мастер класс по теме: "Работа с информацией в ходе проектно-исследовательской деятельности как основа формирования информационной компетенции учащихся"
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Работа с информацией в ходе
проектно-исследовательской деятельности
как основа формирования
информационной компетенции учащихся
Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. Этим и обуславливается актуальность моей работы.
Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными словами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания – это неразрывно связанные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности». Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:
• резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;
• неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;
• быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
Дальнейшим шагом является формирование информационной компетенции-способности и умения САМОСТОЯТЕЛЬНОИСКАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ОТБИРАТЬ, ОБРАБАТЫВАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ необходимую информацию.
В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования. В ФГОС говорится, что высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной компетентности.
ЦЕЛЬ: создание условий, обеспечивающих развитие информационной компетентности.
ЗАДАЧИ:
- формирование умения быстро реагировать на изменения в информационном мире;
- формирование умения критически мыслить;
- формирование умения искать и перерабатывать необходимую информацию.
Для реализации поставленной цели была изучена методическая литература и передовой опыт использования современных технологий обучения. В результате проведённой работы пришла к выводу: “Технология развития критического мышления» (ТРКМ) обеспечивает:
- формирование умения ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Внедрение приёмов и методов технологии развития критического мышления способствует формированию умения работать с информацией, поддержанию интереса к обучению, а также учёту личностного опыта учащихся и стремлению к творчеству.
Авторы технологии – американские учёные и преподаватели Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. В России она появилась в 1997 году. Разные исследователи вкладывают в понятие “критическое мышление” разный смысл. Например, Д. Клустер в статье “Что такое критическое мышление?” предлагает такое определение: “Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю”. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). Я склоняюсь к объяснению, данному И.О. Загашевым и С. И. Заир-Беком – “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”. Тем самым, через систему конкретных методических стратегий и приёмов, мы формируем следующие умения:
- работать с увеличивающимся потоком информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- вырабатывать собственное мнение;
- точно и полно выражать свои мысли;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
- сотрудничать и работать в группе;
- решать собственные и социально значимые проблемы.
Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео- или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, натуральный предмет окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.
Для формирования информационных умений ученик ежедневно должен сталкивался с необходимостью:
• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной и внеурочной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ:
- Получение, поиск и фиксация информации (поиск нового слова, поиск ответа в тексте, быстрый поиск, цитирование, распознавание по описанию)
ПРИМЕР
- Преобразование, интерпретация и применение информации (сравнение по предложенным основаниям, выбор слов для подтверждения закономерностей, указанных в схеме, способность осознать исключения из правил)
ПРИМЕР
- Оценка достоверности получаемой информации (рецензирование, редактирование, критический взгляд)
ПРИМЕР
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МОТИВАЦИОННЫЙ (наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка проблемы и осознание целей информационной деятельности)
Игра «ДА-НЕТ»
Попробуйте угадать, что лежит в черном ящике, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” и “нет”. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии, очень любим детьми. Ваши вопросы.
(Это яблоко, оно имеет форму шара и очень любимо детьми.)
В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Поиск – вот начало исследования! Использовать игру можно на любом уроке, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.
Если мы обменяемся яблоками, то у каждого из нас останется по яблоку;
обменяемся же идеями – и у каждого из нас будет по две идеи.
Джордж Бернард Шоу
Задание “Найди загадочное слово”
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.
Игра “Угадай, о чем спросили”
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
В ходе игры формируется важное умение: правильно формулировать вопросы, при необходимости задавать уточняющие вопросы с целью извлечения необходимой информации.
Область применения: работа с поисковыми системами, справочной литературой, словарями.
Прием «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»
Перед вами несколько предметов попробуйте найти им применение на уроке технологии.
Вот из пластика бутылка
Крышка есть, но сбоку дырка-
Здесь, у самого у дна…
Для чего же мне она?
Вот так странная бутылка!
Нет начала – половинка.
Вот вам дно, еще одно…
Для чего же мне оно?
Вот еще одна бутылка.
С виду вроде бы пустышка.
Прорезь есть и тут и там-
Для чего, скажите нам?
Прием“ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ”
Учитель читает детям неоконченный рассказ.
“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве.
Задание “Тема одна – сюжетов много”.
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)
Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”
“…Так я и не выучил стихотворение”.
“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.
Данные задания направлены на развитие умения видеть проблему, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Область применения: вести конструктивный диалог, представлять собственную точку зрения в ходе работы с информацией.
Задание “Давайте вместе подумаем”
Почему у белого медведя нос чёрный?
Гипотезы (предложенные детьми):
1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
3. Предположим, чтобы медвежата его видели.
Упражнения на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон.
Задания типа “Найди возможную причину события”
Машина резко затормозила.
Молоко прокисло.
Данные задания направлены на развитиеумения предвидеть события, построение предположений.
Область применения: выдвижение гипотезы и дальнейшего поиска информации для её подтверждения или опровержения.
КОГНИТИВНЫЙ(наличие знаний, умений и способности применять их в деятельности)
Игра «ПОЙМИ МЕНЯ» ( ассоциации)
В ходе игры формируется важное умение: соотнесение новых знаний с уже известными с целью запоминания необходимой информации.
Область применения: воспроизведение информации.
Прием«ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»
После изготовления моделей на уроке технологии необходимо дать детям возможность применить их в реальной жизни.
Предлагаю вам примерить на себя различные роли рассказать о применении получившихся работ в различных сферах деятельности:
- Художник
- Ученый
- Музыкант
- Рекламный агент
После такой работы ни один из детей не задается вопросом: «А для чего необходимо учиться конструировать, рисовать?»
Область применения: умение использовать полученную информацию в различных сферах деятельности.
Работа по применению полученной информации продолжилась в библиотеке. Уже во 2 классе ребята смогли составить технологический словарь, отражающий основные термины, используемые при конструировании.
Прием «КОЛЕСО ИСТОРИИ»
Вашему вниманию предлагается послушать описание внешности и составить фоторобот известной личности.
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ
«Колесо истории» помогает детям лучше понять эпоху, принять себя в новой роли - роли живого свидетеля, имеющего уникальную возможность взять «ИНТЕРВЬЮ» у выдающейся личности. В ходе интервью дети добывают информацию, необходимую им для изучения данной темы.
Остались вопросы? Да, конечно, но вместе с тем и интерес, который не позволит стоять на одном месте, подтолкнет к дальнейшему поиску информации: учебная, справочная литература, сеть «Интернет», а творческий выход: викторины, кроссворды.
ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (сбор и обработка информации, разработка творческих проектов, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации)
В ходе эксперимента доказать уже известные свойства воды и открыть новые. Полученную информацию преобразовать в таблицу и выполнить задания на соотнесение.
1.Вода - вещество, которое находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное.(Свойство прозрачности воды можно доказать, помещая за пробирку с водой разные картинки или даже страницу с текстом - можно увидеть, что находится за пробиркой. Этот опыт доказывает, что стекло тоже прозрачное. Можно доказать и по другому. Положим картинку в тарелку и нальем в нее воду. Также можно увидеть, что находится в тарелке, залитое водой. Этот опыт также доказывает свойство воды - прозрачность.)
2.Вода не имеет запаха. (Можно понюхать и узнать лимонад, сок, а вот вода не имеет запаха).
3. Вода принимает форму той емкости, в которую ее наливают. (Например: перелить воду из стакана в лабораторные колбы разной формы).
4.Вода течет. (Например: если вылить ее на плоский поднос - она растекается в лужу).
5. Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле.(Это можно заметить, посмотрев, как увеличилась та часть картинки, которая видна через воду. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду).
6.Вода - прекрасный растворитель.( Сахар, мел, пищевой краситель, песок, масло. Но.не все вещества растворяются в воде).
7.Воду можно очистить с помощью фильтра.(Если положить в воронку бумажную салфетку или вату и пропустить через нее воду, в которой растворен мел, то можно увидеть, что вода стала более чистой.Если сделать это еще несколько раз, вода станет совсем прозрачной.)
8. Вода имеет разную плотность. (В стакане с пресной водой яйцо утонуло, в стакане с соленой водой –всплыло. Плотность пресной воды меньше плотности соленой воды).
Проверь себя! И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности человек использует свойства воды. Выполните и вы задание на соотнесение.
Свойства воды | Применение в профессиональной деятельности |
Прозрачность | Водоснабжение домов, квартир, предприятий и т.п. |
Не имеет запаха | Тайно преодолеть путь под покровом тумана. |
Принимает любую форму | Строительство бассейнов и фонтанов с красивым дизайном дна и стен. |
Течет | Использование водоемов при спасении от преследующих хищных животных. |
Растворяет | Подчеркнуть своеобразие емкости, ее дизайн и красоту. |
Переходит из одного состояния в другое | Лекарственное средство, средство санитарии и гигиены |
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств - ничего не сделать без воды!
Остались неизведанные тайны? Безусловно,…исследование продолжилось в кабинете химии. ( Составили модель молекулы воды, вывели химическую формулу, познакомились с химическими свойствами воды).
А как же применение в жизни? Очень просто и увлекательно: создали «жидкую цветную пирамиду», а в основе ее полученная информация о плотности воды!
Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую
ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека. Кузнецов В.И.
Подбор литературы по заданной теме
Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши в таблицу номера тех книг, которые рассказывают:
об использовании человеком науки и техники
об истории человечества
об исследователях и учёных
Ориентировка в тексте, ключевые слова
В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________
Ответы на вопросы к тексту
Найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить.
В разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”
О чём рассказывает эта статья? Определи темузанеси аргументы в таблицу.
Область применения: умение преобразовывать полученную информацию, извлекать информацию из табличной, графической форм, схем, диаграмм.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ (умение проводить самоконтроль, удовлетворенность информационной деятельностью, рефлексию результатов процесса работы с информацией)
Хокку-трехстишие, в котором в третьей строчке делается вывод из первых двух.
Например, попробуйте продолжить.
Не стал подсказывать Вите, не дал списать на уроке.
Лучше я после уроков ему объясню эту тему.
Вывод: ….(заслушать возможные варианты)
Вывод: Ведь друг я ему, а не враг
Уснул на уроке, проснулся и слышу:
«Летний снежок застилает уж землю»
Вывод:…..….(заслушать возможные варианты)
Вывод: Чем больше спим, тем меньше знаем: Тополиный пух лишь летом и бывает!
Ты сказал, а я не понял…
Очень кратко объяснял, о народе толковал.
Вывод: ….(заслушать возможные варианты)
Вывод: Сей фольклор понятен вам? Народ ЗАГАДКИ дарит нам.
На уроке не скучал: искал ответы на вопросы,
Экспериментом подкреплял.
Вывод: ….(заслушать возможные варианты)
Вывод: Исследовать-значит действовать, исследовать –значит развиваться!
Обработка и применение полученной информации реализуется через проектно-исследовательскую деятельность. Именно проектно-исследовательский метод является наиболее эффективным при формированииинформационной компетенции младших школьников.
Начальная школа – важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской деятельности. Любой ребенок вовлечен в исследовательскую деятельность практически постоянно. Это нормальное, естественное состояние младшего школьника: разобрать игрушку, наблюдать за рыбками, за тем как летят снежинки. А чего стоят бесконечные почему и зачем? Наша задача – помочь ребенку не потерять интерес к окружающему миру, развивать любознательность, сделать исследования полезными и безопасными.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, а это и есть важный шаг на пути формирования информационной компетенции.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск.
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями под руководством учителя, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.
Что надо сделать, чтобы дети не теряли дара исследователя и творца? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И, главное, как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования подрастающего поколения, приводящая к обретению самостоятельного мышления? Один из путей решения этих проблем я вижу в организации исследовательской деятельности.
Сразу хочу уточнить, что в начальной школе речь может идти только об учебно-исследовательских работах (а не о научных). Малый жизненный опыт, небольшие знания в области естественных наук не позволяют выполнять детям 1-4 классов полноценные исследования.
Так, например, в 1 классе после изучения темы «Одежда» было предложено создать свой дизайн одежды. ПРИМЕР
Во 2 классе ребята провели экспериментальную работу «Выращивание растения из семени» В ходе данного вида работы, путем наблюдений и проведения опытов, выяснили ответы на вопросы: «Какие условия должны быть созданы для жизни растений», «Как влияет солнечный свет на развитие растений». ПРИМЕР
В 3 классе ребята уже САМОСТОЯТЕЛЬНО выдвинули гипотезу, провели ряд исследований, нашли ответы на интересующие вопросы, создали книгу: «Рецепты тонизирующих охлаждающих напитков». Проектно-исследовательская работа «Газировка. Пить или не пить?»
В 4 классе продолжили исследовательскую деятельность, так на свет появилась проектно-исследовательская работа «Мед и его свойства». С каждым годом виден рост детей на пути исследований. Так, в 2015 году в образовательной сети Дневник.ру был размещен призыв-предложение принять участие в конкурсе исследовательских работ. Для осуществления данного замысла было создано сетевое пространство: сайт с интригующим названием «НЛО» (необыкновенная лаборатория открытий). Каждый желающий мог ознакомиться с положением о данном конкурсе и принять в нем участие. В результате были созданы творческие группы «ЭКИПАЖИ» и работа закипела. Победители конкурса приняли участие в научно-практической конференции, получили опыт публичного выступления. Участие в научно-практической конференции отличная мотивация на дальнейшую творческую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность формирует у учащихся навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Приобщение ребят к проектно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации. Главный принцип – это «не быть учителем», а быть партнером ребенка, не навязывать ему свои идеи, а тонко направлять его интеллектуальную и творческую деятельность в нужное русло, не заставлять его учить, а учиться, сотрудничать вместе с ним, всегда уважать его мнение.
Литература
1. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований. // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995.: Тезисы докл. - Краснодар, 1995.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. Асмолова А.Г. - М.: Просвещение, 2010. - 267 с.
3. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Материалы областной научно-практической конференции, г. Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. / Под общ.ред. Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой. Кемерово, 2001.
4. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 1999.
5. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. -- 2-е изд., перераб. М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.
6. Загвоздкин В. О стандартах второго поколения // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 9 - 20.
7. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2008. - №1. - С. 21-25.
8. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика, 2000. -№ 2.- С. 53-68.
9. Ковалева Г.Г. Как дети читают и понимают текст // Народное образование. - 2006. - №5. - С. 45-47.
10. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 97 с.
11. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. - 2010. - №5.- С. 18-23.
12. Константиновский Д.Л. Требования семьи, общества и государства к начальной ступени общего образования: результаты мониторинга // Народное образование. - 2010.- №5. - С. 118-127.
13. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме "Работа со словами "
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведёт...
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся"...
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Презентация на тему«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся»...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей....
Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"
Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...