Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 4 класса
методическая разработка (4 класс)
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyi_mir_slov_4_klass.docx | 56.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
для 4 «Б» класса 2019-2020 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для учащихся 4 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Удивительный мир слов» под редакцией Л.В. Петленко, В.Ю. Романова - М.:Вентана-Граф.-2011 г., требований основной образовательной программы ГБОУ СОШ №121 и учебного плана на 2019-2020 учебный год.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Задачами данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю).
Всего на изучение курса «Удивительный мир слов» с 1 по 4 класс отводится 135 часов.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Название | Цель | Сущность | Механизм |
Проблемное обучение | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания | Поисковые методы; постановка познавательных задач |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию | Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
Дифференцированное обучение | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интереса и способностей | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) | Методы индивидуального обучения |
Игровое обучение | Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации | Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую и познавательную деятельность |
Обучение развитию критического мышления | Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс | Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения | Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия. |
Здоровьесберегающие обучение | Сохранение и укрепление здоровья учащихся. Создание благоприятной обстановки в классе. Создание условий для дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме. | Вырабатывание привычки к правильному образу жизни. | Оптимально сочетает специфические и общепедагогические методы в соответствии с методическими принципами: построение занятия с учетом работоспособности детей, использование оздоровительных двигательных, зрительных минуток на уроках, выполнение гигиенических требований к внеурочной деятельности, благоприятный эмоциональный настрой. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поиграем со звуками, словами и предложениями.
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках.
Числа и слова.
Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
Прочные связи.
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Предметные УУД:
- сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
- наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
- проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
- составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
- осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
- наблюдать использование числительных в речи;
- соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
- наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
- проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
- наблюдать особенности различных словосочетаний;
- сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
Метапредметные УУД:
- воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
- находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
- выступать перед одноклассниками;
- создавать устное высказывание на предложенную тему;
- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
В основу изучения курса внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. К 4 классу возможно достижение таких результатов, как получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Содержание | Планируемые результаты |
Смотрю, говорю, слушаю | Фонетические и графические правила и закономерности. | Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. | |||
Смотрю, говорю, слушаю | |||||
Лексические загадки | Слово, его значение и лексические нормы. | Наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание; разгадывать анаграммы, шарады, кроссворды. | |||
Лексические загадки | |||||
Словесный конструктор | Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово -образовательными моделями | Находить в тексте слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) в слове основу и окончание. Соотносить слова со схемами состава слова. Устанавливать способ словообразования. Проводить разбор слова по составу и фонетический анализ слова; создавать проект «Как я говорил, когда был маленьким», оформлять его в программе PowerPoint. | |||
Занимательная грамматика | |||||
Занимательная грамматика | |||||
Для чего нужны глаголы? | Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. | Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивать грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Знакомиться с глаголом как частью речи. Распределять слова по группам. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Систематизировать знания о признаках текста-описания и текста-повествования. Различать текст-описание и текст-повествование по целевой установке. Подбирать заголовок будущего текста, составлять план текста. Составлять текст на заданную тему по составленному плану. Сравнивать тексты разных типов Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. | |||
Для чего нужны глаголы? | |||||
Делать и сделать — не одно и то же. | Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. | Знакомиться с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. | |||
Меняемся ролями. | Повествование от первого и третьего лица. Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. | Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач. Находить слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку. Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. | |||
Вчера, сегодня, завтра. | Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. | Высказывать предположение об изменении формы глагола и аргументировать его. Фиксировать (графически обозначать) окончание глаголов. Наблюдать за изменением глаголов по временам | |||
Одно вместо другого. | О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа | Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. Различать формы глагола и однокоренные слова. Находить слова по заданному основанию. Распределять слова по группам в соответствии с типом орфограммы. Обосновывать написание слова. Фиксировать (графически обозначать) заданную орфограмму. Находить слова по заданному основанию. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. | |||
Она меня поняла и приняла. | Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. | Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Устанавливать наличие в слове орфограммы и её тип. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). | |||
Кто говорит, кто действует? | Форма условного наклонения глагола. | Знакомиться с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за способом образования формы условного наклонения глагола. Контролировать правильность выполнения задания по образцу при образовании формы условного наклонения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). | |||
Сумею победить! | |||||
Мечтаем и фантазируем. | Использование глаголов в прямом и переносном значении. | Знакомиться с многозначными словами- глаголами. Находить их в тексте. Составлять предложения с глаголами в переносном значении. Уметь объяснять фразеологизмы, фразеологические обороты. Осуществлять взаимоконтроль. Находить ошибки и помогать их исправлять. | |||
Дай-подай… и поезжай! | Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. | Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение. Находить в тексте слова по заданному основанию. Объяснять способ образования глаголов в форме повелительного наклонения. Сравнивать простую и составную формы повелительного наклонения, определять особенности их употребления. Использовать глаголы в форме повелительного наклонения в предложениях. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки при использовании форм повелительного наклонения, исправлять их, устанавливать причину ошибок Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. | |||
Дай-подай… и поезжай! | |||||
Живые образы. | Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. | Развивать умение употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Закреплять знания о глаголе, как части речи.. Находить в тексте глаголы - синонимы и антонимы к ним. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). | |||
Орфографический поединок. | Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола. | Применять полученные знания для решения орфографических задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Группировать слова по заданному основанию. Определять основание для классификации слов, представлять запись в виде таблицы. | |||
Для чего нужны числительные? | Как используются числительные в речи. | Обобщать и систематизировать знания о частях речи. Классифицировать слова по частям речи, обнаруживать неизученные части речи. Знакомиться с именем числительным как частью речи. Различать порядковые и количественные числительные. Группировать слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). | |||
Важные даты истории нашей страны (города, края). | Обозначение дат и времени с помощью числительных. | Воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде. Находить необходимую информацию в различных источниках и на ее основе собственные письменные тексты на предложенную тему. Выступать перед одноклассниками. Соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи. Контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собственника. | |||
Рекорды в цифрах. | Имя числительное. Общее значение. | Обобщать и систематизировать знания о частях речи. Классифицировать слова по частям речи, обнаруживать неизученные части речи. Знакомиться с именем числительным как частью речи. Различать порядковые и количественные числительные. Группировать слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить в тексте слова по заданному основанию. Сравнивать толкование слова в различных словарях. | |||
За семью печатями | Сочинение-повествование. Написание текста по плану. «Я- сын, ученик, спортсмен» | Анализировать целевую установку текста. Составлять продолжение исходного текста, опираясь на предложенный план. Оформлять диалог в письменном тексте. Формулировать вывод, заканчивать текст. Контролировать действия в соответствии с алгоритмом написания собственного текста. Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; | |||
Треугольный шарик. | Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок | Использовать информацию, представленную в виде таблицы, для выполнения практических задач. Знакомиться с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Распределять имена числительные по столбикам, заполнять таблицу. | |||
Как водить машину за нос? | Числительные во фразеологизмах. | Различать порядковые и количественные числительные. Обнаруживать разницу в изменениях по падежам сложных порядковых и сложных количественных числительных. Исправлять ошибки, допущенные во фразеологизмах, текстах. Уметь объяснять правильное написание. Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | |||
Послушный «подчинённый». | Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. | Наблюдать за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием. Включать в предложение словосочетание по заданной модели. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Находить словосочетания по заданному основанию. Характеризовать слово по нескольким грамматическим признакам. Понимать информацию, представленную в виде модели. Анализировать представленные модели словосочетаний и выбирать соответствующие заданным условиям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Контролировать собственные действия при работе по образцу. | |||
О «земляной» или «земной» красоте. | Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. | ||||
Строгий «управляющий». | Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. | Наблюдать за словосочетаниями с типом связи управление. Обнаруживать закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении формы главного слова. Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Задавать вопрос от главного слова к зависимому. Находить словосочетания по заданному основанию. Понимать информацию, представленную в виде модели. | |||
В Сибири и на Урале. | Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. | ||||
Связаны смыслом | Словосочетания с типом связи примыкание | Наблюдать за словосочетаниями с разными типами связи. Опознавать словосочетания, не удовлетворяющие поставленным условиям. Классифицировать словосочетания по заданному основанию. Определять тип подчинительной связи, аргументировать свой ответ. Обнаруживать закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении главного. Знакомиться с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием. | |||
Любимые игры со словами | Различение слова, словосочетания и предложения. Связи слов в словосочетании. | Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными. | |||
Обобщение и закрепление. | Создание презентации к проекту «Как конфеты получают свои названия», оформление его в программе PowerPoint. | Наблюдать за функционированием словосочетаний в предложении. Принимать участие в обсуждении, высказывать свою точку зрения о роли словосочетаний при построении распространённого предложения. Уметь |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
№ п/п | Планируемая дата урока | Фактическая дата урока | Причина изменения | За счет чего произошла корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс
Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
КТП внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.
КТП внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» 4 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "Удивительный мир слов" 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 2 класс
Программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности (общекультурное направление) для 2- х классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 4 класс2021/2022 учебный год...