Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учебно-методический материал (1 класс)

Резникова Наталья Сергеевна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Творческие способности каждого ученика различны, точно также как и их характеры. Поэтому и методы для работы с одаренными детьми выбираю творческой направленности — проблемный, поисковый, эвристический, проектный, исследовательский, - в сочетании с приемами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной деятельности. Поэтому работу с одарёнными детьми выстраиваю с помощью: диагностик, педагогического наблюдения, изучения результатов деятельности ( различные работы детей),участие в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах и др., особое внимание уделяю работу с родителями: анкетирование, учет мнений родителей.

Итак прежде всего выявляю у обучающихся к какому виду одаренности у них предпочтение, затем наблюдаю проявление того или иного вида.

Виды одаренности

Виды одаренности и их проявление

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно- личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Затем с помощью набора различных методик, выявляю определённые способности у ребёнка, на основе которых можно определить профиль одарённости и спланировать дальнейшую развивающую и коррекционную работу. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности учащегося, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться учителем. Но нецелесообразно диагностировать каждого ребенка по всем методикам. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов родителями, а также по результатам собственных наблюдений учителя. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности детей, составляю таблицу детей с особыми задатками и способностями. Затем выстраиваю работу индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Набор методик для выявления одаренности ребенка

Корректурная проба, Исключение понятий, Логическая память, Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика Тулуз-Пьерона, Методика Замбицявичене определения уровня развития детей 7-9 лет, Прогрессивные матрицы Дж. Ровена и др.

1.Методика "Корректурная проба" может применяться и для проверки состояния внимания, и для тренировки внимания.
Материал для проведения методики: бланк, секундомер, карандаш.
Инструкция: "Я Вам дам листок, на котором написаны разные буквы. Ваша задача - зачеркивать только буквы "а", "м", "к", "в". Вы должны работать как можно быстрее."
Время на работу - 4 минуты. 
По истечении каждой минуты испытатель ставит галочку на том месте, где в данный момент работает испытуемый. 
После проведения методики: вычисляется К. Формула: К=n1-n2-n3/N * 100% 
N - общее количество букв "а", "м", "к", "в". 
n1 - количество правильно зачеркнутых букв "а", "м", "к", "в".
n2 - количество пропущенных букв "а", "м", "к", "в".
n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв.
Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К.

Анализ диагностики регулятивных УУД с использованием методики «Корректурная проба»

у учащихся 2 класса. Учитель: Резникова Н.С.

Данная диагностика была проведена с целью определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок, отслеживалось умение контролировать свою деятельность.

п\п

Ф.И. уч-ся

Объем внимания

Концентрация внимания

Норма

(510 знаков)

Ниже нормы

Высокий уровень

(0-2 ошибки)

Средний уровень

(3-5 ошибки)

Низкий уровень

(более 5 ошибок)

1

2

+

4

3

+

3

4

+

0

5

+

2

6

+

1

7

+

0

8

+

3

9

+

3

10

+

3

11

+

2

12

+

3

13

+

3

14

+

1

15

+

+

16

+

2

17

18

+

0

19

20

+

+

21

+

2

22

+

0

23

+

4

24

+

+

25

+

5

26

+

0

27

28

+

2

29

+

3

30

+

3

Итого:26

Кол-во 24/92%

Кол-во 2/8%

Кол-во12/44%

Кол-во12/44%

Кол-во2/8%


Выводы: объем внимания- норма 24/92%, ниже нормы 2/8%

Концентрация внимания: высокий уровень -12/44%, средний уровень - 12/44%, низкий уровень - 2/8%

2. Методика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 

1. Лампа, фонарь, солнце, 
свеча
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. 
Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, 
пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, 
горячий
6. 
Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, 
сани
8. Москва, Киев, 
Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, 
град
10. Суп, 
кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, 
роза
12. Абрикос, персик, 
помидор, апельсин. 

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием

Данная диагностика была проведена с целью: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

п\п

Ф.И. уч-ся

Уровни

Высокий уровень

Хороший

Уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

26

+

27

+

28

+

29

+

30

+

Итого:30

Кол-во 11/37%

Кол-во

7/23%

Кол-во

8/27%

Кол-во

4/13%

Выводы: о Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями-37%; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним23%; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием27%; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием13%.

3.Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1.Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

4. нравится

бывает по-разному

нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Анализ уровня школьной мотивации Н. Лускановой 1б класса учитель: Резникова Н.С.

Результаты диагностики

Ф.И. ребёнка

Количество баллов

Уровень мотивации

1

12

н

2

23

х

3

24

х

4

24

х

5

-

-

6

25

в

7

21

х

8

27

в

9

25

в

10

16

п

11

15

п

12

10

н

13

22

х

14

14

н

15

18

п

16

19

п

17

26

в

18

10

н

19

19

п

20

35

в

21

30

в

22

24

х

23

-

-

24

22

х

25

29

в

26

24

х

27

27

в

28

20

х

29

19

п

30

24

х

Вывод:из 28 учащихся:

высокий уровень школьной мотивации-8 учащихся;

хорошая школьная мотивация-10 учащихся;

положительное отношение к школе-6 учащихся;

низкая школьная мотивация-4 учащихся;

негативное отношение к школе-0уч-ся.

4.

 Тест Тулуз–Пьерона

1. Тренировка выполнения теста

В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей.

Инструкция к тренировочному тесту: «Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа). Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня на доске. Чтобы я увидел, что вы правильно поняли, поставьте на них пальчик (показать на доске и на листке, убедиться, что все нашли указанные квадратики). Эти два квадратика — образцы. Рассмотрите их внимательно. У первого квадратика закрашен левый бочок, а у второго правый верхний уголок. Давайте посмотрим на первый квадратик, нарисованный на верхней длинной строчке. Скажите, похож ли этот квадратик на какой-нибудь из квадратиков образцов? Правильно, не похож. Чтобы показать это,

давайте его подчеркнем (подчеркните на доске и попросите сделать детей то же самое в их бланках). А

теперь давайте посмотрим на следующий квадратик. Он совпадает с каким-нибудь образцом? Правильно,

совпадает, а с каким? Со вторым! Чтобы показать, что он совпадает, давайте его зачеркнем вертикаль_

ной чертой! (зачерните на доске и попросите детей сделать так же)».

Аналогично спрашивайте детей про каждый квадратик, приведенный на доске. После того, как квадратики на

доске закончатся, предложите детям самостоятельно выполнить предложенное задание, потренировавшись до конца строки. Переспросите, все ли поняли задание. Если заметите у какого-либо ребенка ошибки, то проработайте с ним инструкцию к данному заданию еще раз. Попросите детей, когда они закончат, спокойно подождать, пока другие ребята завершат свою работу. Запомните тех из них, которые не смогли правильно понять инструкцию в процессе группового объяснения для того, чтобы в дальнейшем выяснить причину.

2. Выполнение теста

Инструкция: «По моей команде: «Начали!», — мы будем все вместе выполнять само задание. Работать

будем точно по времени. На каждую строчку я буду давать одну минуту. За одну минуту ни один из вас всю строчку сделать не успеет. Кто-то сделает столько (показать полстрочки), кто-то столько (показать чуть больше или чуть меньше). Не надо торопиться, надо работать внимательно! Как только пройдет минута, я скажу: «Стоп, пошла вторая строчка». Вы сразу переносите руку (показать на бланке, как перенести руку в начало второй строки) и начинаете делать вторую строчку. Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья строчка». После этого вы сразу переносите руку и начинаете делать третью строчку. И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками (показать на квадратики образцы), делать все то же самое, что вы только что делали: так же зачеркивать и подчеркивать. Понятно?» Если дети ответили, что им все понятно, то скажите: «Теперь все взяли ручки, поставили руку на первую строчку (проверить, чтобы это сделали все дети) и начали». По истечении 10 минут вы говорите детям: «Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет. Отдохнули, помахали руками».

5. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене

1 субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2         субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3         субтест — исследование способности устанавливать логическиесвязи и отношения между понятиями;

4         субтест — выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при  помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

Текст методики

Субтест 1.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение:

A. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

B.  В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

Г. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

Д. Самая большая птица…. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

Е. Розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).

Ж. Сова всегда спит... ( ночью, утром, днем, вечером).

3. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

И. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

К. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

  Субтест 2.

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можнообъединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.

А.        Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б.        Река, озеро, море, мост, болото.

В.        Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата,

Г.        Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д.        Тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е.        Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Ж.       Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З.         Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И.         Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

К.          Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

Субтест 3.

Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой, (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья). Примеры:

лес/деревья – библиотека (сад, двор, город, театр, книги);

бежать/стоять – кричать (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать).

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словамислева, а затем установить такую же связь в правой части.

 

Огурец / овощ………….георгин (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

Учитель / ученик………врач (шприц, таблетки, больной, палата, термометр);

Огород / морковь………сад (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы);

Цветок / ваза…………..птица (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья);

Перчатка / рука……….сапог (чулки, подошва, кожа, нога, щетка);

Темный / светлый…….мокрый (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный);
Часы / время…………..термометр (стекло, температура, кровать, больной, врач);

Машина /мотор……….лодка (река, моряк, болото, парус, волна).

Стул / деревянный……игла (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная);

Стол  / скатерть………пол (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).

 

Субтест 4.

Эти пары слов можно назвать одним названием, например:

брюки, платье… — одежда;

треугольник, квадрат... — фигура.

Придумай название к каждой паре:

а.  Метла, лопата... –

б. Окунь, карась… -

в. Лето, зима… -

г.  Огурец, помидор... -

д. Сирень, шиповник... -

е. Шкаф, диван… -

ж. День, ночь... -

з. Слон, муравей... -
и. Июнь, июль... -

к. Дерево, цветок... -

Правильные ответы:

1 субтест.


а. подошва

б. верблюд

в. 12

г. февраль

д. страус

е. цветы

ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва

2 субтест


а. фасоль

б. мост

в. песок
г. Москва

д. орешник

е. указка

ж. Нестеров

з. лебедь

и. число

к. вкусный

3 субтест


 а. георгин/цветок

б. врач /больной

в. Сад / яблоня  

г. птица / гнездо

д. сапог / нога

е. мокрый/сухой

ж. термометр /температура

з. лодка/парус  

и. игла / стальная

к. пол / ковёр

 

4 субтест

 

а. рабочие инструменты          е. мебель

б. рыба                                   ж. растение

в. время года                          з. время суток

г. овощ                                    и. животное

д.куст                                     к. месяц лета

Оценка и интерпретация результатов

1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,

умения выделять существенный признак)

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и отношения)

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

4 субтест (способность к обобщению).

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = К х 100% / 40

где  К — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100%  ОУ),

3 уровень - 31,5 - 26 баллов (79,0 - 65%),

2 уровень - 25,5 - 20 баллов (64,9 - 50%),

 

1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).


5.Методика самооценки для обучающегося КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ)

Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:

  • Да;
  • Скорее да;
  • Скорее нет;
  • Нет.

  1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.
  2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.
  3. Я люблю работать над особыми проектами.
  4. Мне нравится обсуждать разные идеи.
  5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.
  6. У меня хорошее чувство юмора.
  7. Моя работа всегда особенная.
  8. У меня появляется много идей при решении проблемы.
  9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.
  10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.
  11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.
  12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.
  13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.
  14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.
  15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.
  16. Я занимаюсь спортом и разными играми.
  17. Я хорошо занимаюсь в школе.
  18. В школе меня любят другие дети.
  19. Я понимаю и люблю других людей.
  20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми.
  21. Другие люди считают, что я умница.
  22. Я – хороший и понимающий друг.
  23. Со мной легко ладить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....