Программа по здоровьесбережению в условиях надомного обучения для детей с ДЦП
рабочая программа на тему

Микишанова Е.А

   Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи – сохранять здоровье ребенка, приучать его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesber.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по здоровьесбережению в условиях надомного обучения для детей с ДЦП

Цель программы:  систематизировать все возможные направления здоровьесберегающей образовательной технологии для успешного обучения и воспитания школьников.

 Задачи программы: Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении, обеспечивающие школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, формирующие у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, обучающие использовать полученные знания в повседневной жизни.

Актуальность программы.

   Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи – сохранять здоровье ребенка, приучать его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

Сущность программы.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровье  –  состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это воспитание и развитие детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального развития. Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это специально организованное, развивающееся взаимодействие детей с ДЦП,  педагогов и родителей, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

Целью здоровьесберегающих педагогических технологий применительно к ребенку с ДЦП  является  обеспечение высокого уровня  здоровья и воспитание валеологической культуры. Необходимо воспитать у ребенка с ДЦП осознанное отношение  к здоровью,  умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье. С этой целью уделяю внимание формированию валеологической компетентности, позволяющей ребенку с ДЦП самостоятельно и эффективно решать доступные задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Работа по здоровьесбережению с детьми с ДЦП  может включать разные  направления.  Одним из традиционных направлений  можно считать интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности ребенка и учителя.

Реализация здоровьесберегающих педагогических  направлений при ДЦП должны способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни у ребенка, учителя  и  родителей; должны способствовать развитию и совершенствованию физических навыков, психического и речевого развития детей в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка с ДЦП.

Приемы в формировании культуры здорового образа жизни детей с ДЦП:

 - Последовательная, непрерывная система обучения здоровью на различных этапах коррекционного обучения.

- Осуществление интегрированного подхода к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей с ДЦП.

- Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства для детей с ДЦП (Отсутствие перегрузок, выполнение санитарно-гигиенических нормативов).

-  Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе.    Воспитание у детей с ДЦП культуры здоровья, т.е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

- Учет психолого-педагогических факторов в работе с детьми с ДЦП

(Психологический климат на занятиях. Наличие эмоциональных разрядок. Уважительный, толерантный стиль педагогического общения).

- Обеспечение разнообразной двигательной активности детей с ДЦП:

(Чередование коррекционных занятий с  активно-двигательными видами деятельности: динамические паузы, физминутки, пальцевая гимнастика, ритмопластика, биоэнергопластика,  ритмика, мимическая гимнастика и другие здоровьесберегающие педагогические технологии).

- Повышение педагогической коррекционной компетенции родителей детей с ДЦП в вопросах здоровьесбережения, образования, коррекции и воспитания ребенка с ООП – особыми образовательными потребностями.

- Отсутствие воздействия неблагоприятных для здоровья детей факторов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии  создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития  духовного, эмоционального,  интеллектуального,  личностного и  физического здоровья  детей с ДЦП.

В настоящее время успешно  применяю следующие здоровьесберегающие педагогические  технологии:

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

Зрительная гимнастика; Гимнастика для глаз;

Психогимнастика; Психокоррекционные игры;

Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр;

Пальцевая гимнастика с мячом;

Развитие ориентации в пространстве;

Игры на пространственную активность;

Логопедический массаж, самомассаж, массаж карандашами;

Аурикулярный массаж (ухо);

Массаж волосистой части головы;

Су-Джок терапия и другие методы нейростимуляции;

Кинезитерапия;

Тактильные и сенсорные дорожки,  массажные мячи;

Мышечная релаксация;

Арттерапия;

Логоритмика;  Физкультминутки;

Музыкальная терапия, Пантомимика;

Игротерапия;

Сказкотерапия;

Конструирование;

Рисование: пластилином, природным материалом;

Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

Оригами; Бумаготворчество;

Самообслуживание; Трудотерапия;

Речедвигательная гимнастика.

Создание комфортных условий обучения,  использование оздоровительных методик,  регулирующих  двигательную  активность,  и  приемов  реабилитации умственной  и  физической  работоспособности  является  основной  в  сфере деятельности педагога.

 Создание  здоровьесберегающей  среды  реализуется  в 3  направлениях работы:

-физкультурно – оздоровительное направление работы;

-коррекционно - развивающее;

-лечебно - профилактическое.

Физкультурно – оздоровительное направление работ:

-  утренняя гимнастика,

-  уроки физкультуры,

-  физминутки.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-проведение индивидуальной  работы с детьми с ОВЗ;

-использование на занятиях элементов логоритмики;

-пальчиковой гимнастики с использованием различных материалов (природного материала, шариков и мячей разного размера);

-используется дыхательная гимнастика;

-гимнастика для глаз (с использованием пальчикового театра и с использованием компьетерных технологий).

Лечебно-профилактическая работа:

-проведение осмотров узкими специалистами;

-полноценное рациональное питание (проведение бесед о здоровом питании и здоровом образе жизни);

-соблюдение норм СаНПиНа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Программа по социализации в условиях надомного обучения с детьми с ОВЗ

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидо...

Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры р...

Пальчиковые игры как средство социализации детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помог...

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края (туристско-краеведческой направленности)

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности)Период реализации: 5 лет в условиях...

Современные коррекционно-развивающие технологии и адаптация их к условиям надомного обучения детей с ОВЗ

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов  состоит в т...

«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...