Модифицированная программа "В мире логики"
презентация по теме
Программа составлена в соавторстве с учителем начальных классов ГОУ СОШ №661 Санкт-Петербурга. Данная программа может быть реализована в рамках кружка. Представлено тематическое планирование, планируемые результаты, методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
V_mire_logiki.doc | 95 КБ |
V_mire_logiki.ppt | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 661
Приморского района
«Согласовано» «Утверждено»
_____________________ ___________________
_____________________ ___________________
«____» ________20 г. «____» _______20 г.
Дополнительная образовательная программа
«В МИРЕ ЛОГИКИ»
учебная программа
для детей 7-10 лет
срок реализации 1 год
Составители:
Попова М.М. (педагог дополнительного образования)
Колпаченко И.М. (педагог дополнительного образования)
Санкт-Петербург
2010 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально- волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Развитие мышления в начальной школе – дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, дискуссией и инсайдом (выброс информации), осознанным и подсознательным. Очевидно, для этих целей не годится традиционный учебник.
Предлагаемая программа представляет собой игры и упражнения тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические качества ребёнка (память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, разные виды мышления) и личностную сферу ребёнка.
Направленность данной программы - способствовать формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.
Данный курс построен с опорой на основное требование стандартов нового поколения: обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), использование мультимедийных технологий, что и является его новизной.
Одним из требований стандартов второго поколения является оптимизация общекультурного, личностного и познавательного развития детей. Актуальность данной программы состоит в формировании способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, что позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Исходя из этого, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемый курс поможет школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на личностно- мотивационную сферу. Работая с заданиями, учитель имеет возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале курса выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце изучаемого курса учащиеся не только работают самостоятельно, но и сами могут создавать подобные задания и упражнения. Занятия по курсу построены так, что один вид деятельности сменяется другим - это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Данный курс развивающих занятий нацелен на решение творческих задач и интеллектуально – личностно – деятельностное развитие младших школьников. Отсюда вытекают следующие задачи:
- образовательные:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);
- развивающие:
- развитие логического, эвристического, творческого мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);
- развитие памяти (расширение объёма, формирования навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитее пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие личностной сферы;
- воспитательные:
- целенаправленное формирование общекультурной и гражданской личности;
- создание благоприятных условий для формирования коммуникативной компетентности и толерантного отношения к окружающим;
- формирование учебной мотивации.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она направлена не только на повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, но и с учётом требований новых стандартов способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), коммуникативной компетентности и толерантности младших школьников.
Программа условно разделена на 7 взаимосвязанных этапов и рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет. Срок реализации программы – один год. Программа может быть реализована в любом классе начальной школы. Содержание занятий в каждом классе будет отличаться типом и уровнем сложности используемых заданий и упражнений с учётом возрастных особенностей учащихся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, как факультатив или кружок,
по 30-40 минут.
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты: учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений, разовьют некоторые психические процессы (память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, разные виды мышления) и личностную сферу ребёнка, научатся решать учебно-практические задачи на основе универсальных учебных действий (УУД), повысят уровень коммуникативной компетентности и толерантного отношения к окружающим.
В качестве способа определения результативности программы предлагаются тестовые работы и соотнесение результатов тестирования с критериями сформированности умений. Умения рассматриваются по 6 направлениям:
I. Оперирование признаками предметов.
II. Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, ограничение, конкретизация.
III. Определения.
IV. Алгоритмы.
V. Классификация.
VI. Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства).
Программа составлена на основе следующих принципов:
- Обучение ведётся преимущественно на наглядно-действенной и наглядно-образной основе;
- Детям даётся не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений;
- Обучение ведётся на материале математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, а также на жизненном материале, знакомом учащимся;
- Уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается;
- Обучаясь, дети должны получать полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие;
- Работа на каждом занятии строиться так, чтобы её результатом было согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Итоги реализации программы подводятся в форме тестовых заданий для проверки умений учащихся и семинаров представлением учащимися презентаций по выбранной теме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов | |
на теорию | на практику | ||
1. | Вводная беседа. Знаю. Умею. Хочу знать. | 0,5ч. | 0,5ч. |
2. | Оперирование признаками предметов. | 1 | 8 |
3. | Описания и определения объектов. | 1 | 7 |
4. | Классификация объектов. | 1 | 4 |
5. | Систематизация, упорядочивание совокупности объектов. | 1 | 4 |
6. | Кванторы. | 0,5ч. | 0,5ч. |
7. | Умозаключения и доказательства. | 1 | 6 |
6часов | 30часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (36 часов)
- Вводная беседа. Знаю. Умею. Хочу знать.- 1 час.
В ходе беседы учащиеся выясняют свой уровень развития эвристического мышления, получают первоначальные представления о том, чем они будут заниматься, определяют цель занятий.
Даются задания различных типов: составление слов из букв предложенного слова, шарады, складывание фигур из отдельных элементов, просматривание закономерностей.
- Оперирование признаками предметов.- 9 часов.
Занятия №№2-10 посвящены в основном оперированию признаками предметов: выделению признаков, сравнению, установлению сходства и различия, распознаванию предметов по их признакам.
- Описания и определения объектов. – 8 часов.
На занятиях №№11-18 ученики получают представления об описаниях ( в том числе и алгоритмического типа) и определениях. Специальное внимание уделяется определениям через род и видовое отличие.
- Классификация объектов.- 5 часов.
Занятия №№19-23 посвящены различным формам систематизации материала: классификациям, сериациям, смешанным видам систематизации.
- Систематизация, упорядочивание совокупности объектов.- 5 часов.
- Кванторы.- 1 час.
В занятиях с №24 по №29 рассматриваются логические операции-конъюнкция (И), дизъюнкция (ИЛИ), отрицание, а также- кванторы общности и существования (ВСЕ и НЕКОТОРЫЕ).
- Умозаключения и доказательства.- 7 часов.
На занятиях №№30-34 закладываются первоначальные основы грамотного дедуктивного мышления: даются представления о логическом следовании, об основных формах дедуктивных умозаключений, об их инвариантности относительно конкретного содержания, о зависимости результатов логического вывода от правильности (по форме) рассуждения и истинности посылок; предлагаются задания на проведении е простейших доказательств и опровержений.
На последних занятиях №№35-36 учащимся предлагается поупражняться в решении логических задач.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Тема | Форма | Приёмы и методы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Вводная беседа. Знаю. Умею. Хочу знать (ЗУХ). | -беседа -коллективная -индивидуальная -мультимедийные образовательные продукты (МОП) | -анкетирование -кластер -наблюдение -исследование -программирование -наглядный | -набор геометрических фигур -таблица ЗУХ (маркировочная таблица) -flash game: Собери узор, Крестики-нолики. | Индивидуальное составление таблицы «Знаю. Умею. Хочу знать». |
2 | Оперирование признаками предметов. | -беседа -игра -инсценировка -групповая -парная -МОП | -анализ -синтез -наблюдение -наглядный | -набор каточек с буквами и числами -набор геометрических фигур -ребусы -палиндромы -анаграммы -графические диктанты - flash game: Рассели жильцов, Продолжи закономерность, Геометрические тела, Разноцветные шары. | -аукцион загадок -инсценирование |
3 | Описания и определения объектов. | -беседа -игра -коллективная -индивидуально-обособленная -парная -МОП | -алгоритм -аудиовизуальный -анализ -синтез -частично-поисковый (эвристический) | -фонотека -иллюстрации -географическая карта -стихи А.С.Пушкина -набор цифр -ребусы -шарады -набор геометрических фигур -план-сетка -муз.инструменты - flash game: Семафорная азбука, Построчный алгоритм «Как почистить ковёр», Пошаговый алгоритм «Как заварить чай», Алгоритм волшебного кубика. | -конкурс кроссвордов |
4 | Классификация объектов. | -беседа -групповая -парная -индивидуальная -МОП | -графический -алгоритмический -анализ -синтез -наблюдение | -набор геометрических фигур -календарь -толковый словарь -иллюстрации птиц, грибов, кустарников, продуктов, мебели, посуды -компас -набор каточек с цифрами -танграмм -пословицы -схемы классификаций - flash game: Соотнеси пословицу и значение, Восстанови текст, Играй и учись, Про фигуры. | -выставка работ «Геометрическая мозаика» (танграмм) |
5 | Систематизация, упорядочивание совокупности объектов. | -беседа -коллективная -групповая -МОП | -индукция -дедукция -графический -наблюдение -наглядный | -шифровки -лабиринты -породы собак -схемы разбора сущ., множеств и т.д. -набор каточек с числами -набор геометрических фигур -планы разборов -таблицы закономерностей - flash game: Угадай число, Выбор слов, обозн предмет, Восстанови значение выражения, Шифровальщик. | -книжка-малышка логических задач |
6 | Кванторы. | -беседа -игра -коллективная -индивидуальная -МОП и ЦОР | -индукция -дедукция | -кванторы общности и существования -набор геометрических фигур -таблицы погоды --flash game: Выбери верное утверждение, Можно или нельзя, «Невозможные» фигуры, «Квант» задачи на сообразительн. | Блеф -клуб |
7 | Умозаключения и доказательства. | -беседа -тесты -коллективная -индивидуальная | -индукция -дедукция -графический -тестирование -математический (обработка тестов) | -анаграммы -набор геометрических фигур -набор каточек с буквами и числами -таблицы-домики -схемы множеств и действий с ними -задачи-рассуждения -сюжетные картинки -тестовые задания - flash game: Взаимосвязь костюма климатических условий, Разумный мышонок, Магический квадрат, Подбор числа к рисунку. | -тестирование -коллоквиум |
Список использованной литературы
Литература для учителя:
- Савенков А.Н. Маленький исследователь. Как научить маленького школьника приобретать знания. Ярославль. Академия развития: Академия Холдинг; 2002.
- Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. Москва: Просвещение; 1983.
- Зинковский В.В. Психология детства. Москва; 1995.
- Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград: Учитель, 2010.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: кн. для учителя. Москва: Просвещение. 1994.
- Юдин Г.Н. Заниматика. Москва: Росмэн, 1995.
- Полникова М.Ю., Ивашова О.А. Литературные задачи по математике для 1-4классов. «Сколько вёсел у овцы?» Москва: Просвещение, 1995.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.
- Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Полякова А.В. Превращения слов. Книга для уч-ся начальных классов. Москва: Просвещение, 1991.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель,2009.
- Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе. Волгоград:Учитель,2009.
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. Москва: Экзамен, 2007.
- Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Москва,2002.
Литература для детей:
- Зак А.З. Интеллектика 1,2,3,4 классы. Тетради для развития мыслительных способностей. Москва, 2009-2010.
- Языканова Е.В. Развивающие задания 1,2,3,4 классы. Москва: Экзамен, 2009-2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по изобразительному искусству для 1 класса
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, и...
Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".
Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...
МОдифицированная программа по английскому языку для дошкольников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙМОУ СОШ №71ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГО г. УФА...
Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"
Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе авторской программы кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...
Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
Модефицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подготовки к школе дете...
Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...