Программа "Основы проектной деятельности 3-4 класс"
проект (3 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Гимназия «Диалог»
Утверждаю
Директор ГБОУ «Гимназия «Диалог»
__________/Б.Г.Икаева/
«___»__________2017г.
Рабочая программа
проектной деятельности
(внеучебная деятельность)
«Юный исследователь»
для 3-4 классов
2017-2018 учебный год
Руководитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Коршунова Елена Михайловна
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Рабочая программа проектной деятельности «Юный исследователь» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа адресована учащимся 3-4 класса и рассчитана на 34 часа, 28ч – практические занятия, 6 ч – теоретические занятия. Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Проектная технология – одна из технологий, используемых в организации внеурочной деятельности в школах. Осуществление регулярной проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Научно-познавательное направление призвано развить у учащихся начальной школы интерес к познанию, общее представление о мире, эрудицию, мышление, сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, создать условия для самореализации учащихся.
Актуальность. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. К детям отовсюду поступает много информации, однако это не обеспечивает систематичности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач необходимо использовать групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности. Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умений и навыков работы с книгой, другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Цели программы: реализация интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем развития его исследовательских способностей.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей школьников.
- Развитие творческих способностей школьников.
- Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
- Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
- Формирование у школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования и выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- уроки-тренинги,
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность; деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Школьник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказывании;
- использовать школьные лаборатории;
- использовать микроскопы, датчики.
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
У учащегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Выпускник начальной школы получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к гимназии, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ребята научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ребенок получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
Альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Классы | Дата проведения |
1. | Объявление темы проекта № 1 по разделу: «Организм человека». | Беседа | 1 | ||
2. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
3. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
4. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
5. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
6. | Составление презентации | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
7. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
8. | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | ||
9. | Объявление тем проекта № 2 по разделу: «Разговор о правильном питании». | Беседа | 1 | ||
10. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
11. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
12. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
13. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
14. | Составление презентации | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
15. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
16. | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | ||
17. | Объявление темы проекта № 3 по разделу: «Золотой век русской культуры 19 века» | Беседа | 1 | ||
18. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
19. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
20. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
21. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
22. | Составление презентации | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
23. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
24. | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | ||
25. | Объявление темы проекта № 4 по разделу: «Моя семья». | Беседа | 1 | ||
26. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
27. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
28. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
29. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
30 | Составление презентации | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
31. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
32 | Защита ученического проекта | Конференция | 1 | ||
33. | Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме | Игры-исследования | 1 | ||
34. | Подведение итогов. Анкетирование «Выявление проектных умений» | Заседание научного объединения | 1 | ||
Календарно-тематическое планирование 4 класс | |||||
№ | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Классы | Дата проведения |
1. | Объявление темы проекта № 1 по разделу: «Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» | Беседа | 1 | ||
2. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
3. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
4. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
5. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
6. | Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
7. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
8. | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | ||
9. | Объявление тем проекта № 2 по разделу: «По страничкам истории нашей Родины» | Беседа | 1 | ||
10. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
11. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
12. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
13. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
14. | Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
15. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
16. | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | ||
17. | Объявление темы проекта № 3 по разделу: « Мир и человек» | Беседа | 1 | ||
18. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
19. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
20. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
21. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
22. | Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
23. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
24. | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | ||
25. | Объявление темы проекта № 4 по разделу: «Человек и экономика» | Беседа | 1 | ||
26. | Формирование рабочих групп | Беседа | 1 | ||
27. | План работы над проектом | Деловая игра | 1 | ||
28. | Обработка собранной информации | Круглый стол | 1 | ||
29. | Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки) | Урок-игра | 1 | ||
30. | Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме | Практическая работа (групповая) | 1 | ||
31. | Составление презентации | Практическая работа (индивидуальная) | 1 | ||
32. | Защита ученического проекта | Конференция | 1 | ||
33. | Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности | Экскурсия | 1 | ||
34. | Подведение итогов. Анкетирование «Выявление проектных умений» | Заседание научного объединения | 1 |
Содержание программы 3 класса
Раздел 1. Организм человека
Что такое организм? Какие органы есть в человеческом организме? Нервная система. Кровеносная система. Пищеварительная система. Дыхательная система. Органы выделения. Опорно-двигательная система.
Раздел 2. Разговор о правильном питании
Почему люди болеют? Что нужно есть, чтобы быть здоровым? Роль витамины в жизни человека. Режим питания школьника. Последствия употребления «вредных продуктов для детского здоровья».
Раздел 3. Золотой век русской культуры 19 в.
Просвещение и образование. Развитие науки. Литература. Театр. Балет. Музыка. Живопись и скульптура Архитектура и градостроительство.
Раздел 4. Моя семья
Семейные праздники. Семейные традиции. Пословицы о семье. Международный день семьи. Сочинение на тему: «Моя семья – моя крепость». Семейные реликвии.
Содержание программы 4 класса
Раздел 1. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем
Вводное занятие. Особенности требований к проектно-исследовательской деятельности в 4 классе. Сбор материала для исследования. Методы информационного поиска. Методы наблюдения и опыта. Методы опроса, анкетирования. Практическое занятие «Учимся анализировать, выделять главное». Что такое доклад? Как спланировать сообщение о своем исследовании.
Раздел 2. Историко-краеведческий
Старинные названия профессий. Старинные музыкальные инструменты. Из истории фамилий. Старинные русские игрушки. Откуда пошли названия городов. О чем говорит герб России. О чем говорит герб моего города.
Раздел 3. Мир и человек
Вода на земле. Почему бывают туманы. Откуда пришли названия растений. Откуда пришли названия животных. Кто и что есть на суше и на земле. Как животные предсказывают погоду. Как растения предсказывают погоду. Почему надо следить за своим здоровьем. Интересное в нашем мире.
Раздел 4. Человек и экономика
Что такое экономика. Зачем нужны деньги. Что такое бюджет. Ярмарка. Банк и валюта. Продукция и производители. График. Конкуренция. Импорт и экспорт. Что такое аукцион. Реклама. Откуда в магазине товары. Дарение и долг.
Список литературы
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,commtree/task,viewlink/linkid,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Оборудование и кадровое обеспечение программы
- Компьютер
- Принтер
- Сканер
- Мультмедиапроектор
- Фотоаппарат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....
Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время
Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...
Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"
Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...
Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности. Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Проектная деятельность" для 2 класса направлена на формирование проектной деятельности обучающихся.Проек...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....