Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и логике.
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Этот материал будет полезен учителям второго класса начальной школы при закреплении, обобщении и систематизации знаний: правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова,части речи, разбор предложения, фонетический разбор слова и др...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku..docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа № 18

г. Москва

Конспект интегрированного урока русского языка по теме:

 «Закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных ранее».

2 класс.

Учитель: Алабина Раиса Игнатьевна

Цели урока. Обобщить, закрепить и систематизировать знания по русскому языку,

                       полученные ранее; способствовать формированию навыков грамотного

                       письма, развивать речь детей и обогащать их словарный запас.

                       Закрепить и обобщить знания детей, полученные на уроках по окружаю-

                       щему миру, пополнить знания детей новыми сведениями, способствовать

                       развитию интереса к предмету.

                       Развивать логическое мышление: умение анализировать понятия,

                       выделять существенные признаки, делать выводы, устанавливать

                       причинно-следственные связи.

                       Учить детей любить и беречь родную природу.

     

                                                      Ход урока.

1.  Организация класса.

2.  Сообщение темы и целей урока.

     ---Сегодня на уроке мы с вами будем повторять, обобщать и закреплять материал, пройденный ранее. Говоря о правилах русского языка, мы вспомним  и многое из того, о чём говорили на уроках по окружающему миру и логике. Это будет урок -  путешествие, урок – экскурсия, на котором надо быть очень внимательными и собранными, чтобы всё понять, запомнить и потом рассказать. Готовы? Тогда начнём.

3. Закрепление пройденного материала.

----- Мы с вами отправляемся в природное сообщество, в котором обитает много разных животных, произрастает много различных растений и грибов. Что же это за природное сообщество, как его назвать одним словом? Правильно. Это лес.

           Лес точно терем расписной,

           Лиловый, золотой, багряный,

           Стоит над солнечной поляной

           Заворожённый тишиной.

1). Минутка чистописания.

---- Какая буква начинает слово лес? Что такое буква?  А звук? Что вы можете сказать про букву эль? (  Она обозначает 2 согласных звука: один твёрдый, а другой мягкий, и оба они звонкие ).  Что вы знаете о согласном звуке?

----Спиши буквы, сочетания с этой буквой и слова, записанные на доске. ( Указать на типичные ошибки , при написании буквы л.

Лл . Лл . Лл.

ал . ол . ил.

липа клевер клён улитка лось лягушка

Лес – наше богатство. Берегите лес!

----Поставьте ударение в словах, разделите их на слоги и подчеркните  в  1 слове гласные буквы, во 2 – согласные буквы, в 3 – буквы на месте мягких и твёрдых согласных звуков, в 4 слове – буквы на месте звонких и глухих согласных звуков, в 5 – гласные буквы, в 6 – согласные буквы.

-----Почему именно эти слова я написала? А ещё почему? На какие  группы и по какому признаку можно поделить эти слова? Какие из данных слов нельзя перенести? Как в русском языке переносятся слова?

-----Ребята, а что такое предложение? Спишите предложения, которые написаны после слов. Скажите, почему лес надо беречь?

----- Какие по интонации и по цели высказывания бывают предложения? Охарактеризуйте по этим критериям данные предложения.

2). Закрепление правил правописания.

----В наших лесах обитает много разных животных. Одно из них известно всем, оно является героиней многих русских народных сказок.

----Отгадайте загадку и назовите это животное.

       Эта рыжая плутовка

       И коварна, и хитра.

       Быстрых зайцев ловит ловко

       Кур ворует со двора.

       И мышами поживиться

       Любит шустрая …

----Лисица --- это хищное животное с острой мордой и пушистым хвостом. Почему это хищное животное? Какие сказки про лису вы знаете?

----Запишите слово лисица. Какая орфограмма есть в этом слове? Как проверить безударную гласную? Запишите рядом со словом лисица, через запятую, проверочное слово лисы.

----Какие ещё родственные слова можно подобрать к слову лисица?

----Какие слова мы называем родственными?

     Лисица, лисы, лисонька, лисичка, лисий.

----Выделите корень.

----Какое слово в этом ряду может быть не родственным и почему?

Лисичка – это ещё и гриб.  А почему этот гриб назвали лисичкой?

3). Работа с веерами. Правописание безударных гласных.

-----Ребята, а какое слово в этом ряду лишнее и почему? Лисий. Это прилагательное.

-----Вспомните загадку про лису и скажите, какими прилагательными мы можем описать лису, рассказать о ней? Лиса какая?

рыжая

хитрая

шустрая

ловкая

умная

раненая

большая

коварная

убитая

---А что делают прилагательные с нашей речью? Украшают её и делают образной.

----Лисичка хочет проверить, а сможете ли вы заменить 2 слова одним прилагательным?

бусы из рябины  - рябиновые

сироп из клёна – кленовый

запах от грибов – грибной

след волка - волчий

----А что лиса может делать?

л.вить

б.жать

искать

дог.нять

лакомиться

в.р.вать

душ.ть

бр.дить

л.нять

мышковать

Какие буквы пропущены в этих словах? Как их проверить? Какой частью речи являются эти слова в русском языке?

_На доске ( или экране ) появляются эти слова с пропущенными буквами.

Что значить мышковать?  Искать мышей.

 Вставьте пропущенные буквы и назовите проверочные слова.

4) Работа с предложением.

--- Наша лисонька приготовила для вас предложение, да оно всё рассыпалось. Соберите его, запишите и разберите по членам предложения.

ловко, плутовка, зайцев, рыжая, ловит

Рыжая плутовка ловит зайцев ловко.

5) Грамматическая арифметика. Проверка безударных гласных и парных согласных.

 Лисичка живёт в лесу рядом со многими другими животными, потому что одному в жизни выжить очень сложно.

И , если вы отгадаете задание, которое вам предлагает грамматическая арифметика, вы узнаете, кто ещё пожаловал к нам на урок.

коза – ко + яц =      заяц                                          г.лодный

возле – зле + лк = волк                                          к.с.лапый

медь – ь + ведь =  медведь                                  к.лючий

ёлка – лка  + ж =  ёж                                            к.сой

-----Как одним словом можно назвать все эти слова? Почему это дикие животные?

-----Правописание каких орфограмм надо знать ,чтобы правильно написать эти слова?

-----Как проверить парную согласную в слове? Назовите проверочные слова.

-----Подберите к этим словам слова из второго столбика и запишите получившиеся словосочетания, вставив пропущенные безударные гласные.

6) Решение анаграмм. Фонетический разбор.

Наши гости предлагают вам отгадать анаграммы – особые литературные формы, где все буквы переставлены местами. Отгадав их, вы сможете назвать других обитателей леса.

овас                                    сова

кжу                                     жук

торк                                  крот

кашым                              мышка

 

--- Представители каких групп животных пожаловали к нам на урок?  Назовите главные признаки этих групп животных?

 Выпишите слово, которое обозначает насекомое и сделайте фонетический разбор этого слова.

жук – 1 сл., 1 гл., 2 согл.

ж –[ж ]-  согл. тв. непарн., зв. парн.

у -  [у ] - гл. ударн.

к - [к ] -  согл. тв. парн.,глух. парн.

-------------

3 б.,3 зв.

7). Отгадывание ребусов.

ЛК

                         липа" ст

волк                    лист

8) Интересные сведения.

Дрова, заготовленные зимой лучше горят, так  как в них меньше влаги.

След  медведя похож на человечий.

Землеройку  не ест ни лиса, ни хорь, так как она имеет резкий запах мускуса, который не переносят хищные звери

Ёж   с осени спит, зарывшись  в гнезде из сухих листьев и травы.

Зайцу бежать легче в гору, чем с горы, так как передние лапы короче задних.

Муравьи закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются в кучу.

Лягушки зимой уходят под воду, забиваются под камни, в ямы, в тину или под мох и спят до весны.

9) Самостоятельная работа.

---Наш урок подходит к концу. Мы многое повторили, много сделали. Вам осталось выполнить одно задание, которое вам предлагает мудрая сова.

 

----У  каждого из вас на парте лежит листочек со словами, в которых пропущены буквы. Вы должны их вставить, объяснив правило правописания.

       Уж.,  яг.ды, гр.бы,  ду.,  берё.ка,  в.рона,  вдру.,  яго.ка,  с.ница,  доро.ка,  тро.ка,  ска.ка,  цв.ток.

Выполненную работу нужно вложить в тетрадку.

4. Итоги урока.

-----Вот и закончилась наш урок - экскурсия в лес.

        Кружат листья над дорожкой

        Лес прозрачен и багрян

        Хорошо бродить с лукошком

        Вдоль опушек и полян!

        Мы идём и под ногами

        Слышим шорох золотой

        Пахнет влажными грибами,    

        Пахнет свежестью лесной!

 ---- Вам понравился урок? Чем он вам запомниться?

 ----Чем мы с вами  занимались на уроке? Какие правила русского языка повторили? Какие умения совершенствовали? Что нового узнали?

       

       Выставление оценок .

       Домашнее задание.  Придумать задания по русскому языку по теме: «Птицы – наши друзья».

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме....

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Олимпиадные задания по математике, русскому языку, окружающему миру, логике с 1-4 класс

Олимпиадные задания по математике, русскому языку, окружающему миру, логике с 1-4 класс...

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству Тема: « Закрепление написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне».

Это разработка интегрированного урока пр русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству. На уроке закрепляются темы: " Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гл...

Открытый интегрированный урок по русскому языку-окружающему миру

Открытый интегрированный урок по русскому языку-окружающему миру...