«Организация надомного обучения для детей с ОВЗ»
опыты и эксперименты (3 класс)

Ибрагимова Салима Анисовна

В статье рассматриваются вопросы об организации надомного обучения. У детей с ОВЗ существуют недостатки в развитии и для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов В данной работе рассматривается опыт педагога в  организации надомного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         «Организация надомного обучения для детей с ОВЗ»

   Современная социальная и образовательная политика российского государства уделяет огромное внимание в образование детей с ограниченными возможностями здоровья, привлекая внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений.

 Развитие инклюзивного образования в городе Лабытнанги происходит в  экпериментально-проектном режиме .  Здесь создаются условия и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне. В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в городе Лабытнанги неуклонно растёт. Сейчас очень много говорят и пишут; о проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Как необходимо сделать так, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей.»

Скорее всего нужно у таких детей поддержать их веру в себя, помочь получить качественное образование и стать полноценными членами современного информационного общества.

В настоящее время у нас в Гимназии г. Лабытнанги  есть такие детишки, для которых так и не прозвенит школьный звонок на урок никогда. Ведь  это дети особенные. Конечно, они формально тоже будут считаться школьниками, но будут учиться, не выходя из дома. И такая форма образования и называется индивидуальное обучение на дому. Где ребёнок получает знания в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Ведь индивидуальное обучение рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.

Работая с такими детьми ОВЗ, самым главным приоритетом является индивидуальный подход, с учетом психики и здоровья каждого ребенка. А главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности учеников, корректировать как действия учеников, так и свои потребности. Все это позволяет учащимся работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил. Родители обучающихся   являются неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку от начала до конца присутствуют на занятиях. Бывает  в случае недомогания ребенка занятие может быть перенесено на другое, более приемлемое время по согласованию учителя и родителей.

 И  самое главное недочётом надомного обучения является то, что при обучении на дому ребенок недостаточно социализируется, не учится общаться и работать.
В данный момент я работаю учителем начальных классов в Гимназии г.    Лабытнанги. Педагогический стаж работы 33 года. В 2018 году прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе для педагогов образовательных организаций. «Организация инклюзивного образования детей – инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях». Раннее я не имела опыта работы с такими детьми, поэтому всё для меня было новым. Получив эту квалификацию, я стала работать с девочкой, который имеет диагноз ДЦП. 

В настоящее время девочке 9 лет и она является ученицей третьего класса.
Она не может говорить, отстаивать своё мнение перед сверстниками, вследствие чего в будущем у неё могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе; ведь  детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений. Несмотря на всевозможные усилия со стороны родителей, девочка не может обслуживать себя, она не овладела ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому, пять раз в неделю, соответственно учебному плану школы.

Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок для меня с такой ученицей – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и адаптироваться в социуме. Свои учебные занятия я начинаю с разминки на котором проще установить контакт с ребёнком. Обязательно проговариваем какое у неё сегодня настроение? Какая сегодня погода?

Я стала работать с девочкой ещё в первом классе, тогда еще она не фиксировала взор на картинке в учебнике, испытывала трудности в обучении. Начинали работу с упражнений в устойчивости фиксации взора, развитию пространственного восприятия. Это такие игровые занятия::
-«солнечный зайчик с зеркальца»
 -«последи за самолетом».
 -последовательный показ картинок.
-построение геометрических форм. 
-предметных изображений из палочек.

занятия по размещению геометрических фигур в соответствии с инструкцией. 

Далее следовала работа с сюжетными картинками;

описание окружающих предметов (любимой игрушки)

Сейчас мы уже легко определяем героев по картинке,
если девочка испытывает трудности, то показывает ей мимикой, жестами.

 «Определи направление звука».
«Отгадай, кто кричит».
«Отгадай, на каком инструменте играют».

 «Сосчитай удары.» 


В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы, где ученица умеет расслабляться по собственной внутренней команде.

Одной из наиболее доступных технологий для ребёнка с ДЦП является сказкотерапия. Такие возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. После таких погружений в сказку сразу снижается уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Я чувствую, что сказки наполняют девочку жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок ребенок приобретает уверенность в их и своей силе. Это видно по глазам ребёнка. Я считаю, что сказкотерапия для данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире. Потому что во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизирует.

После каждого урока, мы переходим на разминку. Его мы начинаем с упражнений кистей и пальцев рук:
-вращение пальцев, отдельно каждого.
-круговые.

- повороты кисти.
-массаж с использованием различных массажёров.
-противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев).
Использую упражнения: сдавливание мягких игрушек большим и указательным пальцами, раздвигание ножниц, рукопожатие.

Эти упражнения формируют функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками.

Ученица, не обладает хорошей памятью, но успешно реагирует на все задания;

которые я ей предоставляю. Она очень любит клеить наклейки. Урок письма для неё вызывает особые затруднения. Из-за расстройств мышечного тонуса, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку. В настоящее время возможности ребёнка находятся на уровне до изобразительного черкания. Справиться со сложностями на этом уроке нам частично помогают современные технологии. Использую письмо печатанием отдельных букв.

Часто на уроке математики используем игровые карточки. 

При работе над задачей обязательны схема или рисунок.

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции организована дистанционное обучение Общение между преподавателем и учеником происходит по скайпу. Ученица с мамой слушает объяснения учителя, затем вместе с мамой делают задания.

Этот способ обучения я использую, когда наступает пик вирусных и инфекционных заболеваний, которые не желательны для детей-инвалидов, чтобы избежать контакта с ребёнком. Удачно дистанционными получаются, конечно же уроки рисования или окружающего мира, когда с ребёнком просто можно вести диалог, рассматривать иллюстрации, рассказывать и показывать.Но в нашем случае такой урок без помощи родителей не может быть осуществлён.

На всех уроках я использую стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов).                                                                                                                        • Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками; которое способствует лучшей социализации впоследствии. И поэтому, я часто организовываю встречи со здоровыми детьми, т.е. с одноклассниками по скайпу.
Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с тесным контактом с родителями, потому что они постоянно находятся рядом со своим ребёнком.

И моя задача поддержать родителей, вместе совместно, что-то творить и радоваться успехам ребёнка.

Помочь своей ученице адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. 
В заключении ,хочу сказать что эти дети, с которыми я работаю, научили меня, смотреть на мир другими глазами, быть оптимистом, радоваться хоть и маленькой, но победе.
Я считаю, мою работу очень важной, потому что она позволяет ребёнку с отклонениями в физическом или психическом развитии жить полноценной жизнью.
Обладая специальными знаниями, как коррекционного педагога; приходится помогать родителям,  справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Каждый день я совершенствуюсь. Знакомлюсь с новейшими открытиями в коррекционной педагогике: регулярно обучаюсь на курсах повышения квалификации, посещаю мастер-классы, семинары, которые дают возможность расширять и модернизировать средства коррекционной работы. Делюсь и своими знаниями: участвую в семинарах, конференциях, выставках инноваций, стараюсь писать статьи.

Для меня обучение и воспитание детей – это интересный и благородный труд.

А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья для всех педагогов не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Программа по здоровьесбережению в условиях надомного обучения для детей с ДЦП

 Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются з...

Презентация "Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении."

Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и  программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося ...

Организация надомного обучения для детей с ОВЗ.

В данной работе рассматривается организация надомного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Адаптированная рабочая программа надомного обучения для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа  надомного обучения для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 1 класс....