Модифицированная программа "В мире логики"
презентация по теме

Попова Марина Михайловна

Программа составлена в соавторстве с учителем начальных классов ГОУ СОШ №661 Санкт-Петербурга. Данная программа может быть реализована в рамках кружка. Представлено тематическое планирование, планируемые результаты, методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon V_mire_logiki.doc95 КБ
Office presentation icon V_mire_logiki.ppt302 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение                                          средней общеобразовательной школы № 661

Приморского  района

                                                                                               

      «Согласовано»                                                             «Утверждено»

_____________________                                           ___________________

_____________________                                           ___________________

«____»   ________20    г.                                           «____»  _______20    г.

Дополнительная образовательная программа

                                         

                                            «В МИРЕ ЛОГИКИ»

                                                                                  учебная программа

                                                                                  для детей 7-10 лет

                                                                                     срок реализации 1 год

                                   

                      Составители:  

                                     Попова М.М.    (педагог дополнительного образования)

                                      Колпаченко И.М. (педагог дополнительного образования)

Санкт-Петербург

2010 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного  кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных  задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально- волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Развитие мышления в начальной школе – дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, дискуссией и инсайдом (выброс информации), осознанным и подсознательным. Очевидно, для этих целей не годится традиционный учебник.

Предлагаемая программа представляет собой игры и упражнения тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические качества ребёнка (память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, разные виды мышления) и личностную сферу ребёнка.

Направленность данной программы - способствовать формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.

Данный курс построен с опорой на основное требование стандартов нового поколения: обеспечение развития универсальных учебных действий  (УУД), использование мультимедийных технологий, что и является его  новизной.

Одним из требований стандартов второго поколения  является оптимизация общекультурного, личностного и познавательного развития детей. Актуальность данной программы  состоит  в формировании способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, что позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Исходя из этого, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемый курс поможет школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на личностно- мотивационную сферу. Работая с заданиями, учитель имеет возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале курса  выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце   изучаемого курса учащиеся не только работают  самостоятельно, но и сами могут создавать подобные задания и упражнения. Занятия по курсу построены так, что один вид деятельности сменяется другим - это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Данный курс развивающих занятий нацелен  на решение творческих задач и интеллектуально – личностно – деятельностное   развитие младших школьников. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • образовательные:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);

  • развивающие:

- развитие логического, эвристического, творческого мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма,  переключение, самоконтроль и т.д.);

- развитие памяти (расширение объёма, формирования навыков запоминания, развитие смысловой памяти);  

- развитее пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие личностной сферы;

  • воспитательные:

- целенаправленное формирование общекультурной и гражданской личности;

- создание благоприятных условий для формирования коммуникативной компетентности и толерантного отношения к окружающим;

- формирование учебной мотивации.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она направлена не только на повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, но и с учётом требований новых стандартов способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), коммуникативной компетентности и толерантности младших школьников.

Программа условно разделена на 7 взаимосвязанных этапов и рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет. Срок реализации программы – один год. Программа может быть реализована в любом классе начальной школы. Содержание занятий в каждом классе будет отличаться типом и уровнем сложности используемых заданий и упражнений с учётом возрастных особенностей учащихся.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, как факультатив или кружок,

по 30-40 минут.

         В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты: учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений, разовьют некоторые психические процессы (память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, разные виды мышления) и личностную сферу ребёнка, научатся решать учебно-практические задачи на основе универсальных учебных действий (УУД), повысят уровень коммуникативной компетентности и толерантного отношения к окружающим.

В качестве способа определения результативности программы предлагаются тестовые работы и соотнесение результатов тестирования с критериями сформированности умений. Умения  рассматриваются по 6 направлениям:

I.  Оперирование признаками предметов.

II. Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, ограничение, конкретизация.

III. Определения.

IV. Алгоритмы.

V.  Классификация.

VI. Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства).

Программа составлена на основе следующих принципов:

  1. Обучение ведётся преимущественно на наглядно-действенной и наглядно-образной основе;
  2. Детям даётся не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений;
  3. Обучение ведётся на материале математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, а также на жизненном материале, знакомом учащимся;
  4. Уровень  абстрактности дидактического материала постепенно повышается;
  5. Обучаясь, дети должны получать полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие;
  6. Работа на каждом занятии строиться так, чтобы её результатом было согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического  мышления.

Итоги реализации программы  подводятся в форме тестовых заданий для проверки умений учащихся и семинаров представлением учащимися презентаций по выбранной теме.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема, раздел

Кол-во часов

на теорию

на практику

1.

Вводная беседа. Знаю. Умею. Хочу знать.

0,5ч.

0,5ч.

2.

Оперирование признаками предметов.

1

8

3.

Описания и определения объектов.

1

7

4.

Классификация объектов.

1

4

5.

Систематизация, упорядочивание совокупности объектов.

1

4

6.

Кванторы.

0,5ч.

0,5ч.

7.

Умозаключения и доказательства.

1

6

6часов

30часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (36 часов)

  1. Вводная беседа. Знаю. Умею. Хочу знать.- 1 час.

В ходе беседы учащиеся  выясняют свой уровень развития эвристического мышления, получают первоначальные представления о том, чем они будут заниматься, определяют цель занятий.

Даются задания различных типов: составление слов из букв предложенного слова, шарады, складывание фигур из отдельных элементов, просматривание закономерностей.  

  1. Оперирование признаками предметов.- 9 часов.

Занятия №№2-10 посвящены в основном оперированию признаками предметов: выделению признаков, сравнению, установлению сходства и различия, распознаванию предметов по их признакам.  

  1. Описания и определения объектов. – 8 часов.  

На занятиях  №№11-18 ученики получают представления об описаниях ( в том числе и алгоритмического типа) и определениях. Специальное внимание уделяется определениям через род и видовое отличие.

  1. Классификация объектов.- 5 часов.

Занятия №№19-23 посвящены различным формам систематизации материала: классификациям, сериациям, смешанным видам систематизации.

  1. Систематизация, упорядочивание совокупности объектов.- 5 часов. 
  2. Кванторы.- 1 час.

В занятиях с №24 по №29 рассматриваются логические операции-конъюнкция (И), дизъюнкция (ИЛИ), отрицание, а также- кванторы общности и существования (ВСЕ и НЕКОТОРЫЕ).

  1. Умозаключения и доказательства.- 7 часов.

На занятиях №№30-34 закладываются первоначальные основы грамотного дедуктивного мышления: даются представления о логическом следовании, об основных формах дедуктивных умозаключений, об их инвариантности  относительно конкретного содержания, о зависимости результатов логического вывода от правильности (по форме) рассуждения и истинности посылок; предлагаются задания на проведении е простейших доказательств и опровержений.

На последних занятиях №№35-36 учащимся предлагается поупражняться в решении логических задач.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Тема

Форма

Приёмы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Вводная беседа. Знаю. Умею. Хочу знать (ЗУХ).

-беседа

-коллективная

-индивидуальная

-мультимедийные образовательные продукты (МОП)

-анкетирование

-кластер

-наблюдение

-исследование

-программирование

-наглядный        

-набор геометрических фигур

-таблица ЗУХ (маркировочная таблица)

-flash game:

Собери узор,

Крестики-нолики.

Индивидуальное составление

таблицы

 «Знаю. Умею.

  Хочу знать».

2

Оперирование признаками предметов.

-беседа

-игра

-инсценировка

-групповая

-парная

-МОП

-анализ

-синтез

-наблюдение

-наглядный

-набор каточек с буквами и числами

-набор геометрических фигур

-ребусы

-палиндромы

-анаграммы

-графические диктанты

- flash game:

Рассели жильцов,

Продолжи закономерность,

Геометрические тела, Разноцветные шары.

-аукцион загадок

-инсценирование

3

Описания и определения объектов.

-беседа

-игра

-коллективная

-индивидуально-обособленная

-парная

-МОП

-алгоритм

-аудиовизуальный

-анализ

-синтез

-частично-поисковый (эвристический)

-фонотека

-иллюстрации

-географическая карта

-стихи А.С.Пушкина

-набор цифр

-ребусы

-шарады

-набор геометрических фигур

-план-сетка

-муз.инструменты

- flash game:

Семафорная азбука,

Построчный алгоритм «Как почистить ковёр»,

Пошаговый алгоритм «Как заварить чай»,

Алгоритм волшебного кубика.

-конкурс кроссвордов

4

Классификация объектов.

-беседа

-групповая

-парная

-индивидуальная

-МОП

-графический

-алгоритмический

-анализ

-синтез

-наблюдение

-набор геометрических фигур

-календарь

-толковый словарь

-иллюстрации птиц, грибов, кустарников, продуктов, мебели, посуды

-компас

-набор каточек с цифрами

-танграмм

-пословицы

-схемы классификаций

- flash game:

Соотнеси пословицу и значение,

Восстанови текст,

Играй и учись,

Про фигуры.

-выставка работ «Геометрическая мозаика» (танграмм)

5

Систематизация, упорядочивание совокупности объектов.

-беседа

-коллективная

-групповая

-МОП

-индукция

-дедукция

-графический

-наблюдение

-наглядный

-шифровки

-лабиринты

-породы собак

-схемы разбора сущ., множеств и т.д.

-набор каточек с числами

-набор геометрических фигур

-планы разборов

-таблицы закономерностей

- flash game:

Угадай число,

Выбор слов, обозн предмет,

Восстанови значение выражения, Шифровальщик.

-книжка-малышка логических задач

6

Кванторы.

-беседа

-игра

-коллективная

-индивидуальная

-МОП и ЦОР

-индукция

-дедукция

-кванторы общности и существования

-набор геометрических фигур

-таблицы погоды --flash game:

Выбери верное утверждение,

Можно или нельзя, «Невозможные» фигуры,

«Квант» задачи на сообразительн.

Блеф -клуб

7

Умозаключения и доказательства.

-беседа

-тесты

-коллективная

-индивидуальная

-индукция

-дедукция

-графический

-тестирование

-математический (обработка тестов)

-анаграммы

-набор геометрических фигур

-набор каточек с буквами и числами

-таблицы-домики

-схемы множеств и действий с ними

-задачи-рассуждения

-сюжетные картинки

-тестовые задания

- flash game:

Взаимосвязь костюма климатических условий, Разумный мышонок, Магический квадрат,      Подбор числа к рисунку.

-тестирование

-коллоквиум

Список использованной литературы

Литература для учителя:

  1. Савенков А.Н.  Маленький исследователь. Как научить маленького школьника приобретать знания. Ярославль. Академия развития: Академия Холдинг; 2002.
  2. Бондаренко А.К.  Воспитание детей в игре. Москва: Просвещение; 1983.
  3. Зинковский В.В.  Психология детства. Москва; 1995.
  4. Шатилова М.Ю.  Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Бетенькова Н.М.  Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: кн. для учителя. Москва: Просвещение. 1994.
  6. Юдин Г.Н.  Заниматика. Москва: Росмэн, 1995.
  7. Полникова М.Ю., Ивашова О.А.  Литературные задачи по математике для 1-4классов. «Сколько вёсел у овцы?» Москва: Просвещение, 1995.
  8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.  Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.
  9. Калугин М.А.  После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Полякова А.В. Превращения слов. Книга для уч-ся начальных      классов. Москва: Просвещение, 1991.
  11. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель,2009.
  12. Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе. Волгоград:Учитель,2009.
  13. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. Москва: Экзамен, 2007.
  14. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Москва,2002.

  Литература для детей:

  1. Зак А.З. Интеллектика 1,2,3,4 классы. Тетради для развития мыслительных способностей. Москва, 2009-2010.
  2. Языканова Е.В. Развивающие задания 1,2,3,4 классы. Москва: Экзамен, 2009-2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по изобразительному искусству для 1 класса

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, и...

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

МОдифицированная программа по английскому языку для дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙМОУ СОШ №71ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГО г. УФА...

Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"

Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе   авторской программы  кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...

Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

Модефицированная программа предшкольного образования  по учебно-методическому комплекту  Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подго­товки к школе дете...

Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...