Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litt_chten_3_klass.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленинская ОШ»
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28. 08. 2018 г. | Утверждаю Приказ № __ от 30.08.2018 г. Директор МБОУ «Ленинская ОШ» _____________ Н.Л. Минченкова |
Рабочая программа курса
«Литературное чтение»
(УМК «Школа России»)
3 класс
Учитель: Кухаренкова Светлана Вячеславна
2018-2019 учебный год
Литературное чтение
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее решения;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами ;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах,
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
В результате третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение» ученик научится:
- различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной культуры;
- соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);
- воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;
- находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации;
- составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать текст по аналогии с прочитанными;
- выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
- составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу;
- самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей под руководством взрослого.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание учебного предмета
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, народные песни; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Произведения живописи.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление вопросов по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Описание своего впечатления от произведения в форме устного высказывания.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Прогнозирование содержания произведения по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей; определение главной мысли текста; деление текста на части; выделение ключевых (опорных) слов. Алгоритм деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстами художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий, ключевые события. Вопросы по фактическому содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста подробный, выборочный.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение героев (сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений), характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, а также на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, на заданную тему. Составление рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя); высказывание по репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное обращение к словарям и справочной литературе, соответствующим возрасту. Аннотация и отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки), отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
Самое великое чудо на свете | 2 | |
Устное народное творчество | 14 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 | |
Великие русские писатели | 26 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | |
Литературные сказки | 9 | |
Поэтическая тетрадь 3 | 6 | |
Люби живое | 16 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 12 | |
По страницам детских журналов | 8 | |
Зарубежная литература | 8 | |
Итого | 136 |
Количество часов отведенных на изучение предмета:
обязательная часть – 3 ч;
часть, формируемая участниками образовательных отношений – 1 ч.
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п\п | Тема урока | Дата проведения | |
1 | Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. Знакомство с названием раздела. | ||
2 | Рукописные книги Древней Руси. | ||
3 | Первопечатник Иван Федоров. | ||
4 | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | ||
5 | Знакомство с названием раздела Русские народные песни. | ||
6 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | ||
7 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская игрушка. | ||
8 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | ||
9 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | ||
10 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | ||
11 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | ||
12 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | ||
13 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | ||
14 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | ||
15 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | ||
16 | КВН (Обобщение по разделу «Устное народное творчество»). | ||
17 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | ||
18 | Проект «Как научиться сочинять стихи.» | ||
19 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | ||
20 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | ||
21 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | ||
22 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно» | ||
23 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | ||
24 | И. З. Суриков «Детство» | ||
25 | И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природа в лирическом стихотворении. | ||
26 | Путешествие в литературную страну (обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь1») | ||
27 | Оценка достижений. | ||
28 | Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | ||
29 | А.С. Пушкин Лирические стихотворения. | ||
30 | А.С. Пушкин « Зимнее утро» | ||
31 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | ||
32 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | ||
33 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | ||
34 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | ||
35 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | ||
36 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | ||
37 | И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове | ||
38 | И.А .Крылов «Мартышка и очки» | ||
39 | И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна» | ||
40 | И.А. Крылов « Ворона и лисица» | ||
41 | М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | ||
42 | М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..» | ||
43 | М. Ю. Лермонтов «Утес», « Осень» | ||
44 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | ||
45 | Л.Н. Толстой « Акула» | ||
46 | Л.Н. Толстой « Прыжок» | ||
47 | Л.Н. Толстой « Лев и собачка» | ||
48 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» | ||
49 | Оценка достижений. | ||
50 | Литературный праздник. Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» | ||
51 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов « Славная осень!» | ||
52 | Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором» | ||
53 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | ||
54 | К.Д. Бальмонт « Золотое слово» | ||
55 | И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы | ||
56 | Развивающий час. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. | ||
57 | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин- Сибиряк . Присказка «Алёнушкины сказки» | ||
58 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ||
59 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | ||
60 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | ||
61 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | ||
62 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | ||
63 | Оценка достижений. КВН. Обобщающий урок. | ||
64 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | ||
65 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | ||
66 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||
67 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||
68 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||
69 | А.И. Куприн «Слон» | ||
70 | А.И. Куприн «Слон» | ||
71 | А.И. Куприн «Слон» | ||
72 | Обобщение по разделу «Были- небылицы». Оценка достижений. | ||
73 | Знакомство с названием раздела С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…» | ||
74 | С.Чёрный«Воробей». «Слон». | ||
75 | А.А. Блок « Ветхая избушка» | ||
76 | А.А. Блок « Сны» , « Ворона» | ||
77 | С.А. Есенин « Черёмуха» | ||
78 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Оценка достижений. | ||
79 | Знакомство с названием раздела М.М. Пришвин « Моя Родина» Сочинение на основе художественного текста | ||
80 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | ||
81 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | ||
82 | В.И .Белов « Малька провинилась» | ||
83 | В.И .Белов « Ещё раз про Мальку» | ||
84 | В.В. Бианки«Мышонок Пик» | ||
85 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | ||
86 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | ||
87 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | ||
88 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | ||
89 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | ||
90 | В. Дуров. «Наша Жучка» | ||
91 | В.П .Астафьев « Капалуха» | ||
92 | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится» | ||
93 | «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») | ||
94 | Оценка достижений. | ||
95 | Знакомство с разделом. С.Я. Маршак« Гроза днём» | ||
96 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» | ||
97 | А.Л. Барто « Разлука» | ||
98 | А.Л. Барто « В театре» | ||
99 | С.В. Михалков «Если» | ||
100 | Е.А. Благинина « Кукушка», | ||
101 | Е.А. Благинина « Котёнок» | ||
102 | «Крестики-нолики». Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь 2» | ||
103 | Оценка достижений. | ||
104 | Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | ||
105 | А.П. Платонов« Цветок на земле» | ||
106 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | ||
107 | А.П. Платонов « Ещё мама» | ||
108 | А.П. Платонов « Ещё мама» | ||
109 | М.М Зощенко « Золотые слова» | ||
110 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | ||
111 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | ||
112 | Н.Н. Носов « Федина задача» | ||
113 | Н.Н. Носов « Федина задача» | ||
114 | Н.Н. Носов « Телефон» | ||
115 | В, Драгунский «Друг детства» | ||
116 | Обобщение по разделу « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | ||
117 | Оценка достижений. | ||
118 | Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | ||
119 | Ю.И. Ермолаев « Проговорился» | ||
120 | Ю.И. Ермолаев « Воспитатели» | ||
121 | Г.Б. Остер « Вредные советы» | ||
122 | Г.Б. Остер « Как получаются легенды» | ||
123 | Р. Сеф « Весёлые стихи» | ||
124 | Обобщение по разделу. « По страницам детских журналов» | ||
125 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | ||
126 | Знакомство с разделом «Мифы Древней Греции». | ||
127 | Мифы Древней Греции. | ||
128 | Мифы Древней Греции. | ||
129 | Мифы Древней Греции. | ||
131 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | ||
132 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | ||
133 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | ||
134 | Оценка достижений | ||
135 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | ||
136 | Обобщение за курс 3 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ
Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ...
Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....
Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа 3 класс по литературному чтению
В рабочей программе представлены все разделы по ФГОС, также есть календарно - тематическое планирование. ( 3 класс , программа 2100 , 4 часа в неделю )...
Рабочая программа 3 класс по литературному чтению с учетом ФГОС
программа составлена с учетом методписьма и локальным актом...