Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Внеклассное чтение»2 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Внеклассное  чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся  разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneklassnoe_cht_32.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Внеклассное  чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся  разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2).

Планируемые результаты освоения курса

Программа  курса «Внеклассное чтение» обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому;

чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– интерес к чтению, потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

–формулировать тему и цели занятий совместно с учителем;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– пользоваться словарями, справочниками;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

При изучении курса «Внеклассное чтение» достигаются следующие предметные результаты: 

- знание нескольких книг и произведений каждого из писателей, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения, т.е. способность правильно назвать книгу или произведение по памяти и воспроизвести содержание прочитанного с опорой на вопросы учителя;

- умение ориентироваться в книгах одного автора или в однотемных книгах разных авторов;

- знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или аннотация, послесловие;

- умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по её элементам и иллюстрациям;

- умение правильно оценивать события, поступки действующих лиц, выражать своё отношение к ним;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

      - высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

            - самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

      - работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание курса

Уроки внеклассного чтения нацелены на развитие способностей учащихся приобретать новые знания с помощью произведений художественной  литературы, нравственный потенциал которых очень высок, а также на  формирование умения извлекать пользу из жизненного опыта других людей, различных ситуаций.

В круг внеклассного чтения второклассников подобраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного материала. В программу включены произведения устного народного творчества: малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки); народные сказки, авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни), литературные авторские произведения, произведения классиков отечественной литературы XIX— XX веков (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Кроме художественной литературы,  второклассники познакомятся с научно-познавательной и даже справочной книгой, написанной в научно-художественной форме. С помощью учителя и самостоятельно слепые учащиеся убеждаются, что обычно научно-художественную книгу справочного характера не читают подряд –« от корки до корки» (хотя и в этом нет ничего предосудительного!), а открывают в нужном месте и находят там необходимую информацию.

 Особенность слепых учащихся начальной школы – это быстрая утомляемость, поэтому программа включает многообразные формы работы: конкурсы, книжно-иллюстративные выставки,  викторины, обсуждения, обзоры, выразительное чтение, беседа, доклады, литературные ринги, праздники чтения, экскурсии в библиотеку, презентации прочитанных и любимых книг, прослушивание аудиоматериалов, драматизация сказок, отрывков из книг, уроки- путешествия, литературно-музыкальные утренники,  и др.

Этапы работы по программе:

  1. Подготовительный.
  2. Самостоятельное чтение.
  3. Рефлексивный.
  4. Итоговый.

На подготовительном (1) этапе слепые учащиеся знакомятся со списком книг, рекомендованных для чтения, сроками, с этапами читательской деятельности, формами анализа и представления достижений. Далее учащиеся выясняют, что из рекомендованного есть в домашней библиотеке, какие книги нужно будет взять в библиотеке, некоторые произведения ребята с помощью родителей находят на библиотечных сайтах Интернета.

Этап самостоятельного чтения (2) предполагает общение читателя с художественным текстом, ведение диалога с автором через составление вопросов по прочитанной книге. Этот этап неразрывно связан со следующим – рефлексивным.

 Рефлексивный этап (3) включает обмен впечатлениями по прочитанному произведению с одноклассниками, задают подготовленные вопросы друг другу, высказывают мнение относительно оценке героев, главной мысли произведения, представляют отчет по прочитанной книге. На уроке-рефлексии целесообразно проводить праздники читательских удовольствий. Он предполагает следующие виды деятельности: зачитывание отрывков из прочитанных книг, выставка прочитанных книг, драматизация, викторина и др.

Итоговый этап  является одновременно и заключительным, и мотивирующим на дальнейшую деятельность. Это может быть  читательская конференция или презентация достижений читателя на совместном с учащимися родительском собрании. При подготовке этих мероприятий учащиеся могут распределятся на творческие группы, каждая из которых выбирает, что будет представлять и как. Возможные варианты: подготовка вопросов для литературного ринга, художественное оформление (выставка книг и др.), подготовка и драматизации отрывка из произведения по выбору, творческая работа (отзыв, сочинение по произведениям, литературный журнал, презентация).    Итоговый этап предполагает приглашение гостей - библиотекаря, администрации, родителей, учащихся и учителей из других классов. Необходимо продумать награждение лучших читателей (или групп) в виде дипломов, грамот, благодарностей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: 34 ч; в неделю 1 ч

                        Тема урока.

Количество

часов

Основные виды деятельности учащихся

                        1 четверть.

1

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке».

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с малыми фольклорными жанрами.

Учиться различать виды устного народного творчества.

Подбирать загадки, пословицы, поговорки на определённую тему.

2

Русские народные сказки.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Ознакомление с признаками жанра русской народной сказки.  

Учиться характеризовать героев сказки.

Учиться определять последовательность, передавать содержание.

3

Сказки А.С.Пушкина.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с творчеством и биографией А. Пушкина, с понятием «авторская сказка».

Определить, из какого произведения прочитанный отрывок.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника.

4

Сказки русских писателей.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Сравнивать  признаки литературных сказок и народных. Учиться находить главную мысль в произведении.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника.

5

Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого и

Д.К.Ушинского.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Находить главную мысль в произведении.

На основе названия произведения определять его содержание.

Учиться пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.

6

Стихи русских поэтов об осени.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с русской классической поэзией об осени.  Определять настроение в стихотворении.   

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.  

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения.

Сравнивать стихотворения разных авторов.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений  

поэтов на одну и ту же тему.

7

Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Учиться сравнивать художественный и научно-популярный текст.  

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.  

8

«Всё наоборот». Весёлые стихи Д.Хармса,

А.Введнеского, Ю.Владимирова и других поэтов.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с творчеством поэтов-обэриутов; искать в значении слова новый смысл,  придумывать новые слова.  Учиться читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Учиться отличать юмористическое произведение.

Учиться находить характерные черты юмористического текста.  Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения.  Придумывать свои заголовки.  

Находить слова, которые отражают характер героя.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.  

                       2 четверть.

9

Стихи о детях и для детей С.Маршака, А Барто, С.Михалкова.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с творчеством детских поэтов.

Учиться отличать сатирические произведения от юмористических.

Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения.  

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.  

10

Сказки и стихи К.Чуковского.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с краткой биографией и творчеством К.И. Чуковского, с историей создания сказок.

Определить, из какого произведения прочитанный отрывок или предмет.

Учиться  читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.  

Учиться читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника.

11

Рассказы и сказки Н.Носова.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок.

Оценивать поступки героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм.

Учиться основам смыслового чтения произведения, выделять существенную информацию.

Учиться составлять план, пересказывать текст по плану.

Инсценирование отрывков из рассказов.

12

Стихи русских поэтов о зиме.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с русской классической поэзией о зиме.  Определять настроение в стихотворении.   

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.  

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения.

Сравнивать стихотворения разных авторов.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений  

поэтов на одну и ту же тему.

13

Современные детские журналы.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой.

Создавать собственный журнал (устно), придумать его название,  описывать его оформление, рубрики.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала.

14

«Что? Где? Когда?» : энциклопедии и справочники.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с различными видами энциклопедических изданий.

Учиться  находить в них необходимую информацию. Викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос».

15

Комиксы.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с современным графически-повествовательным жанром – комиксом.

Знакомство с профессиями людей, которые работают в издательстве (сценаристы, художники, редакторы).

Учиться  составлять комиксы (устно) по сюжету сказки -   разделить текст на кадры-картинки, представить, что должно быть нарисовано на картинке, придумать короткий текст к каждой картинке.

16

Все-все-все Алана Милна.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с творчеством, биографией А. Милна. Объяснять переносное значение слов, определять черты характера по репликам героев.

Работа над образами персонажей, над языком сказки.

Прослушивание аудиозаписей ворчалок, шумелок, пыхтелок.

Выразительное чтение отрывков из сказки.

                       3 четверть.

17

Творчество Э.Успенского.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с творчеством Э. Успенского; учиться сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.

Прослушивание аудиозаписей песен из мультфильмов, отгадывание имен персонажей. 

Выразительное чтение отрывков из сказок, стихов.

Находить главную мысль в произведении.

Подбор пословиц, выражающих главную мысль.

18

Творчество Г.Остера.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с творчеством Г. Остера, особенностями его произведений, обратить внимание на словотворчество писателя.  Поиск слов и выражений, которые обыгрывает Г. Остер.

Выразительное чтение отрывков из сказок.

Чтение наизусть стихов Г. Остера.

Сочинение «вредных советов» детьми.

19

Рассказы В.Драгунского.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с творчеством В. Драгунского.

Учиться сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.  

Определять тему произведения, главную мысль.

Объяснять смысл названия  произведения.   Придумывать свои заголовки.   

Читать по ролям, отражая характер  героя произведения.

Учиться определять последовательность, передавать содержание.

20

Твои защитники.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Ознакомление учащихся с событиями Великой Отечественной войны, беседа о подвиге наших соотечественников в эти годы.

Беседа о том, как в мирное время солдаты защищают нас от беды.

Читать произведение с выражением, отражая характер героя произведения. Находить слова, которые отражают характер героя.

Учиться сравнивать художественный и научно-популярный текст.

21

Богатырские сказки. Былины.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с эпохой былин и богатырских сказок.

Знакомство с историей возникновения былин и богатырских сказок.

Выявить признаки былины, богатырской сказки.

Учится сравнивать богатырскую сказку и былины.

Прослушивание аудиозаписи отрывка из былины.

Работа над пониманием значения архаизмов.

Работа над языком былин (выборочное чтение устойчивых выражений,  чтение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

22

Мама – главное слово.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство со стихами и рассказами о маме.

Определять тему произведения, главную мысль.

Подбор пословиц и поговорок  о маме.

Выразительное чтение стихов о маме.

Рассказ о своей маме.

23

Сказки разных народов.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с народными сказками разных стран, их особенностями, с бытом и традициями разных народов.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Определение сказочных примет (волшебные предметы, сказочные зачин, концовка, устойчивые словосочетания).

Определение главной мысли сказки, подбор пословиц.

24

Зарубежный фольклор.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с малыми жанрами зарубежного фольклора в переводах С. Маршака, К. Чуковского, Г. Кружкова и др.

Прослушивание аудиозаписей песенок из зарубежного фольклора.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия, объяснять значение незнакомых слов.

Выразительное чтение  песенок из зарубежного фольклора.

25

Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш.Перро.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с биографией и творчеством Ш. Перро.

Учиться находить главную мысль сказки.

Учиться ставить вопросы по содержанию сказки.

Подбор пословиц к сказке.

Инсценирование литературных сказок зарубежных писателей.

Пересказывать подробно сказку, называть волшебные события и предметы в сказке.

26

Сказки Г.Х.Андерсена.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с биографией, творчеством Андерсена.

Учиться находить главную мысль сказки, формулировать ее.

Нахождение сказочных примет.

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.

                       4 четверть.

27

Сказки братьев Гримм.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с биографией и творчеством  братьев Гримм.

Учиться ставить вопросы по содержанию сказки, определять главную мысль сказки.

Подбор пословицы, подходящей к главной мысли сказки.

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.

Пересказ сказки.

28

Д.Р.Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с  биографией и творчеством Д.Р. Толкиена.

Учиться составлению характеристики героев. Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.

Пересказ глав на выбор детей.

29

Д.Родари. «Приключения Чипполино».

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с биографией и творчеством Д. Родари.

Учиться составлению характеристики героев. Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.  Отрицательные и положительные герои в сказке.

Пересказ  глав из сказки.

30

А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с биографией и творчеством А. Линдгрен, с ее сказочной повестью «Малыш и Карлсон».

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.  

Составление устного рассказа о Карлсоне.

Пересказ глав детьми.

31

Обобщающий урок по литературным сказкам. Игра «Умники и Умницы».

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Учиться оценивать свои достижения.

32

Стихи о весне.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство с русской классической поэзией о весне.  Определять настроение в стихотворении.   

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.  

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения.

Сравнивать стихотворения разных авторов.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений  

поэтов на одну и ту же тему.

33

Сочинение «Моя любимая книга».

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Учиться прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию. 

Создание собственных сочинений.

34

Обобщающий урок. Читательская конференция.

1

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя.

Знакомство  с понятием «конференция», правилами общения, спора,  учиться формулировать и доказывать свою мысль.

Учиться оценивать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...