Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по русскому языку по теме

Чалова Наталья Сергеевна

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_obucheniya_detey_s_zpr.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема обучения детей с ЗПР, испытывающих трудности в обучении, стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем. Поэтому я обратилась в своей работе к этой важной теме.

Особенности развития детей с ЗПР.

ЗПР представляет собой довольно распространённую форму аномального развития. Она проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте.

Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность производительной памяти, малый объём памяти, неточность и трудность воспроизведения. Детям с ЗПР трудно осознавать свои действия и облекать их в словесную форму. Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас.

Трудности детей с ЗПР при изучении русского языка.

а) У детей с ЗПР процесс фонематического анализа и синтеза крайне неразвит.

б) Ученики не соблюдают строку, элементы букв непропорционально растянуты или, наоборот, уменьшены.

в) Учащиеся с ЗПР делают стойкие ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста.

г) Словарный запас учащихся с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью.

д) Из-за недостаточной гибкости, некоторой инертности мыслительных операций каждое грамматическое правило существует для школьников изолированно.

е) Чтение детей с ЗПР характеризуется замедленным темпом.

Коррекция — это исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений.

Методы коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Методические принципы построения содержания учебного материала включают введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности детей с ЗПР.

Одной из важнейших задач КРО и воспитания является профилактика асоциальных форм поведения учащихся. Это происходит, когда взрослые дают установку на сотрудничество. Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря такому построению обучения, которое направлено на развитие познавательных процессов и творческой активности подростков с ЗПР.

Особое значение приобретает использование адекватных форм оценки, результатов, достигаемых детьми. Как правило, ученики с ЗПР остро реагируют на оценку: пытаются исправить плохую оценку, просят дать им дополнительное задание. Поэтому крайне важна доброжелательная атмосфера на уроках. Многозначительные исследования показали, что развивать познавательную сферу ребёнка при его безразличном или отрицательном отношении невозможно.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). За последние несколько лет отмечается увеличение количества детей с ЗПР. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Полезные советы педагогам в работе с детьми с ЗПР.


1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение.
2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.
3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.
4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения.
5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.
6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.
7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.
8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.
9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком.
10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.
11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми.
12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе несомненно принесет положительный результат.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО  

Целостное мышление С ДЕТЬМИ ЗПР - совокупность методов логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, т. е. совокупная работа двух полушарий мозга.

мотивация и активация целостных динамичных информационных образов по предмету и навыков работы с ними, постепенное раскрытие способностей и скрытых потенциальных возможностей жизни, мышления, сознания  личности

Этапы технологии развития целостного мышления

  1. Сенсорно- моторный (репрезентация информации)
  2. Символьный (восприятие информации)
  3. Логический (осмысление информации)
  4. Лингвистический (представление в слове)
  5. Архивирование информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста

Материал выступления на I Международной научно-практической конференции "Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"...

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день....

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....

Статья «Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Если вы удачно выберите труд и вложите в неговсю свою душу, то счастье само отыщет вас»К. Д. Ушинский....