Организация надомного обучения для детей с ОВЗ.
статья (3 класс)

Колпакова Марина Владимировна

В данной работе рассматривается организация надомного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Департамента по социальной политике

Администрация городского округа Саранск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Номинация

«Работа со слабоуспевающими учащимися»

«Организация надомного обучения для детей с ОВЗ»

                                                   Подготовила: Колпакова М.В.,

                                               учитель начальных классов.

                             

Саранск 2017 г.

                                                                       Ребёнок, словно чистый лист бумаги,

                                                                 Неосторожно не сомни его судьбу.

                                                           Ты помоги ему, придай отваги

                                                         И научи выигрывать борьбу!

   Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие детишки, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Формально они тоже будут считаться школьниками, но будут учиться, не выходя из дома.

   О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддержать их веру в себя, помочь получить качественное образование и стать полноценными членами современного информационного общества?

   Индивидуальное обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.

   Индивидуальное обучение на дому - модель организации учебного процесса, при которой:

1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником;

2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.). Такое обучение направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья.

   Целью индивидуального обучения детей на дому является обеспечение выполнения больными детьми, детьми-инвалидами федерального государственного образовательного стандарта, обеспечение их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей.

   Организация индивидуального обучения на дому ставит задачу освоения образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающимися, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.

    Я работаю учителем начальных классов в МОУ «СОШ № 13». Педагогический стаж работы 24 года. В 2015 году прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»  по дополнительной профессиональной программе для педагогов образовательных организаций. «Организация инклюзивного образования детей – инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях».  Ранее я не имела опыта работы с такими детьми, поэтому всё для меня было новым. Получив эту квалификацию, я стала работать с мальчиком, который имеет диагноз ДЦП.  В настоящее время  мальчику 8 лет и он является учеником второго класса.
       Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений. Несмотря на всевозможные  усилия со стороны  родителей, мальчик  не может обслуживать себя, он не овладел ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому, четыре раза в неделю, соответственно учебному плану школы.

Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт  уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и  адаптироваться в социуме.
      Свои  учебные занятия я начинаю с урока чтения, на котором проще установить контакт с ребёнком. Обязательно проговариваем какое сегодня число, месяц, год, день.  Когда мальчик поступил  в первый  класс, у него отсутствовал навык сидения, поэтому весь учебный процесс сводился к диалоговому общению между учителем и учеником. Я стала работать с ребёнком, когда он еще не освоил навык чтения, не фиксировала взор на картинке в учебнике,  испытывал трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении.  Начинали работу  с  упражнений в устойчивости фиксации взора, развитию пространственного восприятия. Это такие игровые занятия:

  • «солнечный зайчик с зеркальца»
  • «последи за самолетом»
  • последовательный показ картинок
  • построение геометрических форм   
  • предметных изображений из палочек
  • занятия по размещению геометрических фигур  в соответствии с инструкцией.   

Далее следовала работа с сюжетными картинками; описание окружающих предметов (любимой игрушки, дерева под окном, человека).  
На сегодняшний день мы уже легко составляем целый рассказ по картинке, если мальчик испытывает трудности, можно помочь ему наводящими словами. Существенно затрудняет  обучение чтению нарушение зрения, ребёнок путает начертания букв, воспринимает только крупный шрифт, под определённым наклоном, в удобном положении. 


            В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие   слухового внимания, здесь мне помогают  такие игры-упражнения:

  • «Определи направление звука»
  • «Отгадай, кто кричит»
  • «Отгадай, на каком инструменте играют»
  • «Сосчитай удары »

         В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы.

Одной из наиболее доступных технологий для детей с ДЦП является сказкотерапия.       Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. Погружение  в сказку  снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса,  восстановить силы.  Сказки наполняют ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок  ребенок приобретает уверенность в их и своей силе. Сказкотерапия для  данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире. Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого  происходит бессознательная  проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

     После урока чтения мы переходим  к уроку русского языка. Его мы начинаем с  упражнений кистей и пальцев рук:

  • Поглаживающие, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.
  • Похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев.
  • Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя).
  • Похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности.
  • Вращение пальцев, отдельно каждого.
  • Круговые повороты кисти.
  • Отведение-приведение кисти вправо-влево.
  • Поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху).
  • Массаж с использованием различных массажеров.
  • Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев). Используют упражнения: сдавливание мягких игрушек большим и указательным пальцами, раздвигание ножниц, рукопожатие.
  • Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Эти упражнения  формируют функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками.

Ученик, обладает хорошей памятью, успешно усваивает правила, орфографически и орфоэпически  грамотно произносит слова. Этот урок  не вызывал бы особых затруднений, если бы мальчик мог бы писать. Из-за расстройств мышечного  тонуса, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку. В настоящее время возможности ребёнка находятся на уровне доизобразительного черкания. Справиться со сложностями на этом уроке нам частично помогают современные технологии. Благодаря организации муниципального центра дистанционного обучения детей-инвалидов родители смогли приобрести специальную клавиатуру для детей с ДЦП, которая позволяет  заменить письмо печатанием отдельных слов.

      Одним из трудных уроков для нас является урок математики. В 1–м классе была  плохо  усвоена  таблица сложения в пределах 20.  И, так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, необходимые  таблицы мы держим  перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент.  Часто на уроке математики используем карточки-помогайки.  Так же нашим помощником является калькулятор, с крупными кнопками.  

При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать на экране компьютера.  И только после этого – поиск решения. 

Широкое распространение сейчас получает дистанционное обучение детей-инвалидов. Общение между преподавателем и учеником происходит по скайпу. Митя с мамой слушает объяснения и отчитывается по сделанным заданиям.
     
Этот способ обучения я использую, когда наступает пик вирусных и инфекционных заболеваний, которые не желательны для детей-инвалидов, чтобы избежать  контакта с ребёнком. Удачно дистанционными получаются  уроки чтения или окружающего мира, когда с ребёнком просто можно вести диалог, рассматривать иллюстрации, рассказывать и показывать. Но  в нашем случае такой урок  без помощи родителей  не может быть осуществлён.
       На всех уроках я использую  стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее. Таким образом, решаются разные задачи:

- формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации.

- формирование представлений о цвете, форме и величине (используются разноцветные стаканчики, подушечки, мячики, тарелочки, коробочки и т.д).

- развитие тактильной чувствительности (вкладывание предметов в ладони ребенка).

Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, я часто  организовываю встречи  со здоровыми детьми, т.е. с одноклассниками.

    Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением  психолого-педагогического сопровождения ребёнка  и тесным контактом с родителями, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский церебральный паралич - заболевание, возникающее до рождения и сопровождающее больного всю жизнь. Но это не значит, что дети с ДЦП не обучаемы, многие из них имеют сохранный интеллект, но среди детей с ДЦП встречаются и умственно отсталые. Но хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

  Как педагог преклоняюсь  перед родителями, искренне любящими детей, прилагающими огромные усилия для развития и оздоровления своих деток.

     На Руси всегда было так: в беде никого не бросать! А уж помочь особенному человеку – было дело чести! Пусть будет так всегда! Ведь не должно быть чужого несчастья. Все дети наши! А время и старания обязательно принесут успехи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Программа по здоровьесбережению в условиях надомного обучения для детей с ДЦП

 Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются з...

Презентация "Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении."

Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и  программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося ...

«Организация надомного обучения для детей с ОВЗ»

В статье рассматриваются вопросы об организации надомного обучения. У детей с ОВЗ существуют недостатки в развитии и для преодоления этих недостатков вносятся изменения в...

Адаптированная рабочая программа надомного обучения для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа  надомного обучения для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 1 класс....