Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.
материал на тему

  Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями. 

 Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т. е. способного решать разнообразные проблемы,  связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы. МБОУ «СОШ №22» Хуснутдинова Л.С. учитель начальных классов

Слайд 2

«…Научиться познавать, делать, жить и жить вместе…» Жак Делор Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями.

Слайд 3

Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т. е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Слайд 4

Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом). С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".

Слайд 5

Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационные компетенции : • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; • овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Слайд 6

Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника? Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность , так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга: · игры на эрудицию (например, викторины) - школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры; · информационные проекты - создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме; · исследовательские проекты - сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами; · интегрированные уроки; · экскурсии

Слайд 7

Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности. Выбирая тему исследования, нужно учитывать интересы ребёнка.

Слайд 8

Свобода выбора деятельности Желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что напряжение ума пойдёт на пользу. Помощь взрослых Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в подсказку. Нельзя делать ЗА ребёнка то, что он может САМ делать, думать ЗА него, когда он САМ может догадаться.

Слайд 9

Организация исследования включает в себя следующие этапы : Подумать самостоятельно Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Просмотреть книги и издания периодической печати по теме . Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Просмотреть телематериалы . Запиши то необычное, что узнал из фильмов. Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии. Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента.

Слайд 10

Тема исследовательской работы (проекта) может быть любая. Это может быть теоретическое исследование, заключающееся в работе с литературными и иными источниками, в поиске и обобщении информации по какому-то вопросу, а может быть опытная работа, наблюдение за объектами неживой и живой природы, жизнью людей и пр. Основные критерии: 1) соответствие темы проекта возрастным особенностям, потребностям и интересам детей; 2) научность проекта (наличие и грамотность формулировок целей, задач, гипотезы; адекватность методов исследования; достоверность полученных результатов; логичность и последовательность изложения материала; структурированность работы); 3) практическая значимость проекта (как для общества, так и для самого маленького исследователя); 4) степень участия автора (ребенка), доля его самостоятельной работы в процессе выполнения проекта (самый весомый критерий); 5) культура представления готового проекта.

Слайд 11

Центр «Талант с колыбели» II Международный конкурс детских исследовательских работ (проектов) «МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ».

Слайд 12

Центр «Талант с колыбели» Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Святое пламя вечного огня»

Слайд 13

I Городская научно-исследовательская конференция имен Дважды Героя Советского Союза Н. Г. Столярова

Слайд 15

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. «Защита проектов» — венец исследования

Слайд 16

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Слайд 17

Этапы выполнения проекта Обсудить проект: название и назначение площадки делаем макет, плакат или презентацию? Составить план Выполнить проект Контролировать исполнение Представить результаты Проголосовать за лучшую работу Заполнить лист самооценки

Слайд 18

«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ»

Слайд 19

«МЕЧТА»

Слайд 20

«ДРУЖБА»

Слайд 21

«НАША ДРУЖНАЯ ЗЕМЛЯ»

Слайд 22

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА ЛУЧШУЮ РАБОТУ

Слайд 23

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ «Любопытство — любознательность — познавательная потребность» этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность

Статья опубликована в сборнике  материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы".  Издательство Владимир, 2012....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

Сущность моей работы  состоит в формировании и  развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного оп...

Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки

Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мысл...

Формирование исследовательской компетенции младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для...