Создание мотивации к изучению материала.
материал
Приемы создания мотивации
Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, информатики. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.
Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Рассмотрим технологию, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации.
Приведем приемы создания мотивации, взятые из преподавательской практики и школьных учебников. Сразу оговоримся, что порядок, в котором приводятся приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.
Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Прием третий: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации.
Прием четвертый: использование занимательного сюжета. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!
Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.
Цели воспитания с точки зрения преемственности
(Цели воспитания на начальной и основной ступенях сформулированы
П.И. Третьяковым и И.Б. Сенновским)
Ступени образования | Формирование мотивации учения |
Дошкольная | Формирование познавательной мотивации |
Начальная | Формирование мотивации к интенсивной учебе |
Основная | Формирование мотивации к самообразованию |
Очевидно, что познавательная мотивация у детей – дошкольников – это ступенька, с которой начинается развитие отношения к познанию окружающего. Если к моменту поступления в школу у них сформируется (разумеется, на “дошкольном материале”) любознательность, интересно всему новому, стремление понять устройство, назначение, происхождение, способы использования каких-либо предметов, фактов, явлений, причинно-следственные связей между ними, то в условиях школьного обучения эти предпосылки естественно трансформируются в желание освоить новое школьное содержание.
В свою очередь, сформированная в начальной школе мотивация к интенсивной учебе – это необходимое условие формирования мотивации к самообразованию в последующие годы обучения.
П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский
Методы стимулирования учебной деятельности, познавательных интересов.
Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.
- Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит и не отмечаются учителем.
- Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
- У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
- Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
- Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.
Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.
В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.
- Эмоциональные методы:
- поощрение
- порицание
- учебно-познавательная игра
- создание ярких наглядно-образных представлений
- ситуация успеха
- стимулирующая оценка
- свободный выбор задания
- помощь ребенку в его самоутверждении
- Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт
- возбуждение познавательного интереса
- проблемная ситуация
- побуждение к поиску
- творческие задания
- мозговая атака
- Волевые методы:
- предъявление учебных требований
- возбуждение чувства ответственности, долга
- познавательные затруднения
- самооценка своей деятельности и ее коррекция
- рефлексия поведения
- прогнозирование будущей деятельности
- Социальные методы:
- развитие желания быть полезным
- побуждение к подражанию сильной личности
- создание ситуации взаимопомощи
- поиск контактов и сотрудничество
- заинтересованность результатами коллективной работы
- взаимопроверка
Существует множество и других способов стимулирования. Какие из них учитель выбирает, в какой-то степени зависит от личности самого учителя, стиля его взаимодействия с детьми. К примеру, авторитарный учитель чаще использует мотивы социальной направленности, увлекающейся учитель отдает предпочтение познавательным мотивам и т.д. Учитель- мастер умело сочетает методы различных типов в зависимости от конкретных обстоятельств, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Средством стимулирования активности может стать какое-то сугубо индивидуальное средство, какая-то “изюминка”, которая хорошо срабатывает именно у этого учителя.
В любом случае имеет значение, на какие мотивы чаще всего опирается учитель – широкие социальные или на учебные интересы.
В процессе обучения имеет место стимулирование познавательных интересов трех видов:
- при помощи содержания учебного материала;
- организацией учебной деятельности школьника;
- характером общения и отношений, складывающихся в учебном процессе между учениками и между ними и учителем.
___________________________________________________________________________________
(Г.И. Щукина)
Стимулирование познавательных интересов учащихся
при помощи содержания учебного материала.
Содержание учебного материала влияет на интерес к учению не обособленно, а в связи и с процессом деятельности, и с отношениями участников учебного процесса.
а) Важный стимул познавательного интереса – новизна содержания, его необычность, неожиданность, нестандартность.
Любой учебный предмет располагает богатейшими возможностями удивить, озадачить учащихся новыми фактами, сведениями, сравнениями, новыми способами решения задачи и т.д.
б) Обновление уже усвоенных знаний.
Чтобы возбудить интерес, предмет должен быть отчасти знаком ученикам и отчасти нов.
Ребенок еще до школы оперирует некоторыми данными, соприкасается с множеством элементов знаний. У него складываются представления о количестве и пространстве, о растительном и животном мире и т.д. Новое знание приобретает для ребенка особый смысл тогда, когда происходит сравнение прежних знаний с тем, чем овладел сегодня.
В ситуациях, где многое стало привычным и утратило привлекательность, возбудить интерес можно с помощью нового угла зрения, нового поворота, новой стороны явления.
Опора на прежний опыт нужна не для приумножения, а для показа его несовершенства и для перестройки.
в) Стимулирует детей показ необходимости тех или иных знаний в жизни, для удовлетворения каких-то личных интересов и потребностей. Для этого учителю необходимо хорошо знать своих учащихся, их внешкольные интересы, занятия, виды деятельности.
Стимулирование познавательных интересов, связанное с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся.
Другой источник интереса к учению – сама познавательная деятельность, которая приносит детям иные впечатления.
Если содержание обучения вызывает у детей радость открытия мира, чувство нового, удавление и т.д., т.е. интеллектуальные радости и переживания, то процесс деятельности рождает осознание своего роста, удовольствие от процесса работы, чувство успеха, собственного достоинства.
В этом отношении наиболее действенны такие средства стимулирования, как
- многообразие форм самостоятельных и творческих работ;
- проблемные ситуации;
- ситуации успеха;
- ситуации свободного выбора и др.
Грамотная организованная учебная деятельность позволяет детям проявить себя, свои способности, стать активным участником общей работы в классе.
Среди наиболее действенных средств стимулирования этой группы – ситуация успеха.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает главным образом при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания успеха, поощрение учителя, признание одноклассников удваивают активность, возбуждает интерес к работе, стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учению.
Что же такое ситуация успеха?
На уроке ученик нашел –пусть случайно – необычное решение задачи, высказал интересную мысль, удачно ответил на трудный вопрос… Учительница приятно удивлена, просит объяснить, хвалит. На некоторое время внимание6 всего класса обращено к этому ученику.
Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но на многих других детей, которым тоже нужен успех.
В одном случае такая ситуация возникает неожиданно, носит случайный характер, в другом – создается специально, искусственно. Это имеет большое значение, ибо если научиться управлять такими ситуациями, то становится возможным влиять на самую трудную категорию учащихся – неуспевающих, недисциплинированных, которые не хотят учиться и поэтому в обычных условиях урока об успехе не может быть и речи. Хотя и у них иногда вдруг проявляется активность. Но возникает она не так, как у других: нет явного оживления, не тянется нетерпеливая рука. Только мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушается, прекратит возню – вот и все малозаметные приметы. Увидеть их может только внимательный учитель. Поскольку для таких детей трудно бывает “подстеречь” удобный момент на обычном уроке, приходится создавать для него специальные условия. В любом учебном материале всегда можно вычленить легкое и трудное, занимательное и непривлекательное, существенное и менее важное. Для планируемой ситуации успеха подбирается наиболее интересный и доступный материал. Учитель сознательно занижает требования, чтобы дать ученику справиться с заданием. Пусть он познает радость успеха, поверит в свои силы. Конечно, достижения при этом будет относительны, но для самого ученика – значительны.
Чтобы высокая оценка при заниженных требованиях не воспринималась классом как несправедливость, учитель не сравнивает детей друг с другом, а оценивает продвижение каждого отдельно, подчеркивая, что “раньше не умел, а теперь научился”.
При организации успеха следует учитывать сугубо индивидуальные особенности каждого ребенка, иначе может быть неудача. Один быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой один, другой не терпит одиночества. Один теряется, когда все смотрят на него, другой нуждается в этом. Для трудных школьников все имеет значение. Ситуация успеха может сорваться из-за неосторожного слова, случайного конфликта с соседом, просто плохого настроения.
От заниженных требований к трудным детям можно постепенно переходить к их усложнению, постоянно подчеркивая малейшее продвижение, успех в работе.
Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса.
Социальные стимулы, связанные с отношениями учащихся, для личности школьника оказываются подчас сильнее всех остальных.
Многообразные отношения – симпатии, дружбы, сотрудничества, взаимной зависимости и ответственности, сопереживания – создают необходимую почву для проблемного обучения, обмена мнениями в ходе дискуссий, обсуждений, при анализе и оценке ответов и положительно влияют на развитие познавательных интересов.
Среди стимулов больное значение имеют:
- поощрения;
- доверие к познавательным возможностям учащихся (педагогический оптимизм);
- сотрудничество учителя и учащихся;
- эмоциональность самого учителя, заражающая детей;
- создание эмоционального тонуса познавательной деятельности (интеллектуальный настрой, совместная увлеченность деятельностью и т.д.).
По характеру стимулирования познавательных интересов выделяются 4 группы учителей:
Первая группа – увлеченные учителя, любящих науку и свою работу.
Вторая группа – “деловые” учителя, создающие деловую атмосферу на уроке.
Их позиция: “научить, чтобы знали и умели”.
Третья группа – учителя, стимулирующие доброжелательностью, пониманием и сочувствием. Главное средство – поощрения, подбадривание, укрепление у школьников веры в свои силы, возможности. Они наблюдательны, оберегают детей от неудач.
Четвертая группа – учителя, “ярко эмоциональные”, проявляющие свою эмоциональность постоянно, но не всегда достигая положительных результатов (излишняя восторженность, нотации, раздражительный тон и т.д.)
Названные группы могут быть постоянными, устойчивыми, а могут быть подвижными, когда характер стимулирования определяется сложившейся ситуацией, конкретными обстоятельствами. В опыте педагогов-новаторов сочетающейся лучше характеристики различных по стимулированию групп.
Приложение.
Диагностика детей, поступающих в школу.
Представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности.
Беседа о школе.
- Хочешь ли ты учиться в школе?
- Любишь ли ты играть в школу? Чем тебя привлекает эта игра?
- Чем тебе нравится школа?
- В школе нужно трудиться. Что это значит? Как нужно учиться?
- Чем ты любишь заниматься дома?
- Какие занятия нравятся еще?
Оценка:
Высокий уровень: представление об обучении как о труде, в школе нужно трудиться, это требует внимательности, старания, усидчивости. Ребенок это понимает и готов прикладывать усилия, приобретать учебные умения.
Средний уровень: дети отвечают без горячности, они скорее принимают предстоящее событие как неизбежное. Эмоционально школа их не привлекает. Ребенок перечисляет внешние элементы школьной жизни, не забывая упомянуть о спортивных занятиях, играх.
Познавательные интересы, стремление к овладению знаниями недостаточно сформированы.
Низкий уровень: бедные и неадекватные представления о школе. Их обнаруживают дети, для которых предстоящая учебная деятельность не связана с какими-либо требованиями к ним самим, преобладают моменты занимательности, даже развлекательности будущего учения, но отнюдь не его серьезности и насыщенности трудом.
Литература.
- Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”.
- Амонашвили Ш.А. “Как живете, дети?” М.1986г.
- Амонашвили Ш.А. “Личностно-гуманная основа педагогического процесса” Минск,1990г.
- Голубев Н.К., Битинас Б.П. “Введение в диагностику воспитания” М. Педагогика, 1989г.
- Зайцев В.В. “Использование ситуации свободного выбора” Ж. Начальная школа. №5, 1990г.
- Занков Л.В. “Беседы с учителями” М.1975г.
- Натанзон Э.Ш. “Приемы педагогического воздействия” М.1972г.
- “Педагогический поиск” М. Педагогика 1988г.
- Сухамлинский В.А. “Сердце отдаю детям” Киев 1988г.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. “Технология модульного обучения в школе” М.1997г.
- Шамова Т.И. “Активизация учения школьников. Знание. Педагогика и психология” №7, 1979г.
- Щукина Г.И. “Проблема познавательного интереса в педагогике” М.1971г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_sozdaniya_motivatsii_k_uch.deya-ti.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы создания мотивации
Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, информатики. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.
Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Рассмотрим технологию, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации.
Приведем приемы создания мотивации, взятые из преподавательской практики и школьных учебников. Сразу оговоримся, что порядок, в котором приводятся приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.
Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Прием третий: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации.
Прием четвертый: использование занимательного сюжета. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!
Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.
Цели воспитания с точки зрения преемственности
(Цели воспитания на начальной и основной ступенях сформулированы
П.И. Третьяковым и И.Б. Сенновским)
Ступени образования | Формирование мотивации учения |
Дошкольная | Формирование познавательной мотивации |
Начальная | Формирование мотивации к интенсивной учебе |
Основная | Формирование мотивации к самообразованию |
Очевидно, что познавательная мотивация у детей – дошкольников – это ступенька, с которой начинается развитие отношения к познанию окружающего. Если к моменту поступления в школу у них сформируется (разумеется, на “дошкольном материале”) любознательность, интересно всему новому, стремление понять устройство, назначение, происхождение, способы использования каких-либо предметов, фактов, явлений, причинно-следственные связей между ними, то в условиях школьного обучения эти предпосылки естественно трансформируются в желание освоить новое школьное содержание.
В свою очередь, сформированная в начальной школе мотивация к интенсивной учебе – это необходимое условие формирования мотивации к самообразованию в последующие годы обучения.
П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский
Методы стимулирования учебной деятельности, познавательных интересов.
Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.
- Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит и не отмечаются учителем.
- Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
- У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
- Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
- Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.
Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.
В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.
- Эмоциональные методы:
- поощрение
- порицание
- учебно-познавательная игра
- создание ярких наглядно-образных представлений
- ситуация успеха
- стимулирующая оценка
- свободный выбор задания
- помощь ребенку в его самоутверждении
- Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт
- возбуждение познавательного интереса
- проблемная ситуация
- побуждение к поиску
- творческие задания
- мозговая атака
- Волевые методы:
- предъявление учебных требований
- возбуждение чувства ответственности, долга
- познавательные затруднения
- самооценка своей деятельности и ее коррекция
- рефлексия поведения
- прогнозирование будущей деятельности
- Социальные методы:
- развитие желания быть полезным
- побуждение к подражанию сильной личности
- создание ситуации взаимопомощи
- поиск контактов и сотрудничество
- заинтересованность результатами коллективной работы
- взаимопроверка
Существует множество и других способов стимулирования. Какие из них учитель выбирает, в какой-то степени зависит от личности самого учителя, стиля его взаимодействия с детьми. К примеру, авторитарный учитель чаще использует мотивы социальной направленности, увлекающейся учитель отдает предпочтение познавательным мотивам и т.д. Учитель- мастер умело сочетает методы различных типов в зависимости от конкретных обстоятельств, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Средством стимулирования активности может стать какое-то сугубо индивидуальное средство, какая-то “изюминка”, которая хорошо срабатывает именно у этого учителя.
В любом случае имеет значение, на какие мотивы чаще всего опирается учитель – широкие социальные или на учебные интересы.
В процессе обучения имеет место стимулирование познавательных интересов трех видов:
- при помощи содержания учебного материала;
- организацией учебной деятельности школьника;
- характером общения и отношений, складывающихся в учебном процессе между учениками и между ними и учителем.
___________________________________________________________________________________
(Г.И. Щукина)
Стимулирование познавательных интересов учащихся
при помощи содержания учебного материала.
Содержание учебного материала влияет на интерес к учению не обособленно, а в связи и с процессом деятельности, и с отношениями участников учебного процесса.
а) Важный стимул познавательного интереса – новизна содержания, его необычность, неожиданность, нестандартность.
Любой учебный предмет располагает богатейшими возможностями удивить, озадачить учащихся новыми фактами, сведениями, сравнениями, новыми способами решения задачи и т.д.
б) Обновление уже усвоенных знаний.
Чтобы возбудить интерес, предмет должен быть отчасти знаком ученикам и отчасти нов.
Ребенок еще до школы оперирует некоторыми данными, соприкасается с множеством элементов знаний. У него складываются представления о количестве и пространстве, о растительном и животном мире и т.д. Новое знание приобретает для ребенка особый смысл тогда, когда происходит сравнение прежних знаний с тем, чем овладел сегодня.
В ситуациях, где многое стало привычным и утратило привлекательность, возбудить интерес можно с помощью нового угла зрения, нового поворота, новой стороны явления.
Опора на прежний опыт нужна не для приумножения, а для показа его несовершенства и для перестройки.
в) Стимулирует детей показ необходимости тех или иных знаний в жизни, для удовлетворения каких-то личных интересов и потребностей. Для этого учителю необходимо хорошо знать своих учащихся, их внешкольные интересы, занятия, виды деятельности.
Стимулирование познавательных интересов, связанное с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся.
Другой источник интереса к учению – сама познавательная деятельность, которая приносит детям иные впечатления.
Если содержание обучения вызывает у детей радость открытия мира, чувство нового, удавление и т.д., т.е. интеллектуальные радости и переживания, то процесс деятельности рождает осознание своего роста, удовольствие от процесса работы, чувство успеха, собственного достоинства.
В этом отношении наиболее действенны такие средства стимулирования, как
- многообразие форм самостоятельных и творческих работ;
- проблемные ситуации;
- ситуации успеха;
- ситуации свободного выбора и др.
Грамотная организованная учебная деятельность позволяет детям проявить себя, свои способности, стать активным участником общей работы в классе.
Среди наиболее действенных средств стимулирования этой группы – ситуация успеха.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает главным образом при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания успеха, поощрение учителя, признание одноклассников удваивают активность, возбуждает интерес к работе, стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учению.
Что же такое ситуация успеха?
На уроке ученик нашел –пусть случайно – необычное решение задачи, высказал интересную мысль, удачно ответил на трудный вопрос… Учительница приятно удивлена, просит объяснить, хвалит. На некоторое время внимание6 всего класса обращено к этому ученику.
Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но на многих других детей, которым тоже нужен успех.
В одном случае такая ситуация возникает неожиданно, носит случайный характер, в другом – создается специально, искусственно. Это имеет большое значение, ибо если научиться управлять такими ситуациями, то становится возможным влиять на самую трудную категорию учащихся – неуспевающих, недисциплинированных, которые не хотят учиться и поэтому в обычных условиях урока об успехе не может быть и речи. Хотя и у них иногда вдруг проявляется активность. Но возникает она не так, как у других: нет явного оживления, не тянется нетерпеливая рука. Только мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушается, прекратит возню – вот и все малозаметные приметы. Увидеть их может только внимательный учитель. Поскольку для таких детей трудно бывает “подстеречь” удобный момент на обычном уроке, приходится создавать для него специальные условия. В любом учебном материале всегда можно вычленить легкое и трудное, занимательное и непривлекательное, существенное и менее важное. Для планируемой ситуации успеха подбирается наиболее интересный и доступный материал. Учитель сознательно занижает требования, чтобы дать ученику справиться с заданием. Пусть он познает радость успеха, поверит в свои силы. Конечно, достижения при этом будет относительны, но для самого ученика – значительны.
Чтобы высокая оценка при заниженных требованиях не воспринималась классом как несправедливость, учитель не сравнивает детей друг с другом, а оценивает продвижение каждого отдельно, подчеркивая, что “раньше не умел, а теперь научился”.
При организации успеха следует учитывать сугубо индивидуальные особенности каждого ребенка, иначе может быть неудача. Один быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой один, другой не терпит одиночества. Один теряется, когда все смотрят на него, другой нуждается в этом. Для трудных школьников все имеет значение. Ситуация успеха может сорваться из-за неосторожного слова, случайного конфликта с соседом, просто плохого настроения.
От заниженных требований к трудным детям можно постепенно переходить к их усложнению, постоянно подчеркивая малейшее продвижение, успех в работе.
Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса.
Социальные стимулы, связанные с отношениями учащихся, для личности школьника оказываются подчас сильнее всех остальных.
Многообразные отношения – симпатии, дружбы, сотрудничества, взаимной зависимости и ответственности, сопереживания – создают необходимую почву для проблемного обучения, обмена мнениями в ходе дискуссий, обсуждений, при анализе и оценке ответов и положительно влияют на развитие познавательных интересов.
Среди стимулов больное значение имеют:
- поощрения;
- доверие к познавательным возможностям учащихся (педагогический оптимизм);
- сотрудничество учителя и учащихся;
- эмоциональность самого учителя, заражающая детей;
- создание эмоционального тонуса познавательной деятельности (интеллектуальный настрой, совместная увлеченность деятельностью и т.д.).
По характеру стимулирования познавательных интересов выделяются 4 группы учителей:
Первая группа – увлеченные учителя, любящих науку и свою работу.
Вторая группа – “деловые” учителя, создающие деловую атмосферу на уроке.
Их позиция: “научить, чтобы знали и умели”.
Третья группа – учителя, стимулирующие доброжелательностью, пониманием и сочувствием. Главное средство – поощрения, подбадривание, укрепление у школьников веры в свои силы, возможности. Они наблюдательны, оберегают детей от неудач.
Четвертая группа – учителя, “ярко эмоциональные”, проявляющие свою эмоциональность постоянно, но не всегда достигая положительных результатов (излишняя восторженность, нотации, раздражительный тон и т.д.)
Названные группы могут быть постоянными, устойчивыми, а могут быть подвижными, когда характер стимулирования определяется сложившейся ситуацией, конкретными обстоятельствами. В опыте педагогов-новаторов сочетающейся лучше характеристики различных по стимулированию групп.
Приложение.
Диагностика детей, поступающих в школу.
Представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности.
Беседа о школе.
- Хочешь ли ты учиться в школе?
- Любишь ли ты играть в школу? Чем тебя привлекает эта игра?
- Чем тебе нравится школа?
- В школе нужно трудиться. Что это значит? Как нужно учиться?
- Чем ты любишь заниматься дома?
- Какие занятия нравятся еще?
Оценка:
Высокий уровень: представление об обучении как о труде, в школе нужно трудиться, это требует внимательности, старания, усидчивости. Ребенок это понимает и готов прикладывать усилия, приобретать учебные умения.
Средний уровень: дети отвечают без горячности, они скорее принимают предстоящее событие как неизбежное. Эмоционально школа их не привлекает. Ребенок перечисляет внешние элементы школьной жизни, не забывая упомянуть о спортивных занятиях, играх.
Познавательные интересы, стремление к овладению знаниями недостаточно сформированы.
Низкий уровень: бедные и неадекватные представления о школе. Их обнаруживают дети, для которых предстоящая учебная деятельность не связана с какими-либо требованиями к ним самим, преобладают моменты занимательности, даже развлекательности будущего учения, но отнюдь не его серьезности и насыщенности трудом.
Литература.
- Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”.
- Амонашвили Ш.А. “Как живете, дети?” М.1986г.
- Амонашвили Ш.А. “Личностно-гуманная основа педагогического процесса” Минск,1990г.
- Голубев Н.К., Битинас Б.П. “Введение в диагностику воспитания” М. Педагогика, 1989г.
- Зайцев В.В. “Использование ситуации свободного выбора” Ж. Начальная школа. №5, 1990г.
- Занков Л.В. “Беседы с учителями” М.1975г.
- Натанзон Э.Ш. “Приемы педагогического воздействия” М.1972г.
- “Педагогический поиск” М. Педагогика 1988г.
- Сухамлинский В.А. “Сердце отдаю детям” Киев 1988г.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. “Технология модульного обучения в школе” М.1997г.
- Шамова Т.И. “Активизация учения школьников. Знание. Педагогика и психология” №7, 1979г.
- Щукина Г.И. “Проблема познавательного интереса в педагогике” М.1971г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике, проводимый в 3 б классе ГБОУ лицея № 281 Адмиралтейского района Паюнен Галиной Владимировной Тема: Повторение изученного во 2 классе. Закрепление изученного материала (Урок с использованием ИКТ)
Конспект урока по математике для 3 класса по теме: "Повторение изученного во 2 классе"...
Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания рассказа. М. Пришвин «Разговор деревьев», Картины: «Сныть-трава. Парголово – И.И.Шишкин», А. Дюрера «Травы»
Данный конспект урока можно использовать для уроков литературного чтения, при изучении творчества М.Пришвина....
Система работы классного руководителя по курсу "Создание мотивации для творческой деятельности каждого ребенка"
Система работы классного руководителя по курсу "Создание мотивации для творческой деятельности каждого ребенка""Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника"В.А. Сухоминс...
Конспект урока по математике. Закрепление изученного материала. Решение задач изученного вида.
Конспект урока по математике, УМК "Школа России", 3 класс. Тема урока: Закрепеление изученного материала. решение задач изученных видов. Цель урока: совершествовать умения и навыки при решен...
Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста"
Для формирования полноценной учебной деятельности и содержательной мотивации необходимо строить ее особым образом, выделяя структурные компоненты и раскрывая содержание каждого из них....
Конспект урока письма «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами» (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация
Конспект урока по русскому языкуТема: «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами»Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация...
Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...