Программа по здоровьесбережению в условиях надомного обучения для детей с ДЦП
рабочая программа на тему
Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи – сохранять здоровье ребенка, приучать его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesber.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по здоровьесбережению в условиях надомного обучения для детей с ДЦП
Цель программы: систематизировать все возможные направления здоровьесберегающей образовательной технологии для успешного обучения и воспитания школьников.
Задачи программы: Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении, обеспечивающие школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, формирующие у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, обучающие использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальность программы.
Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи – сохранять здоровье ребенка, приучать его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Сущность программы.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это воспитание и развитие детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального развития. Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это специально организованное, развивающееся взаимодействие детей с ДЦП, педагогов и родителей, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Целью здоровьесберегающих педагогических технологий применительно к ребенку с ДЦП является обеспечение высокого уровня здоровья и воспитание валеологической культуры. Необходимо воспитать у ребенка с ДЦП осознанное отношение к здоровью, умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье. С этой целью уделяю внимание формированию валеологической компетентности, позволяющей ребенку с ДЦП самостоятельно и эффективно решать доступные задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Работа по здоровьесбережению с детьми с ДЦП может включать разные направления. Одним из традиционных направлений можно считать интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности ребенка и учителя.
Реализация здоровьесберегающих педагогических направлений при ДЦП должны способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни у ребенка, учителя и родителей; должны способствовать развитию и совершенствованию физических навыков, психического и речевого развития детей в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка с ДЦП.
Приемы в формировании культуры здорового образа жизни детей с ДЦП:
- Последовательная, непрерывная система обучения здоровью на различных этапах коррекционного обучения.
- Осуществление интегрированного подхода к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей с ДЦП.
- Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства для детей с ДЦП (Отсутствие перегрузок, выполнение санитарно-гигиенических нормативов).
- Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе. Воспитание у детей с ДЦП культуры здоровья, т.е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
- Учет психолого-педагогических факторов в работе с детьми с ДЦП
(Психологический климат на занятиях. Наличие эмоциональных разрядок. Уважительный, толерантный стиль педагогического общения).
- Обеспечение разнообразной двигательной активности детей с ДЦП:
(Чередование коррекционных занятий с активно-двигательными видами деятельности: динамические паузы, физминутки, пальцевая гимнастика, ритмопластика, биоэнергопластика, ритмика, мимическая гимнастика и другие здоровьесберегающие педагогические технологии).
- Повышение педагогической коррекционной компетенции родителей детей с ДЦП в вопросах здоровьесбережения, образования, коррекции и воспитания ребенка с ООП – особыми образовательными потребностями.
- Отсутствие воздействия неблагоприятных для здоровья детей факторов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей с ДЦП.
В настоящее время успешно применяю следующие здоровьесберегающие педагогические технологии:
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная и мимическая гимнастика;
Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;
Зрительная гимнастика; Гимнастика для глаз;
Психогимнастика; Психокоррекционные игры;
Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр;
Пальцевая гимнастика с мячом;
Развитие ориентации в пространстве;
Игры на пространственную активность;
Логопедический массаж, самомассаж, массаж карандашами;
Аурикулярный массаж (ухо);
Массаж волосистой части головы;
Су-Джок терапия и другие методы нейростимуляции;
Кинезитерапия;
Тактильные и сенсорные дорожки, массажные мячи;
Мышечная релаксация;
Арттерапия;
Логоритмика; Физкультминутки;
Музыкальная терапия, Пантомимика;
Игротерапия;
Сказкотерапия;
Конструирование;
Рисование: пластилином, природным материалом;
Лепка из глины и пластилина, тестопластика;
Оригами; Бумаготворчество;
Самообслуживание; Трудотерапия;
Речедвигательная гимнастика.
Создание комфортных условий обучения, использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности является основной в сфере деятельности педагога.
Создание здоровьесберегающей среды реализуется в 3 направлениях работы:
-физкультурно – оздоровительное направление работы;
-коррекционно - развивающее;
-лечебно - профилактическое.
Физкультурно – оздоровительное направление работ:
- утренняя гимнастика,
- уроки физкультуры,
- физминутки.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-проведение индивидуальной работы с детьми с ОВЗ;
-использование на занятиях элементов логоритмики;
-пальчиковой гимнастики с использованием различных материалов (природного материала, шариков и мячей разного размера);
-используется дыхательная гимнастика;
-гимнастика для глаз (с использованием пальчикового театра и с использованием компьетерных технологий).
Лечебно-профилактическая работа:
-проведение осмотров узкими специалистами;
-полноценное рациональное питание (проведение бесед о здоровом питании и здоровом образе жизни);
-соблюдение норм СаНПиНа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Программа по социализации в условиях надомного обучения с детьми с ОВЗ
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидо...
Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры р...
Пальчиковые игры как средство социализации детей с ОВЗ в условиях надомного обучения
Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помог...
Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края (туристско-краеведческой направленности)
Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности)Период реализации: 5 лет в условиях...
Современные коррекционно-развивающие технологии и адаптация их к условиям надомного обучения детей с ОВЗ
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в т...
«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».
Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...