ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В 7 СЕМЬЕ «РЯБИНКА»
проект

Витязева Марина Владимировна

Актуальность проекта:

Начало систематического обучения ребенка в школе  связано с изменением  социальной ситуации,  социального статуса,  а также  изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

Федеральные государственные образовательные стандарты  второго поколения говорят о том, что  школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались  условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrovaya_zona_16-17g.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Школа с.Белоярск

ПРОЕКТ

 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В 7 СЕМЬЕ «РЯБИНКА»

РАЗРАБОТАЛА:

 воспитатель Витязева М.В.

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У педагога есть прекрасная

 возможность: научить детей

 «В одно мгновенье — видеть вечность,

 Огромный мир — в зерне песка.

 В единой капле — бесконечность,

 И небо в чашечке цветка»

Уильям Блейк

 Актуальность проекта:

Начало систематического обучения ребенка в школе  связано с изменением  социальной ситуации,  социального статуса,  а также  изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

Федеральные государственные образовательные стандарты  второго поколения говорят о том, что  школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались  условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

Важными аспектами при создании предметно-развивающей среды для детей младшего школьного возраста в МОУ Школа с. Белоярск являются:

1. Требования  ФГОС второго  поколения.

2. Региональное расположение школы  в условиях Крайнего Севера:

  • низкий температурный режим, не позволяющий в полной мере осуществлять организацию прогулок на свежем воздухе;
  • вынужденное пребывание детей в помещении школы на протяжении  дня - с 8.30 - до 13.30 часов;
  • короткий световой день в осенне-зимний период;
  • короткое лето (1 – 1,5 месяца) и продолжительная зима около (9 месяцев).
  • В игровую предметно - развивающую среду входят следующие зоны:
  •  Учебная зона;
  • Игровой центр;

Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр. Пол игровой зоны застелен ковром, поэтому дети могут играть сидя. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа».  В свободное время ребята любят посидеть в игровом уголке с книжкой, играть в лото, домино, шашки и т.д.

  • Коррекционная (социальная) зона.

Одной из задач ИСТ является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает  полку в классе для занятий. Здесь размещены различные  дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика,  пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.

  • Зона отдыха.

Большинство детей находятся в школе 6 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникла проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся телевизор. Во время просмотра дети сидят на диванах, креслах. Учащиеся  любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.

  • Зона «Шедевры маленькой души»

Зона «Шедевры маленькой души» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости.

Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

  • Зона «Островок безопасности»

Организация и использование всей игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное  напряжение.

Именно поэтому оформление помещения в интернате  играет большую роль в воспитании детей. Воспитанник  находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

        В связи с введением ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы школьного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы школьного образования, направленных на достижение планируемых результатов школьного образования интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- высокое качество школьного образования, его доступность, открытость
и привлекательность для детей;

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Исходя из этого был разработан проект организации предметно-развивающей среды в условиях ФГОС.

Цель проекта

Создание предметно-развивающей среды (игровой зоны) с целью обеспечения лучшей психофизической адаптации и полноценного развития воспитанников.

Задачи проекта

1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

2. Овладение навыками учебной деятельности.

3. Установление контакта воспитателя с воспитанниками.

4. Решение проблемы  адаптации младших школьников.

5.Формирование адекватного поведения.

6.Повышение интереса к учебе.

Перспективы: 

Создание комфортной, здоровье сберегающей, эстетичной, развивающей, разнообразной предметно-пространственной среды, соответствующей уровню технологического развития общества и потребностям современных детей в условиях ИСТ в нашей семье.

Паспорт проекта

Проект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды в ИСТ для младших школьников.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники: воспитатели Витязева Марина Владимировна, Поге Лидия Максимовна.

Цель проекта: Создание предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии к требованиям ФГОС.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие школьников;

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности школьников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в ИСТ.

Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.

Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет  воспитанникам  легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Этапы проекта:

I    этап:

Формирование проблемы, цели задач проекта.          

II этап:  

Практическая реализация проекта.
III этап:

Подведение итогов.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1.  изучены новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие школьников.
  2. организована предметно-развивающей среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. сформированы понятия: предметно-развивающая среда, принципы построения предметно-развивающей среды, функции предметно-развивающей среды, а также практические навыки в построении в группах предметно-развивающей среды соответственно ФГОС.

Месяц

 Этапы и мероприятия реализации проекта

Сентябрь

 Ролевые игры «Почта», «Больница», «Семья». Уголок творчества.

Октябрь

Ролевые игры «Салон красоты»,  

«Островок безопасности».

 Ноябрь

Ролевая игра «Школа», Дидактические игры,

 Декабрь

 Уголок «Ямал мой дом», национальные игры. Уголок ряженья, театр.

Январь

Ролевая игра «Магазин», снежные фигуры.

Февраль

«Патриот России»

Март

«Лаборатория », «Времена года»

Апрель

«Зеленая планета», рассада цветов.

Май

Расширение и пополнение игровых зон новыми играми, в соответствии с изучением новых знаний.

Ожидаемые результаты

Организация игр в интернате позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

Все это помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Планируемый результат - это благоприятное течение периода адаптации учащихся начальных классов в школе.

Оценка эффективности проекта:

- обеспечение  целостности педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.

Заключение

Мы  постараемся  спроектировать  предметно-развивающую  среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.

Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ученика, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет нашим педагогам  решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование ученика в школе многогранно.

Поэтому при организации такой среды мы учли соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть учли требования к зданию, участкам, функциональным помещениям школы, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.

Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде. Поэтому для нормального развития школьника пытались спроектировать его предметное окружение с масштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.

Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации мы учли  два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей.

Для сохранения здоровья в предметно-развивающую среду мы включили следующее:

-предметную среду по оздоровлению детей, профилактике заболеваний;

-среду для формирования привычек здорового образа жизни.

Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.

С целью развивающей направленности предметной среды мы учли следующие условия:

-сочетание многофункциональных и легко трансформируемых элементов;

-доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;

-возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Предметно - развивающая среда

Сообщение из опыта работы...

Проект "Коррекционный уголок, как часть предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете"

Педагогический проект, выполненый логопедом,который можно в дальнейшем применять на практиеке....

Проект " Предметно-развивающая среда спортивного зала"

В условиях введения ФГОС  ООО успешное решение физкультурно-оздоровительных задач в работе с детьми  с ОВЗ, в большей мере зависит от развивающей предметно-пространственной среды физкультурн...

проект «Предметно – развивающая среда»

проект «Предметно – развивающая среда»...

Проект предметно-развивающей среды учебного кабинета начальных классов

Проект предметно-развивающей среды учебного кабинета начальных классов...

Инновационный проект «Развитие Интерната на 2021-22 учебный год» Тема « Оформление холла семьи «Рябинка»

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Главная цель организации работы, направленна на овладение эстетической культуры, для  прио...