Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 3 класса. | 53.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2
имени В. В. Тихонова
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Утверждаю.
Директор МОУ лицея № 2
_______ М. Б. Серова
«____»_______2016 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
3 класс
Составитель:
Маркова Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
Третий класс
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования») и на основе программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» МОУ лицея №2.
Согласно учебному плану МОУ лицея № 2 на изучение курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» в 3 классе отводится 35 часов из расчёта 1 ч в неделю (35 учебных недель).
Согласно годовому календарному графику МОУ лицея № 2 и расписанию занятий на 2016 – 2017 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- мотивация для углублённого изучения курса русского языка
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- понимать смысл инструкции учителя; - осуществлять взаимный контроль;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
- искать, анализировать информацию;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;
- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться:
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач.
- под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
- строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания;
- контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
- проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- следить за действиями других участников совместной деятельности;
- принимать другое мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты
- сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
- наблюдать за функцией и ударением в слове;
- контролировать правильность постановки ударения в словах;
- наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;
- устанавливать словообразовательные связи данных слов;
- анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
- наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях.
Содержание курса
3 класс
Из истории языка (2 ч)
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Универсальные учебные действия:
- наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
- уточнять значение слова по толковому словарю;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
- самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
- проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
- игра «В музее слов»;
- проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
Загадки простого предложения (9 ч)
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Универсальные учебные действия:
- наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
- устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
- наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
- исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
- осуществлять учебное сотрудничество;
- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
- составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
- оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
- оценивать положительные качества личности одноклассников;
- создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
- работать с информацией, представленной в виде модели;
- соотносить схемы предложений с их моделями;
- анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
Практическая и игровая деятельность:
- лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
- творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;
- игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;
- проект «Безопасный маршрут»;
- творческая работа «Приглашение на праздник»;
- конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
- конструирование предложений с однородными членами по моделям;
- игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».
Лабиринты грамматики (2 ч)
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу (12 ч)
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.
Универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
- на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
- самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
- осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
- игры: «Наоборот», «Кто больше»;
- проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
Такие разные признаки предметов (9 ч)
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Универсальные учебные действия:
- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании И использовании степеней сравнения имён прилагательных;
- контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
- выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
- составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
- проект «Значения цветовых прилагательных»;
- игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
- викторина «Самый-самый»;
- игра-соревнование «Подбери словечко».
Учебно-тематический план
3 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Из истории языка | 2 | |
1. | Старые и новые слова в языке. | 1 |
2. | Сокровища бабушкиного сундука. | 1 |
Загадки простого предложения | 9 | |
3. | Загадки простого предложения. | 1 |
4. | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | 1 |
5. | Важные мелочи. | 1 |
6. | Требуется определение. | 1 |
7. | Важные обстоятельства. | 1 |
8. | Необходимо дополнить. | 1 |
9. | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | 1 |
10. | Стройтесь в ряд! | 1 |
11. | Запятые, по местам! | 1 |
Лабиринты грамматики | 2 | |
12. | Слово в грамматике. | 1 |
13. | Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | 1 |
О существительных по существу | 12 | |
14. | «Лебедь белая плывёт». | 1 |
15. | Может ли род быть общим? | 1 |
16. | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | 1 |
17. | Как быть, если нет окончания? | 1 |
18. | Один, два, много. | 1 |
19. | Почему именительный падеж назвали именительным? | 1 |
20. | Как «работает» родительный падеж? | 1 |
21. | «Щедрый» падеж. | 1 |
22. | Винительный падеж — великий маскировщик. | 1 |
23. | Падеж-работяга. | 1 |
24. | Любимая «работа» предложного падежа. | 1 |
25. | Кому принадлежат имена собственные? | 1 |
Такие разные признаки предметов | 9 | |
26. | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | 1 |
27. | «Красны девицы» и «добры молодцы». | 1 |
28. | Всё познаётся в сравнении. | 1 |
29. | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | 1 |
30. | Что из чего и для чего? | 1 |
31. | Что кому принадлежит? | 1 |
32. | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | 1 |
33. | «Крокодиловы слёзы». | 1 |
34. | Лексические загадки. | 1 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Дата урока | № | Название темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | |
по плану | коррек тировка | |||
Раздел 1. Из истории языка (2 ч) | ||||
1 | Вводный инструктаж по т/б. Старые и новые слова в языке. | - наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; - уточнять значение слова по толковому словарю; - сравнивать толкование слова в различных словарях; - формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; - самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | ||
2 | Сокровища бабушкиного сундука. | |||
Раздел 2. Загадки простого предложения (9 ч) | ||||
3 | Загадки простого предложения. | - наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; - устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; - наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений; - различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения; - исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; - осуществлять учебное сотрудничество; - контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; - составлять письменное высказывание по предложенному образцу; - оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания. | ||
4 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | |||
5 | Важные мелочи. | |||
6 | Требуется определение. | |||
7 | Важные обстоятельства. | |||
8 | Необходимо дополнить. | |||
9 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | |||
10 | Стройтесь в ряд! | |||
11 | Запятые, по местам! | |||
Раздел 3. Лабиринты грамматики (2 ч) | ||||
12 | Слово в грамматике. | - формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы. | ||
13 | Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | |||
Раздел 4. О существительных по существу (12 ч) | ||||
14 | «Лебедь белая плывёт». | - наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления; - на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке; - соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника; - воспринимать на слух и понимать информационный текст; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; - самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; - осуществлять учебное сотрудничество, контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
15 | Может ли род быть общим? | |||
16 | Инструктаж по т/б. Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | |||
17 | Как быть, если нет окончания? | |||
18 | Один, два, много. | |||
19 | Почему именительный падеж назвали именительным? | |||
20 | Как «работает» родительный падеж? | |||
21 | «Щедрый» падеж. | |||
22 | Винительный падеж — великий маскировщик. | |||
23 | Падеж-работяга. | |||
24 | Любимая «работа» предложного падежа. | |||
25 | Кому принадлежат имена собственные? | |||
Раздел 5. Такие разные признаки предметов (9 ч) | ||||
26 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | - составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; - анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом; - соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных; - контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки; - выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; - осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках; - составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; - самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; - осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности; - контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
27 | «Красны девицы» и «добры молодцы». | |||
28 | Всё познаётся в сравнении. | |||
29 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | |||
30 | Что из чего и для чего? | |||
31 | Что кому принадлежит? | |||
32 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | |||
33 | «Крокодиловы слёзы». | |||
34 | Лексические загадки. |
Согласовано. Согласовано.
Протокол заседания Зам. директора по УВР
ЛМО учителей _______ (Паламарчук В.Н.)
начальных классов ______________2016 г.
________(Сальхина С. И.)
___________2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...