте нужной информации. | ||
26. | Письменный пересказ по ключевым словам. «Какие вывелись птенцы» В. Бианки | Письменный пересказ по ключевым словам. | ||
27. | Прогнозирование по ключевым словам. «Бюро лесных услуг» Н. Сладков | Прогнозирование по ключевым словам. | ||
28. | Конструирование текста | Восстановление последовательности текста | ||
29. | Составление вопросов к тексту. «Суд над декабрём» Н. Сладков | Составление вопросов к тексту | ||
30. | Подбор пословицы к содержанию текста. «Осень на пороге» Н. Сладков | Нахождение пословицы, которая соответствует содержанию текста. | ||
31. | Определение последовательности событий. «Смородинка» Е. Пермяк | Определение последовательности событий. | ||
32. | Информация из текста. «Отчего у сороки такой хвост?» В. Бианки | Нахождение в тексте нужной информации | ||
33. | Краткий отзыв. «Хохлатая Синица» Н. Сладков | Составление отзыва по прочитанному. | ||
34. | Комплексная работа «Заячья шапка» В. Осеева | Нахождение в тексте нужной информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 2 класс (планируемые результаты, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Внеклассное чтение»2 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы нача...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" для 1-4 класса
Данная программа составлена на основе примерной программы «Смысловое чтение».Выстроена в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение». Базисного учебно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 1-4класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" по авторской методике М.В.Беденко, тетради-тренажера "Смысловое чтение"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Назначение программы:Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Выразительное чтение"
Основной формой проведения занятий является театральная игра ,беседа, артикуляционная гимнастика, выступление, репетиционное занятие концерт. Основные виды деятельности учащихся: выполнять этюды,...