Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания. Учитель :Варюшина Ирина Васильевна
статья по чтению
Тема: Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания.
Учитель :Варюшина Ирина Васильевна
Наименование школы: МОУСОШ 15
Умение анализировать и читать тексты является общеучебным умением, главным «маркером» сформированности ключевых компетенций. Текст в современном образовательном процессе является основной дидактической единицей, которая обеспечивает метапредметный результат и задействована в рамках всех школьных дисциплин. Поэтому умение работать с текстом является ключевым в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания.
Учитель :Варюшина Ирина Васильевна
Наименование школы: МОУСОШ 15
Умение анализировать и читать тексты является общеучебным умением, главным «маркером» сформированности ключевых компетенций. Текст в современном образовательном процессе является основной дидактической единицей, которая обеспечивает метапредметный результат и задействована в рамках всех школьных дисциплин. Поэтому умение работать с текстом является ключевым в учебной деятельности.
Под учебными текстами в современной педагогике понимают тексты любой функциональной стилистической принадлежности, выступающие в дидактической функции: научные, публицистические, художественные. Учебный текст является открытой системой: « учащийся может черпать информацию не только из учебника, хрестоматии, задачника, но и из энциклопедии, справочника, словаря, журнальных и интересных статей».
Обществознание как школьная дисциплина должна помочь расширить социокультурный кругозор школьника, повышать уровень правовой грамотности и гражданской ответственности, формировать критичность мышления, необходимый в условиях современной информационной среды.
В учебнике обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова предлагается работа с разнородными текстовыми массивами, не только с научными, но и, в том числе, например, с публицистическими фрагментами. Читательская деятельность является универсальным механизмом работы с информацией и включает в себя весь комплекс универсальных учебных действий (УУД).
Работа с текстом может включать в себя следующие логические задачи:
- сравнение фактов и явлений одного порядка;
- выявление причинно-следственных связей;
- построение полного ответа с доказательством;
- извлечение необходимой информации из источника;
- составление сообщения информативного характера;
- определение объектов для сравнения;
- нахождение различий и сходств между объектами сравнения;
- проведение простых и сложных аналогий;
- составление классификаций и типологий, обобщение и систематизация;
- выбор критерия к изучаемым объектам;
- подведение итога и запись его в виде суждения;
- сравнение словесной информации с информацией визуальной;
- соотнесение информации из разных источников.
Диалог с текстом – это прежде всего, умение задавать вопросы и отвечать на них, причем на вопросы разноуровневые, которые требовали бы не просто воспроизведения текста, но и его смысловой, логической переработки.
Например, ответы на вопросы: «где происходит описываемое событие?», «какие персонажи действуют в представленной автором ситуации?», «В какой последовательности происходили события?» и т.п. предполагают обращение к фактуальной информации (поверхностный слой смысла, то есть конкретные факты), а вопросы: «как автор относится к персонажам?», «какова главная идея текста?», «почему автор построил текст именно так?» заставляют анализировать идею – концептуальный уровень.
Необычные приемы для формирования читательской компетенции, которые можно применить на уроках истории и обществознания:
1. Прием «Инсерт». Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт». Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) обучающиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы обучающиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.
2. Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
Задание: верны ли следующие утверждения?
1)Общение относится к биологическим потребностям человека;
2)Забота о потомстве относится к социальным потребностям человека;
3)Только у человека есть потребности;
4)Потребность в познании окружающего мира это социальная потребность человека.
3. Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.
4. Прием «ромашка Блума» (кубик Блума) – прием, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
1) Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. (Назови определение понятия общество);
2) Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. (Почему человек является биосоциальным существом)
3) Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. (Объясни, какие качества человека формируются только в обществе)
4) Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. (Предложи, что будет с человеком, которого воспитают животные)
5) Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.(Придумай, историю о ребенке, воспитанном животными)
6) Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. (Поделись, что ты чувствовал, когда читал сказку «Маугли».
5. Прием «Запутанный план». Представить ребятам плана будущего текста, пункты которого намеренно поменяли местами и проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.
6. Приём «ПОПС-формула»:
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро.
7. Прием «Диалог с текстом»
Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом». Учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.
Задания включают:
В — вопрос, задать вопрос к тексту;
О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;
П — проверить себя, т. е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.
Все эти приемы позволяют совершенствовать приобретённые обучающимися на этапе начального образования навыки работы с информацией, пополнят их. Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, критически её оценить, осмыслить, применить, что соответствует требованиям ФГОС к формированию читательской компетенции обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...
Работа учителя начальных классов по формированию читательских компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Выступление на семинаре по литературному чтению с презентацией...
Презентация "Работа с текстом на уроках опк, как эффективный способ формирования читательской компетенции"
Использование технологии продуктивного чтения, как способ формирования читательской компетенции учащихся. Данная технология позволяет интересно и продуктивно провести урок....
Семинар по теме Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии
Выступление на городском семинаре метод.объединений....
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...
Статья "Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"
Данная статья содержит несколько приемов, которые я использую на уроках литературного чтения по формированию читательской компетенции....