Отчёт по самообразованию по теме: "Специфика организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе"
материал
Отчёт по самообразованию по теме: "Специфика организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тулуповой Дарьи 43Н группы
Самостоятельная работа №3
По теме: «Отчет по теме по самообразованию»
Тема: «Специфика организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе»
Цель: изучение специфики организации обучения леворуких детей в начальной школе.
Задачи:
- Изучить особенности развития психических процессов у леворуких детей начальной школы;
- Изучить педагогические подходы и методы, способствующие успешному обучению леворуких детей;
- Разработать рекомендации для педагогов начальной школы по учету особенностей леворуких детей и их эффективному обучению.
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Наверное, нет ни одного класса, в котором не было бы хотя бы одного леворукого ребенка. Психологи и педагоги отмечают, что с каждым годом леворуких (правополушарных) детей рождается все больше и больше. Если 20 лет назад в классе были один-два таких ученика, то на сегодняшний день картина совсем другая. Те учителя, у которых хоть раз в классе был леворукий ребенок, знают, что проблема левшества остается одной из наиболее серьезных в педагогике. Поэтому проблемы, связанные с обучением таких детей, интересуют многих учителей и родителей.
С большим вниманием педагоги и психологи относятся к проблеме школьного обучения леворуких детей. Психологи считают, что именно таким детям намного труднее при адаптации к обучению в школе, нежели праворуким. По мнению Д. Крыловой и Т. Кулаковой, большой процент среди детей с проблемами обучения составляют как раз таки леворукие дети, по статистике их в 2,5 раза больше, чем праворуких.
Основными характеристиками леворуких детей является то, что у них встречается отсутствие или нарушение пропорций формирования речи, чтения, эмоций и представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях. Это необязательно идет в отставании от общепризнанных норм, также это может идти в опережение. Нельзя выделить при каком случае ребенку будет лучше, потому что он будет страдать в обоих. При опережении ученику всегда будет скучно на уроке, а при отставании появятся проблемы при изучении нового. А из-за того, что их аффективно-волевая сфера отличается недостаточностью, то последствия будут носить плачевный характер.
При чтении леворукие дети могут сталкиваться с некоторыми трудностями, одни носят преимущественно зрительно-пространственный характер, это когда дети испытывают затруднения при восприятии слова как целого. При других нарушениях обучающиеся не могут уловить связь между буквосочетаниями и понятиями, которые оно отображают. С такими нарушениями дети теряют строку и пытаются читать с середины текста или справа налево.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Обучение письму и грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования, такие как: класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом и т.д.; мешают леворуким детям полноценно развиваться. У них нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
Есть два основных направления в подготовке ребенка к письму: подготовка к формированию графического навыка и развитие фонематического слуха, его подготовка к овладению звуковым анализом слова.
Для развития фонематического слуха можно выделить несколько эффективных упражнений.
Упражнение «Чудо-звуки». Необходимо вместе с ребенком прослушать аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, голоса животных, пение птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки: их сходства и различия, где можно их услышать. Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем – сходные по звучанию. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой: постучите, бросьте, поскребите, подергайте, варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука. Вместе с детьми поиграйте с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки и т.д.), которые при сотрясении создают различные шумы.
Упражнение «Угадай, чей звук и откуда он». Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы. Например, это скрип двери, тиканье часов, гудение лампы. Постепенно задача усложняется вопросами: где скрипит? Снизу, справа, вверху, слева? Можно изменять интенсивность звучания, предлагать другим детям звенеть в колокольчик. Прекрасной тренировкой здесь является игра в «жмурки», которую можно разнообразить всем спектром звуков.
Список использованных источников
- Безруких, М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации/М. М. Безруких. – М. : Вентана-Граф, 2001. – 120 с.
- Брагинский, В. Мой ребенок – левша/В. Брагинский//Журнал семья и дети. – 2012. - №6. – 216 с.
- Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике/Н. С. Глуханююк. – М. : Издательство Московского психолого-социального института НПО «МОДЭК», 2005. – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.
Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...
Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»
В презентации показана актуальность, цель и задачи, новизна, результаты проекта...
Проблема обучения леворуких детей в начальной школе.
Для левшей в начальной школе существуют определённые трудности в приобретении навыков письма, чтения и счёта. Как помочь в этой ситуации ребёнку и учителю?...
Особенности обучения леворуких детей в начальной школе
Особенности обучения леворуких детей Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – пр...
«Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»
laquo;Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»...
Отчёт по самообразованию по теме: «Индивидуализация в процессе обучения математике детей 3 А класса»
Выбранная тема самообразования обусловлена необходимостью повышения уровня обучаемости особенных детей 3 А класса в процессе обучения математике, поэтому целью моей работы является: повышение уровня о...
Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Чернышовой Вероники Вячеславовны на тему: " Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"....