Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания рассказа. М. Пришвин «Разговор деревьев», Картины: «Сныть-трава. Парголово – И.И.Шишкин», А. Дюрера «Травы»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Прибытковская Ирина Васильевна

Данный конспект урока можно использовать для уроков литературного чтения, при изучении творчества М.Пришвина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 86 КБ
Файл презентация к уроку 3 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение   3 класс

Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания рассказа. М. Пришвин «Разговор деревьев», Картины: «Сныть-трава. Парголово – И.И.Шишкин», А. Дюрера «Травы»

Тип урока: ОНЗ

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить учащихся с творчеством писателя;
  • развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
  • находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
  • аргументировать своё мнение

Личностные:

  • воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни;
  • умение слышать и слушать друг друга;
  • развитие «Я - концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
  • формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Метапредметные.

Познавательные УУД:

1) Общеучебные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структуирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
  • формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

2) Логические универсальные действия:

  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательства;
  • выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в рассказе.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений работать в группах;
  • умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;
  • уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение определять цель деятельности на уроке;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Основные понятия, используемые на уроке: текст, тема, идея, олицетворение, сравнение.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.  

Ребята, у нас с вами очередной урок литературного чтения. И я хочу его начать со слов одного французского писателя - философа Дени Дидро:  «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

- Согласны вы с этим выказыванием?

- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. 

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока? ( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверсниками

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

  Учитель: Ребята, посмотрите на портрет этого человека.

Задание №1.

На слайдах появляются изображения Михаила Михайловича Пришвина.

Вопрос: «Что вы можете сказать об этом человеке?»

Наводящие вопросы:

  • Какими чертами характера он может обладать? (Ответы учеников)
  • Предположите, кем он может работать? (Ответы учеников)
  • Чем может увлекаться? (Ответы учеников)

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

                         М. Цуранов

Учитель: 

С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

                                        Е.Баратынский.

Это можно было бы сказать  о Пришвине. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был М.М.Пришвин.

           Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны

Это Михаил Михайлович Пришвин.(биография) не просто описывают  природу как в учебнике «Окружающий мир», а показывает её с необычной стороны, по-особенному. Вы хотите узнать как?

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

формирование умения извлекать информацию из иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Личностные УУД:

умение замечать интересные события в повседневной жизни.

Формирование границ собственного «знания» и «незнания».

3. Совместное открытие знаний

Что объединяет эти отгадки.

Загадка №1.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ: Дерево

Загадка №2.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево

Загадка№3.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Ответ: Дерево

Отгадка появляется на слайде.

Откройте учебник на странице 133. Прочитайте как называется рассказ.

Ребята, с вашей точки зрения, как могут разговаривать деревья? А о чём они могут говорить?

Учитель читает рассказ. Фоновая музыка «Шум леса». 

Слышали ли вы, как разговаривают деревья?

Работа с текстом рассказа.

Вопрос №1. О каком времени года повествует писатель? Докажите.

МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд )

Вопрос №2. Ребята ответьте мне на вопрос, а деревья относятся к живой или не живой природе? Почему вы так думаете?

Вопрос №3. А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе?  А для этого ёще раз перечитаем рассказ. Читать будем по одному предложению.  Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые.

Ученик читает.

«Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля».

Ученик читает.

«И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками».

Вопрос № 4. Какие слова-действия использует М.М. Пришвин при описании деревьев?

А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения)

Признаки человека

дерево

дуб

плакучая

стройная

ива

могучий

берёза

В рассказе Пришвина есть сравнение. Давайте его найдем.

Вопрос № 5. Найдите в тексте предложение и прочитайте его.

Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой.

Вопрос № 6. Какие 2 предмета сравниваются между собой? А почему?

Вопрос № 7. В рассказе автор пишет «Мы звуками перекликаемся». Кто это «мы»?

Вопрос № 8. А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (При помощи аромата.)

Вопрос №9. Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек?

О чем заставляет задуматься читателей автор? Чему он учит нас, читателей? (Надо учиться наблюдать за природой, бережно относиться к ней, быть патриотом своей Родины). 

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;

умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

формирование умений работать в группах;

умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные УУД:

умение слышать и слушать друг друга;

оценка своих поступков.

4. Применение нового знания

Сныть-трава. Парголово - Иван Иванович Шишкин. 1885.


   Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...
   Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.

Альбрехт Дюрер

немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса

Открывается 5 слайд (Картина А. Дюрера «Травы»)

– Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.

– Какие растения вы узнали?

(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)

– Почему вы узнали эти растения?

– (Эти растения растут в нашей местности.)

– Молодцы ребята, что так хорошо знаете растения своего края.

– Представьте на миг, что наступило лето, и мы с вами очутились на этом лугу.

– Какие услышали звуки?

(Стрекочут кузнечики. Шелестит трава. Поют птички.

– А вы можете почувствовать особенности воздуха?

(Пахнет травами. Воздух тёплый, летний.)

– Ощущаете близость воды?

(Растения высокие, сочные)

– Это раннее утро, день или начинающиеся сумерки?

(Это сумерки. Одуванчики закрылись)

5. Итог урока

- Что хотел сказать автор своим произведением?

 - Какова основная идея произведения? (Люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края.)

6.Рефлексия

Оцените свою активность на уроке.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3 класс

Слайд 2

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН Родился 23 января 1873 года. В имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии, В купеческой семье.

Слайд 3

Сидит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках он держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть лес притих от уважения к писателю, он умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку.

Слайд 6

Разговор деревьев

Слайд 7

Разговор деревьев

Слайд 8

Альбрехт ДЮРЕР. Травы

Слайд 9

Иван Иванович Шишкин

Слайд 10

Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Слайд 12

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"

Почему при современной постановке обучения чтению  в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают?Почему снижается интерес к чтению?Это    актуальная проблема!...

Тема «Формирование навыка чтения буквы Е»

Технологическая карта урока английского языка во 2 классе...

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Доклад на тему Формирование навыков чтения у младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.Условием овладения читательской деятельностью является ...