Программа "Мир логики"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Тищенко Марина Витальевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

«Мир логики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан – Удэ

2018г.

Пояснительная записка

         Рабочая программа к курсу «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

-Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

-В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики Холодовой О.А.

- При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  •  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  •  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  •  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  •  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  •  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, объективно оценивать свою работу;

 

 

 

 

Особенности организации учебного процесса.

       Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у детей. Используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Задания условно можно разбить на несколько групп:

  •  задания на развитие внимания;
  •  задания на развитие памяти;
  •  задания на совершенствование воображения;
  •  задания на развитие логического мышления.

 

Задания на развитие внимания

       К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться.

.

 

Задания, развивающие память

     Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено на материале, включающем задания геометрического характера;

  •  дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий.
  •  выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  •  вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  •  выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  •  выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  •  деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  •  складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Задания, развивающие мышление

    Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

 

 

 

 

 «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания.

РАЗМИНКА

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию необходимых качеств, но и позволяют углублять знанияразнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Ожидаемый результат:

учащиеся научатся:

  • Целенаправленно сосредотачиваться;
  • Строить правильные суждения;
  • Сравнивать различные объекты;
  • Выполнять простые виды анализа и синтеза;
  • Устанавливать связи между понятиями;
  • Работать в группе.

Ожидаемые результаты прохождения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

 

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметныхрезультататов :

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Регулятивные УУД:

  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметных результатов:

  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность событий;

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

  •  прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  •  пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  •  рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  •  контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

  •  тестирование;
  •  практические работы;
  •  творческие работы учащихся;
  •  контрольные задания.

Содержание программы

Графический диктант

    Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, ко­торые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти

Выполняя задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти

В силу возрастных особенностей предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, вы­деление главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения.

Задания по перекладыванию спичек

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

 

 

 

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

 

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

10

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

4

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

4

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

4

Итого:

33

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 

Тема,

тип урока, форма проведения

Предметные результаты

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)


 


 

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.


 

Выделятьзакономерности, завершать схемы.


 

Анализироватьситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.


 

Называть предметы по описанию.


 

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


 

Объяснять значение слов и выражений.


 

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


 

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


 

Составлять и преобразовывать фигуры.


 

Объяснять значение слов и выражений.


 

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


 

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


 

Определять на глаз размеры предмета.


 

Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве


 

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

 

 

 

 

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 

 

 

 

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 

 

 

 

 

 

 

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

 

 

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

 

 

 

 

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

 

 

 

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

 

 

 

 

 

 

  • Слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Читать и пересказывать текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Проговаривать последовательность действий.

 

 

 

 

 

 

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Цвет, форма, размер, материал.

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Цвет, форма, размер, материал.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа.

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа.

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Раньше-позже.

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Совокупность предметов.

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Расположение предметов в пространстве.

9

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Расположение предметов в пространстве.

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Сказочные поезда.

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Сказочные поезда.

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Цепочки.

15

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Цепочки.

16

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Последовательность событий.

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Последовательность событий.

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Шифровка.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.


 

Выделять черты сходства и различия


 

Описывать признаки геометрических фигур.


 

Находить и выделять признаки разных предметов.


 

Узнавать предметы по их признакам.


 

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.


 

Ориентироваться в пространстве листа.


 

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


 

Давать несложные определения понятиям.


 

Определять на глаз размеры предмета.


 

Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве


 

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Шифровка.

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Задачи - шутки.

21

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Задачи - шутки.

22

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Точка. Прямая. Кривая.

23

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Точка. Прямая. Кривая.

24

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Луч, отрезок.

25

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Луч, отрезок.

26

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Угол. Стороны, вершины углов.

27

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Угол. Стороны, вершины углов.

28

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

29

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Математическая викторина.

31

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Решение логических задач.

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Решение логических задач.

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

 

 

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Материально-техническое:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран

Учебные и методические пособия:

  1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2013.
  2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2013.

Наглядно-дидактические пособия

  1. Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
  2. Пазлы, разрезные картинки
  3. Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

 

Список литературы

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2009

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.

Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007

Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2009

Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.

Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Мир логики"50.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мир логики»

г. Улан – Удэ

2018г.

Пояснительная записка

         Рабочая программа к курсу «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

-Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

-В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики Холодовой О.А.

- При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  •  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  •  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  •  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  •  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  •  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, объективно оценивать свою работу;

Особенности организации учебного процесса.

       Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у детей. Используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Задания условно можно разбить на несколько групп:

  •  задания на развитие внимания;
  •  задания на развитие памяти;
  •  задания на совершенствование воображения;
  •  задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

       К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться.

.

Задания, развивающие память

     Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено на материале, включающем задания геометрического характера;

  •  дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий.
  •  выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  •  вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  •  выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  •  выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  •  деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  •  складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Задания, развивающие мышление

    Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

 «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания.

РАЗМИНКА

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию необходимых качеств, но и позволяют углублять знанияразнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Ожидаемый результат:

учащиеся научатся:

  • Целенаправленно сосредотачиваться;
  • Строить правильные суждения;
  • Сравнивать различные объекты;
  • Выполнять простые виды анализа и синтеза;
  • Устанавливать связи между понятиями;
  • Работать в группе.

Ожидаемые результаты прохождения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметныхрезультататов :

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Регулятивные УУД:

  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметных результатов:

  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность событий;

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

  •  прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  •  пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  •  рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  •  контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

  •  тестирование;
  •  практические работы;
  •  творческие работы учащихся;
  •  контрольные задания.

Содержание программы

Графический диктант

    Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти

Выполняя задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти

В силу возрастных особенностей предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения.

Задания по перекладыванию спичек

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

10

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

4

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

4

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

4

Итого:

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема,

тип урока, форма проведения

Предметные результаты

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)



Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.


Выделятьзакономерности, завершать схемы.


Анализироватьситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


Объяснять значение слов и выражений.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Составлять и преобразовывать фигуры.


Объяснять значение слов и выражений.


Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве


Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Цвет, форма, размер, материал.

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Цвет, форма, размер, материал.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа.

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа.

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Раньше-позже.

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Совокупность предметов.

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Расположение предметов в пространстве.

9

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Расположение предметов в пространстве.

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Сказочные поезда.

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Сказочные поезда.

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Цепочки.

15

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Цепочки.

16

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Последовательность событий.

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Последовательность событий.

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Шифровка.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.


Выделять черты сходства и различия


Описывать признаки геометрических фигур.


Находить и выделять признаки разных предметов.


Узнавать предметы по их признакам.


Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.


Ориентироваться в пространстве листа.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Давать несложные определения понятиям.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве


Излагать свои мысли ясно и последовательно.

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Шифровка.

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Задачи - шутки.

21

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Задачи - шутки.

22

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Точка. Прямая. Кривая.

23

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Точка. Прямая. Кривая.

24

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Луч, отрезок.

25

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Луч, отрезок.

26

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Угол. Стороны, вершины углов.

27

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Угол. Стороны, вершины углов.

28

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

29

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Математическая викторина.

31

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Решение логических задач.

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Решение логических задач.

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий.

Учебно-методическое обеспечение

Материально-техническое:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран

Учебные и методические пособия:

  1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2013.
  2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2013.

Наглядно-дидактические пособия

  1. Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
  2. Пазлы, разрезные картинки
  3. Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

Список литературы

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2009

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.

Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007

Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2009

Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.

Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "В мире логики"

Программа составлена в соавторстве с учителем начальных классов ГОУ СОШ №661 Санкт-Петербурга. Данная программа может быть реализована в рамках кружка. Представлено тематическое планирование, планируе...

Найди недостающую фигуру ( логика)

Материал для развития логического мышления, внимания.Можно использовать на ИД....

Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"

Программа рассчитана для 2 класса.  Требования ФГОС соблюдены. ...

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и логике.

Этот материал будет полезен учителям второго класса начальной школы при закреплении, обобщении и систематизации знаний: правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова,части речи, раз...

Методические рекомендации для учителей и родителей "Развиваем логику"

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логич...

Логика

Задачи для развития логического мышления...

Математическая газета "Логика" в рамках кружка "Логика" - II год обучения

Данный материал может использоваться как занимательные минутки на уроке математики, либо в кружковой работе....