Рабочая программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»
рабочая программа (1 класс) по теме
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»
( программа разработана на основе Программы курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета» Гордеева А.В., Пинженин П.С.)
Разработала учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Перми
Долгих Татьяна Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также
основной образовательной программой начального общего образования. Программа
учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
Чтение: работа с информацией
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы
с содержащейся в текстах информацией, в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, их интерпретация и преобразование.
Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление
по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Цель курса
Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.
Задачи
• Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
• Расширить кругозор школьников.
• Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми
совместно с родителями.
• Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к
размышлению и поиску.
• Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета» представляет систему
интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы и их родителей.
Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года занятий.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
• По количеству -детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная,
групповая, работа в парах.
• По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум,
интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.
• По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс - 30 минут.
2-4 классы - 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер
представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки
с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на
разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.
Структура занятия
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы:
ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается
тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагается использовать упражнения, которые можно провести перед
началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может
использовать собственные упражнения.
• «Ассоциации и предположения».
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:
- С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
- Что, по-вашему мнению, написано в этом номере?
- Еде можно найти информацию по этой теме?
- Почему данная тема важна?
- В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
• «Трудные слова»
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для
понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого
слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры
занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
• Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения
учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
• Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим.
Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) -
по выбору учителя.
• Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают
определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный
материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие
лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
• Дискуссия
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему,
касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым
присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик
высказывает своё мнение и обосновывает его.
• Ролевая игра
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается
подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли
(судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися.
Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.
• Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с
содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый
последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе
обсуждения учитель может задавать вопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на
формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в
классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы
(регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда - после того как прочитан очередной
выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям
определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это
индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети
должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
• «Дефиниция»( краткое определение какого-либо понятия)
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так
и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в
тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
• «Изменение типа текста»
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
- Рекламы;
- Объявления;
- Дневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале
следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки
домашнего задания:
• Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.
• По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.
Рубрики и их цели
В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития
и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через
рубрики «Первоклассной газеты».
Рубрика | Задачи рубрик «Первоклассной газеты» | Личностные УУД (ГОС) |
ОБЩЕСТВО | Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство. | Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
КРАЕВЕДЕНИЕ | Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности. | |
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА | Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам. | |
СТРАНОВЕДЕНИЕ | Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран. | |
СПОРТ | Привитие интереса к спорту и активному отдыху. | Установка на здоровый образ жизни. |
ЗДОРОВЬЕ | Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек. | |
БИЗНЕС | Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
ЭТИКЕТ | Воспитание достойного поведения в обществе. | Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. |
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | Рассказ о природных катаклизмах и о том, как нужно себя вести. | ОБЖ. |
ЭКОЛОГИЯ | Воспитание бережного отношения к природе. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Воспитание ответственности и гуманного отношения к животным. | |
ПРОФЕССИИ | Профессиональная ориентация учащегося. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Первоклассная газета» на 2013-2014 уч.год
№ | Название темы (рубрика) | Дата |
1 | Чехия («Страноведение») | 03.10.13 |
2 | Маунтинбайк («Спорт») | 10.10.13 |
3 | Выбор питомца («Домашние животные») | 17.10.13 |
4 | Алтай («Краеведение») | 24.10.13 |
5 | Идём в гости («Этикет») | 05.11.13 |
6 | Лазеры («Современная наука») | 12.11.13 |
7 | Закаливание («Здоровье») | 19.11.13 |
8 | Сингапур («Страноведение») | 26.11.13 |
9 | Уход за питомцем («Домашние животные») | 03.12.13 |
10 | Речевой этикет («Этикет») | 10.12.13 |
11 | Бейсджампинг («Спорт») | 17.12.13 |
12 | Искусственный интеллект («Современная наука») | 24.12.13 |
13 | Зарядка («Здоровье») | 14.01.14 |
14 | Вологодская область («Краеведение») | 21.01.14 |
15 | Власть («Общество») | 28.01.14 |
16 | Пейнтбол («Спорт») | 04.02.14 |
17 | Экзотические домашние животные («Домашние животные») | 18.02.14 |
18 | Красноярский край («Краеведение») | 25.02.14 |
19 | Исландия («Страноведение») | 04.03.14 |
20 | Нетикет (Этикет) | 11.03.14 |
21 | Нанотехнологии («Современная наука») | 18.03.14 |
22 | Здоровое питание («Здоровье») | 01.04.14 |
23 | Шри-Ланка («Страноведение») | 08.04.14 |
24 | Рафтинг («Спорт») | 15.04.14 |
25 | Дрессировка («Домашние животные») | 22.04.14 |
26 | Вредные привычки («Здоровье») | 29.04.14 |
27 | Тюменская область («Краеведение») | 06.05.14 |
28 | Имидж («Этикет») | 13.05.14 |
29 | Трёхмерная компьютерная графика (3D) («Современная наука») | 20.05.14 |
30 | Самоконтроль руководителя («Бизнес») | 27.05.14 |
Интернет- ресурс: http://cerm.ru
http://cerm.ru/index.php?page=25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1084048-1542646473.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»
Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуально...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-482636-1411815927.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс
Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В. В Примерной основной образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Внеклассное чтение»2 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы нача...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/16/picture-1342047-1629130958.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 1-4класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" по авторской методике М.В.Беденко, тетради-тренажера "Смысловое чтение"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-1398403-1648930982.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-1398403-1648930982.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...