формирование информац. компетенций ИПМ, опыт работы
статья
формирование информац. компетенций ИПМ, опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informats._kompetentsiy_ipm_opyt_raboty.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя начальных классов по формированию информационной компетенции
посредством использования информационно-коммуникационных технологий
ИПМ-1 Актуальность темы
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» (Аристотель)
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. Что же действительно нового должно прийти в школу вместе с внедрением нового стандарта? Современное образование, если оно действительно претендует на статус современного, должно создать условия для формирования у учеников таких компетенций, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Одной из ключевых компетенций выступает информационная компетенция.
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Развитие информационно-коммуникативной компетенции младшего школьника предполагает качественно новую личность, развитую в сфере электронной и информационной культуры, способной интенсивно и творчески трудиться, повышать качество своего образования, что и доказывает опыт моей работы.
Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Опыт показывает, что для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: 4» развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
Ф перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися; Ф активизировать познавательную деятельность учащихся; »!» проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); "I" индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. <« быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный
материал;
»5» отбирать и создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; °°° оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
В наши дни информатизация коснулась всех сторон общественной жизни. Ее результаты отслеживаются практически в любой сфере человеческой деятельности. Готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Но сегодня уже мало просто научить детей нажимать кнопки.
Другой важнейшей задачей, стоящей перед современными педагогами, является развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно и творчески трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.
Успешность работы школы сегодня оценивается по уровню сформированное™ у учащихся ведущих личностных качеств, по способности их к самостоятельной творческой деятельности, по владению ими современными информационными и коммуникационными технологиями. Во-первых, человек, умеющий работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами и телекоммуникационными сетями, обладающий информационной культурой, приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение.
Во-вторых, владея опытом творческой деятельности, он находится в более выгодном положении по отношению к людям, пользующимся стандартными, устоявшимися методами.
В-третьих, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.
Считаю, что применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Учебный процесс направлен на развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности
учащихся. Информационные компьютерные технологии необходимы современному учителю, чтобы обучать детей навыкам компьютерной грамотности на практике. Это помогает ученикам в работе над текстовым редактором, компьютерной графикой, электронными таблицами и мультимедийными приложениями. У детей появляется возможность использовать компьютер в обучении не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации. Наблюдения подтверждают, что одновременно с развитием компьютерной грамотности у детей развивается критическое мышление, которое подразумевает умение решать проблемы. Он дает учащимся возможность развивать и демонстрировать решение, формулировать свою точку зрения, возможно, отличную от мнения других.
Работая над этой темой, я выяснила, что применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Учебный процесс направлен на развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
ИПМ-2
Теоретическое обоснование опыта
Сущность опыта
Формирование информационной компетенции посредством использования информационно-коммуникативных технологий осуществляется как в рамках классно-урочной системы, так и во внеклассной предметной деятельности.
Условия формирования опыта
Реализация педагогического опыта возможна при обеспечении следующих условий:
- Создание условий, необходимых для формирования информационных компетенций и их целенаправленное и системное развитие;
- Создание эффективной системы внеурочной деятельности учащихся.
Теоретическая база опыта
Понятие «компетентность» используется в одобренной Правительством России «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями».
В число ключевых компетенций входит также информационная компетенция, которая включает две группы базовых компетенций:
- компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор
стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация,
обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и созда
ние нового знания; - компетенции использования информационных технологий: использование стандартного
программного обеспечения, технических устройств; поиск информации в Интернете; се
тевое взаимодействие.
А. В. Хуторской выделил семь ключевых компетенций, одной из которых является информационная компетенция. По словам А. В. Хуторского, информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Новизна опыта
Описана система работы учителя начальной школы над формированием информационных компетенций через учебные предметы начальной школы и организацию внеурочной предметной деятельности.
Продуктивность опыта может быть подтверждена следующими показателями:
- Использование учащимися разнообразных информационных источников, компьютерных
словарей и энциклопедий, при создании творческих проектов. - Положительная динамика результатов качества обучения предметам.
- Повышение мотивации к изучению информатики и других предметов, самостоятельного
приобретения знаний. - Применение знаний и умений в различных предметных областях при подготовке докладов,
рефератов. - Увеличение количества учащихся в олимпиадном движении и интеллектуальных конкурсах,
их результативность. - Увеличение количества учащихся, принимающих активное участие во внеклассных меро
приятиях;
Возможность внедрения
Опыт может быть использован учителями начальной школы при наличии достаточной оснащенности материально-технической базы кабинета.
ипм-з
Особенности отбора содержания образования
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Психологи экспериментально установили, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Опыт доказывает совершенную очевидность высокой эффективности использования в обучении медиауроков.
Медиаурок - использование средств мультимедиа. Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:
- повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- возможность моделировать объекты и явления;
- развитие наглядно-образного мышления;
- индивидуальный подход в обучении.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических
пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предме
там, использование Интернет-ресурсов и т. д.);
- введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
- проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, ис
пользование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивиду
альной работы, внеклассной работы и работы с родителями); - осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
В данном творческом отчете описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint.
В современном мире на детей обрушивается огромный поток информации. Не умея быстро сконцентрировать своё внимание, отсеять второстепенное и запомнить нужное, дети становятся невнимательными и более рассеянными. Как утверждают психологи: «Лучший способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!» Познавательная активность ребёнка организует внимание на исследуемом объекте достаточно долго, пока не иссякнет интерес. Следовательно, для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересными и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования ИКТ в учебном процессе. Приведу примеры использования возможностей ИКТ на различных уроках в начальной школе.
Литературное чтение
Чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «... извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский, - Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное».
К урокам литературного чтения готовлю вместе с детьми сведения из биографии писателей. Материал для этого берем в интернете, в справочниках и энциклопедиях, подбираем произведения живописи и скульптуры, музыкальное сопровождение. Затем вместе с детьми обсуждаем слайды презентаций. Готовые презентации используем на уроках литературного и внеклассного чтения. Например, вместе с детьми мы создали презентацию по произведениям А. С. Пушкина. Во время поиска материала к презентации дети узнали много нового из биографии поэта. Наблюдая за детьми, я сделала такие выводы: во-первых, выбирая из огромного потока информации нужный материал, они прочитали и отобрали наиболее важные, на их взгляд, факты из жизни Пушкина; во-вторых, совместная работа над слайдами презентации сплотила ребят и дала возможность развития отношений между детьми на дружеском уровне.
Обучение грамоте
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей,
где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения);
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
К сожалению, таких детей становится всё больше. Это подтолкнуло меня к созданию обучающих презентаций при изучении букв в первом классе. Одной букве посвящена одна презентация. Материал подаётся в определённой последовательности: буква — слоги — слова -текст, сопровождается иллюстрациями и умеренной анимацией. Например, в презентации, посвященной букве Ф, я использовала следующие моменты:
- фонетическая зарядка (Как фыркает кот? (ф-ф-ф); Как говорит обиженная девочка? (фи-фи-фи));
- загадка о шарфе, иллюстрация и схема слова, затем задание дать характеристику данному звуку.
- игра: «Закончи предложение» (детьми проводится полная характеристика звуков [ф], [ф'] в
форме игры);
- игра: «Твердый, мягкий» (на экране появляются иллюстрации предметов, в названиях которых есть звуки [ф], [ф'], дети карточками указывают на твердость или мягкость этих звуков);
- чтение слияний;
- игра «Собери букет» (дети прочитывают слова по нарастающей: от слияния до слов, состоящих из нескольких слогов);
- разучивание скороговорки, соревнование на лучшее произношение этой скороговорки;
Такая презентация способствовала более эмоциональному восприятию учебного материала.
Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.
Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т. д., позволяет усилить продуктивность визуальной среды.
Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов уроков с ИКТ.
Так, в демонстрационном режиме на уроке используется один компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов.
Для организации индивидуальной работы урок проводится в кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься самостоятельно за персональным компьютером.
Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала, чтобы такой урок не превратился в самоцель.
В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет экран, учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
На этапе закрепления, используя компьютер, прослеживаю уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делю на группы, каждая из которых работает в своем режиме.
При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.
При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной.
В своей работе я пользуюсь электронным учебным изданием по русскому языку «Наставник», включающий материал со 2 по 4 класс. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы этого диска мы часто используем на этапе отработки знаний, умений и навыков, что значительно повышает качество обучения. На уроке отработки умений ставить знаки препинания при однородных членах предложения ИКТ использовались как для индивидуальной, так и для фронтальной работы.
На основной части урока класс был поделен на две группы:
- 1группа:
- Работа в парах. Учащиеся выполняли работу на карточках, составляли предложения с
однородными членами из предложенных вариантов. Проверка выполнения работы, выбор
лучших вариантов. - Индивидуальная работа. Работа на карточках. Постановка знаков препинания в пред
ложениях с однородными членами.
- 2 группа:
- Индивидуальная работа с ПК. Учащиеся выполняют тест «Однородные члены предложения» в режиме «Фиксированный контроль» (нахождение предложений с однородными членами).
- Выполнение теста «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в ре
жиме «Контроль».
Через 10 минут группы меняются местами.
На этапе обобщения материала в работу включаю весь класс. На экран подается изображение различных вариантов динамических моделей предложений с однородными членами. После фронтальной работы по обсуждению постановки знаков препинания высвечивается правильный вариант ответа. Затем учащиеся находят в своих карточках примеры предложений, соответствующие данной схеме.
Неоценимую помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Например, на уроке по теме «Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь» я использовала материал из энциклопедии «Кирилл и Мефодий», электронную презентацию, включающую репродукции картин и информацию о творчестве художника.
Для повышения эффективности работы со словарными словами, я разрабатываю демонстрационные листы, где дано лексическое значение слова, словоформы, картинки, а также познавательные сведения, подборка элементов фольклора и устного народного творчества. После знакомства с новым словарным словом лист вывешиваю на стенде. Данная работа позволяет расширить словарный запас ребёнка, кругозор, знакомит с фольклором, носит познавательный характер, а также повышает мотивацию. Например, на демонстрационном листе со словом МАЛИНА, я использовала иллюстрацию ягоды, загадку и объяснение происхождения слова. Яркое представление демонстрационного листа дает детям возможность запомнить написание словарного слова (см. приложение).
Создаю памятки и алгоритмы для самостоятельной работы детей над правилами правописания орфограмм. Над разработкой некоторых алгоритмов трудимся совместно с детьми. Ребята с большим удовольствием используют их в работе (см. приложение).
Окружающий мир
Уроки окружающего мира особенно благодатны для использования ИКТ.
Используя программу Microsoft PowerPoint, можно создавать динамичные таблицы, карты, что способствует концентрации внимания у детей, повышает интерес к изучаемому предмету или явлению, а также глубокому запоминанию материала.
Провожу уроки с использованием диска «Энциклопедия школьника» серия «Кирилл и Мефодий». Детям нравятся эти уроки. Часто они сами используют материал этого диска для сообщений и докладов к урокам.
Так же в учебниках «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа») даны адреса дополнительного материала в Интернете, который дети могут найти сами.
В Интернете дети подбирают информацию для уроков краеведения, создают презентации. Работая над краеведческим материалом, они больше узнают о родном крае, проявляют творчество при создании слайдов, учатся работать в коллективе. Так, например, создавая презентацию о ягодах севера, мы отвечали с детьми на следующие вопросы:
- Что я хочу узнать?
- Какие ягоды есть в кладовой Севера?
- Что такое княженика, морошка, вороника?
- Какую пользу ягоды приносят людям?
- Каковы целебные свойства ягод?
- Где растут ягоды?
Отвечая на поставленные вопросы, мы нашли много интересного о северных ягодах. Дети сделали вывод о том, что ягоды нужно бережно собирать и использовать для повышения своего здоровья.
Информатика
Программа курса для начальной школы предусматривает обучение младших школьников информатике на пропедевтическом уровне по следующим направлениям:
- Информационная картина мира.
- Компьютер - универсальная машина для обработки информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
> Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Программный комплекс содержит 12 компьютерных программ, интегрированных с учебником - тетрадью по информатике. Авторы программы по информатике Бененсон Е. П., Паутова А. Г. (УМК «Перспективная начальная школа»).
Каждая программа имеет дидактическое содержание, связанное с темой урока и заданиями, выполняемыми в учебнике - тетради.
Использование предлагаемых программ помогает детям, с одной стороны, глубже понять материал урока, а с другой - выработать практические навыки работы за компьютером: применение клавиатуры и мыши для ввода информации, запись и чтение файлов, выполнение текстовых заданий с одиночным и множественным выбором, навигацию в гипертекстовом документе, откладку алгоритмов.
На каждом уроке информатики учащиеся работают за компьютером 15 минут (предельно допустимое время работы за компьютером учащихся начальной школы в соответствии с санитарными нормами).
Таким образом, использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования имеет наиважнейшее значение для развития России, поскольку именно на уровне школы закладываются основы информационной и коммуникационной культуры младших школьников, развиваются умения адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий. При этом, как ни в какой другой сфере деятельности современного общества, эффективность ИКТ в образовании определяется не столько количеством приобретенных средств ИКТ, сколько качеством их использования, уровнем общей подготовленности преподавателей вести обучение с использованием ИКТ и наличием навыков использования компьютера и Интернет, которые превращаются из модного средства обучения в необходимый повседневный инструмент решения педагогических и методических задач, повышения квалификации.
ИПМ-4 Формы уроков с использованием ИКТ
Школьное обучение в современных условиях требует особого подхода. Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке и дома, появляются новые методы и организационные формы обучения, которые повышают эффективность проведения урока.
В начальной школе объяснение материала невозможно представить без наглядных материалов. Особенно на уроках окружающего мира нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это вешать на доске и менять во время урока не совсем удобно. Поэтому такие уроки я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и урока:
- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;
- при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся, используя тесты, компьютерные тренажеры;
- на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей;
- на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.
Уроки формирования новых знаний с использованием ИКТ конструируются в следующих
формах:
- урок-путешествие (например, на уроке по окружающему миру в теме: «Круговорот воды в
природе» вместе с детьми совершаем виртуальное путешествие, по ходу которого им прихо
дится исследовать, задавать и находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы.); - мультимедиа-урок (например, использую мультимедийный проектор для демонстрации
компьютерной презентации на уроке литературного чтения, по теме «Творчество А. С.
Пушкина». В данной презентации привожу интересные факты из жизни поэта, использую
викторины по произведениям Пушкина, указываю на значительный вклад писателя в разви
тие русской литературы. С детьми слушаем отрывки из опер М. И. Глинки «Руслан и Люд
мила» и Н. А. Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь»); - проблемный урок (ниже приведу пример урока математики в 1 классе).
Тема: Задача (фрагмент урока) Цели урока:
- Ввести термины, связанные с понятием «задача», продолжать знакомить с краткой записью
условия задачи, познакомить с этапами исследования. - Развивать мышление, вычислительный навык, внимание, умение ставить вопросы и нахо
дить на них ответы. - Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный.
1. Сообщение темы
- Сегодня мы работаем по теме «Задача». На уроке мы проведем исследование по теме. В
конце урока мы должны получить проект под названием «Задача».
2. Работа по теме урока
- Исследование проводится поэтапно. На отдельных листочках мы делаем записи, как на
стоящие исследователи. Записи можно делать сокращенно, но так, чтобы вам самим было понятно, что записано. Итак, пишем первое слово: ЗАДАЧА.
1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись «Подумать!»)
- Что такое задача? Какие мысли приходят вам в голову? (Текст, числа, вопрос.)
— Как вы думаете, на какой из этих карточек написана задача?
а) Мама принесла 5 конфет. 3 конфеты она отдала детям.
б) На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?
в) В пачке было 10 вафель. За завтраком дети несколько штук съели. Сколько вафель осталось?
— Почему вы так думаете? (Есть то, что известно и есть вопрос — то, что нужно найти.)
— Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что
нужно найти — ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие.
- А теперь вопрос задачи. (На листочках — УСЛОВИЕ, ВОПРОС.)
- Давайте проверим это знание вторым этапом.
2 этап - «Спросить у другого человека» (на листке нарисован профиль человека)
- Задайте нашим гостям вопросы по теме урока.
3 этап - «Узнать из книг» (рисунок книги)
- Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (Из учебника.)
- Исследуйте страницу 80 и найдите подсказку.
- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ и ВОПРОСА.
- О каких других составных частях задачи вы узнали из учебника? (РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.)
— Давайте выясним точно, что является какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем правило на с. 80.
- Какие слова вписываем в листочки? (РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.)
— Закрепим это знание.
На солнышке грелись 4утенка. К ним прибежало 5 гусят. Сколько стало птиц?
- Прочитайте УСЛОВИЕ задачи.
- Прочитайте ВОПРОС задачи.
- Как РЕШИТЬ эту задачу?
- Какой ОТВЕТ получили?
- Давайте запишем условие задачи кратко на доске - мы этому уже учились.
О чем задача? (О двух предметах.) - Как запишем? (Римскими цифрами.)
- Если нужно узнать сколько ВСЕГО птиц, как это обозначим в записи? (Уголком.)
I - 4
II - 5
4 + 5 = 9 Ответ: 9 птиц
4 этап - «Наблюдение и эксперимент» (Рисунок ладони)
- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает? (В первой — задать ВОПРОС. В
третьей - дополнить УСЛОВИЕ недостающими данными.) - Давайте устно решим их.
5 этап — «Обобщение материала» (Нарисован вопросительный знак)
- Какую информацию мы собрали о задаче за урок? Смотрим свои записи в листочках.
Фронтальный опрос. На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДА ЧА, УС
ЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.
- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу?
- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
6 этап - «Сообщение» (Шапочка магистра)
- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последова
тельности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока. А теперь
нужно одному ученику рассказать все то, что мы добыли всем классом, т. е. выступить с сооб
щением, как это делают настоящие взрослые ученые.
- Задача состоит из условия, вопроса.
- Задачу можно решить и дать ответ на вопрос.
- Условие задачи можно записать кратко.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, Интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
- урок-практикум (Приведу пример урока ОБЖ по теме «Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений», использование ИКТ при демонстрации видов повреждений, анализ поведения в чрезвычайных ситуациях, проверке теоретических знаний с помощью тестирования);
- урок-диалог (например, урок русского языка, сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», показ кинофрагмента с использованием музыкального произведения - оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь»);
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, Интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, я широко пользуюсь методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Такой урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.
Такой урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
Основные формы уроков данного типа:
1. Ролевые и деловые игры
Например, такой вид урока использую при изучении темы «Творчество М. Ю. Лермонтова» на уроках литературного чтения. Делю детей на творческие группы. Каждая группа детей выполняет задания: первая группа - «Биографы» — находят интересные факты из жизни писателя; вторая группа — «Художники» - находят авторов и названия картин, написанных по произведениям Лермонтова; третья группа — «Кинокритики» — подбирают материал по кинолентам, снятым по произведениям писателя. Творческий выход этого урока - в создании презентации или альбома по произведениям М. Ю. Лермонтова.
2. Уроки защиты проектов
Приведу пример урока окружающего мира, по теме «Домашние питомцы». Дети готовят рассказы о своих домашних животных, о самых интересных случаях из жизни питомцев. Использую на данном уроке песни о животных, фрагменты из фильмов о животных. Итог данного урока находит выход в создании альбома «Клички домашних животных».
Структура урока подразумевает этап составление отчета о выполнении работы. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
- урок-зачет (применяю при проверке знаний на уроках математики и окружающего мира в
виде тестирования после прохождения блока тем); - викторина (эффективно применять на уроках литературного чтения; использование медиа-
проектора, магнитофона, компьютера дает возможность разнообразить виды викторин); - конкурсы (применяю на уроках технологии по теме «Конструирование дома». Конкурс «Архитектор» на лучшее представление проекта дома. Представление материала, из которого
строится жилище. Развитие креативности мышления, творчества и познавательного интереса).
Итак, применение компьютера на уроках различных типов развивает учащегося: повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребенком познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с различными источниками информации.
ИПМ-5 Организация внеклассных занятий с использованием ИКТ
Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Цели внеклассной работы:
- Пробуждение и развитие устойчивого интереса;
- Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научной литературой;
- Формирование опыта работы в сети Интернет с поисковыми системами, использование
электронной почты.
Наиболее применимы следующие формы проведения внеклассной работы:
Предметные недели
Традиционной частью внеучебной деятельности являются предметные недели, которые решают ряд задач: развитие интереса учащихся к предмету, воспитание познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, неформальное общение преподавателей и учащихся, развитие компетентности в предметной области.
Участие в предметных неделях ставит учеников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть собранным, находчивым, соблюдать правила игры.
При подготовке к неделе истории ученики находили в интернете и обрабатывали информацию о великих полководцах. То, что ими было найдено, мы оформили в альбом и назвали его «Великое прошлое России». На классном часе дети рассказывали интересные факты из жизни полководцев.
Неделя математики вылилась в творческую коллективную работу по созданию математической газеты. Логические задачи, ребусы, смешные истории подобрали из справочников, интернета. Красочно оформленная газета вызвала бурю эмоций учеников.
Дети активно приняли участие в неделе русского языка и литературы, посвященной творчеству детских писателей. Совместно с детьми выбрали произведение, обсудили костюмы, распределили роли. Миниатюра по произведению К. И. Чуковского «Доктор Айболит» была отмечена организаторами и членами жюри.
Олимпиады
Основными целями проведения олимпиады являются:
• создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников;
• способствование интеллектуальному развитию учащихся.
Проведение олимпиады способствует активизации работы внеклассной деятельности учащихся по интересам: развитие у детей логического и алгоритмического мышления, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач.
Мои ученики участвуют в разнообразных олимпиадах: международный дистанционный проект для начальной школы «Эрудит-марафон учащихся», Российский открытый заочный конкурс-марафон, проект «Познание и творчество». Задания этих олимпиад дети выполняют на компьютерах. Выполняя задания олимпиады, дети могут воспользоваться различными источниками информации: энциклопедии, ресурсы интернета, дополнительной литературой. Поиск информации по определенной теме, дает возможность разностороннему развитию личности.
На протяжении трех лет дети активно принимают участие, выполняя задания клуба «Ключ и Заря» и «Мы и окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа»). Отвечая на вопросы авторов учебника, ученики повторяют пройденный материал, тем самым отрабатывая знания, умения и навыки, приобретенные во время учебного процесса. При выполнении задания клуба «Мы и окружающий мир», ребята подбирали материал о народных промыслах своего края. Работы детей отправляются по электронной почте. Существует и обратная связь — авторы присылают детям удостоверения о том, что они, дети, являются членами клуба. Таким образом, вызывается познавательный интерес детей.
Индивидуальная работа с одаренными детьми
Индивидуальная работа с одаренными детьми включает в себя:
- усвоение учащимися содержания образования, применение полученного знания в практике,
- овладение рациональными способами познавательной деятельности с учетом индивидуально-личностных особенностей обучаемого,
- формирование определенных личностных установок и др.
Общение с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
Использование Интернет-ресурсов позволяет детям самостоятельно готовить доклады и рефераты для уроков и внеклассных мероприятий.
В работу с одаренными детьми так же включаю вариативные творческие домашние задания. Это позволяет поддерживать интерес к предмету, дает возможность проявить творчество, неординарность, креативность. Дети с желанием и интересом выполняют такие задания.
Например, изучая свойства льда и снега на уроках окружающего мира, предложила детям написать сказку о девочке-снежинке, изобразить свою девочку-снежинку с помощью компьютера. На следующем уроке заслушали выступление детей, выбрали самые интересные сказки, оценили рисунки. Благодаря этим сказкам повторили свойства снега и льда, их образование в природе.
Творческие возможности одаренных ребят интересно использовать во время уроков-зачетов, семинаров, где ученики выступают в роли консультантов по теме, учителей, оценивающих работу. При групповой форме подготовки к семинару обязательно назначаю «старшего» в каждой группе, он помогает товарищам, направляет их работу.
Творческие проекты
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник может адаптироваться к изменяющимся условиям, работать в различных коллективах.
Сущность внеклассной работы, выраженная в различных источниках, - это «организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка». Поэтому, прежде чем строить внеклассную работу по предмету, по моему мнению, надо изучить интересы самих учащихся. Что их интересуют больше, т.е. по каким темам у них возникают вопросы, тогда эта работа будет более продуктивной. Кроме этого такой предмет, как информатика, может служить помощником при выполнении, оформлении творческих, научно-исследовательских работ или созданию компьютерной модели по другим школьным дисциплинам, что тоже, судя из определения, является формой внеклассной работы.
Коренное изменение отношения к ученику как субъекту учебного процесса, повышение активности школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к продуктивной системе образования через интерактивные формы обучения способствуют формированию у школьников познавательной активности, развивают их интеллектуальные и творческие способности.
Мои ученики выполнили несколько творческих проектов, применив свои знания и умения при использовании ИКТ. Это помогло раскрыться детям творчески. Обсуждение темы проектов позволило детям объединиться в одну команду, научило работать в коллективе.
Совместно с детьми выполняли проекты: «Ягодная кладовая Севера», создали презентацию по пожарной безопасности «Чтобы в ваш дом не пришла беда», составили кроссворды по правилам дорожного движения, буклет (см. приложение).
Я думаю, мы все сегодня осознаем, как важно сделать каждого ребенка прежде всего человеком, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
По словам Б. Коротяева, творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций. Мой подход к организации творческой деятельности учащихся средствами ИКТ, ориентированный на человека, отводит важнейшую роль формированию самостоятельности и ответственности, эмоционально-ценностного отношения к миру и становлению информационно-грамотного и творчески-деятельного выпускника школы, способного к активной деятельности в обществе.
Таким образом, все изложенное дает ясное представление о том, что описанная в данном разделе внеклассная работа, ориентирована на развитие информационных компетенций ребенка младшего школьного возраста.
Заключение
Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка - это неуклонный процесс взросления и формирования.
Применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Учебный процесс направлен на развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.
В число ключевых компетенций входит информационная компетенция, которая включает две группы базовых компетенций:
- компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор
стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация,
обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и созда
ние нового знания; - компетенции использования информационных технологий: использование стандарт
ного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, циф
ровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Описанная система работы по формированию информационной компетенции учащихся начальной школы является эффективной, так как прослеживается положительная динамика качественной успеваемости по предметам:
HZHZZIIZZ I 2014-2015 I 2015-2016 I 2016-2017
Русский язык 50 % - 54 % 60 % - 62 % 50 % - 63 %
Математика 66 % - 69 % 67 % - 69 % 58 % - 58 %
Литературное чтение 83 % - 85 % 69 % - 77 % 65 % - 67 %
Окружающий мир 75 % - 92 % 69 % - 77 % 52 % - 58 %
информатика 70 % - 75 %
Следовательно, повышается мотивация к использованию полученных знаний в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с информацией как способ формирования информационных компетенций и логического интеллекта.
Формирование информационных компетенций младших школьников как необходимое условие их развития, успешности обучения в начальной школе....
Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.
Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями. Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающ...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
мастер класс по теме: "Работа с информацией в ходе проектно-исследовательской деятельности как основа формирования информационной компетенции учащихся"
материал для проведения мастер класса...
Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания. Учитель :Варюшина Ирина Васильевна
Тема: Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания.Учитель :Варюшина Ирина ВасильевнаНаименование школы: МОУСОШ 15Умение анализировать ...
Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового) способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....
Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.
В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...