Методические рекомендации для учителей и родителей "Развиваем логику"
методическая разработка (математика) по теме

 

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6–7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Предлагаемые игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_dlya_uchiteley_i_roditeley.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Методические рекомендации для учителей и родителей :«Развиваем логику»

Вступительное слово:

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6–7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Предлагаемые игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.

Игры на сравнение.

Археологические раскопки.

Вы с ребенком – «археологи». В классе, в груде газет вы «откопали» некий предмет и изучаете его для истории. По очереди выделяете свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами.

Пример:

  1. назови этот предмет (на раскопках обнаружен необычный флакон от духов мамы);
  2. сказать, зачем он нужен (для жидкости – фантазии – может быть принцесса наливала в него духи или масло);
  3. каковы его основные признаки: цвет, форма, размер (бесцветный, квадратный, небольшой);
  4. каков он на ощупь, на запах, на вкус (гладкий, без запаха, без вкуса);
  5. похож «на» (на коробочку (форма), на маленький телевизор (формой), на окно (стеклом));
  6. отличается «от» (коробочки – крышечкой, от телевизора – «не техника»);
  7. что случится, если его: бросить в воду (утонет), в огонь (не сгорит); ударить по нему (не разобьется), подбросить (упадет).

На «раскопках» могут быть обнаружены: монеты, «старинные пуговицы», пергаменты, зеркальце, предметы быта (ложки, вилки, чашки, тарелки) и т.д.

«Раскопки» можно устроить и в помещении под ковром, в шкафу – в вещах, на полу под обрывками старых газет.

Чем похожи и чем отличаются?

Игра направлена на развитие умения выделять в предметах признаки сходства и различия.

В группе с детьми каждый получает карточку с парой предметов: нужно назвать одно сходство и одно различие.

  1. дерево – куст
  2. джинсы – туфли
  3. роза – гвоздика
  4. медведь – кошка
  5. холодильник и пылесос
  6. книга – блокнот
  7. рыбы – птицы
  8. река – море
  9. человек – обезьяна

Задание можно усложнить. Кто придумает больше сходств и различий к своей паре – тот и победитель.

Найди вырезанные кусочки.

Можно из старых журналов вырезать квадратики, а ребенку предложить «загадать» страничку (важно, чтобы кроме «верного квадрата» из странички были 3–4 «неверных квадратов» из других страниц журнала).

Я знаю…

Эта словесная игра совершенствует конкретизацию понятий и координацию движений.

Ведущий задает малышу тему, а он, подбрасывая мяч, называет 5 названий по этой теме.

Например:

  1. Я знаю 5 названий городов – бьет рукой по мячу – Ростов–на–Дону –  раз, Волгоград – два, Москва – три, Воронеж – четыре, Сочи – пять..

Если вы одни с ребенком – можно называть как можно больше и поочередно.

Темы: мебель, посуда, фрукты, ягоды, овощи, одежда, обувь, транспорт, дорожные знаки, породы собак, птицы, рыбы, насекомые, звери из леса, кто живет с человеком, звери и птицы жарких стран, музыкальные инструменты, игрушки, геометрические фигуры, государства (страны), реки, дни недели, месяцы.

Усложнения: планеты солнечной системы, острова, столицы государств.

Назови одним словом.

Словесная игра на обобщение.

  1. шкаф, этажерка, тумбочка… (мебель)
  2. вилка, чашка, сахарница… (посуда)
  3. бананы, яблоки, груши… (фрукты)
  4. свекла, огурец, капуста… (овощи)
  5. майка, шарф, носки… (одежда)
  6. корабль, самолет, троллейбус… (транспорт)
  7. пудель, спаниель, мопс… (породы собак)
  8. ворона, голубь, сорока… (птицы)
  9. муха, шмель, комар… (насекомые)
  10. камбала, налим, карп… (рыбы)
  11. заяц, лось, белка… (звери из леса)
  12. свинья, корова, курица… (домашние животные)
  13. слон, бегемот, лев… (звери жарких стран)
  14. баян, труба, саксофон… (музыкальные инструменты)
  15. Украина, Россия, Швеция… (страны)
  16. Ростов, Уфа, Орск… (города)
  17. телевизор, миксер, кофеварка… (бытовые приборы)
  18. синий, красный, белый… (цвета)
  19. дуб, ясень, рябина… (деревья)
  20. кисель, сок, кофе… (напитки)
  21. юла, кукла, мяч… (игрушки)
  22. лыжи, ролики, коньки… (спортивный инвентарь)
  23. ручка, пенал, тетрадь… (школьные принадлежности, канцелярские товары)
  24. запад, юг, восток… (стороны света)

Вы называете три слова, которые относятся к одной группе, а ребенок называет их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках). Обобщение может состоять из нескольких слов.

В группе выигрывает тот, кто называет обобщающее слово быстрее.

Можно усложнить игру тем, что к каждому смысловому ряду ребенку предложить добавить 2–3 понятия, а после – обобщить.

Игры на «классификацию».

Подберите для игры картинки с изображением предметов четырех групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (3–4 карточки по теме) или другие темы.

Сюжет игры: в универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Ребенку, который играет роль продавца, предстоит трудная работа – разложить товар по отделам.

Подскажите ребенку, что всего должно получиться 4 отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из 2-х оставшихся отделов товары так же подходили друг другу, были чем-то похожи, чтобы их можно было назвать одним словом (овощи и фрукты – продукты; школьные принадлежности и музыкальные инструменты – вещи).

Часто проблемы в обучении связаны с несформированностью  у детей логического мышления, что ведет к определенным трудностям в усвоении навыков решения задач и счета, несформированность кисти ребенка ведет к трудностям каллиграфического написания, обучение гиперактивных  детей требует дополнительных занятий, направленных на формирование памяти и внимания. На нашем собрании вам будет предложена  систему  домашних занятий с детьми, которая представлена упражнениями и играми на развитие логики и формирование навыков счета, решение  логических задач.

Занятия на развитие логики и счета

Трудности в усвоении азов математики можно устранить путем систематических игровых занятий с отстающими детьми в группах сформированных по 4-5 человек.

Вам и вашим детям понравятся игры, которые направлены на развитие логического мышления, сравнения, обобщения, классификации и систематизации.

Играя, решая все задания, задачи и задачки, ваш  ребенок учится думать, что очень важно для творческого мышления и логического рассуждения. Желаем вам успехов.

Игры можно проводить на переменах, также после уроков, в группе продленного дня, а также дома с друзьями или в паре с ребенком и мамой или папой.  

Вступительное слово:

       Вот что писал в XX веке в «Психологических этюдах о математическом творчестве» замечательный ученый Анри Пуанкаре: «Мы скорее должны были бы удивляться, если бы это не являлось для нас столь обыденным: каким образом могут существовать люди, не способные к математике? Если математика бывает лишь к законам логики, доступным всякому зрелому уму, если ее очевидность основана на общих для всех людей принципах, которые никто не может отрицать…, то почему же существует мак много людей, совершенно не способных к ней? Что не все способны к открытиям, в этом нет ничего загадочного. Что не все могут удержать в памяти доказательство, когда-то выученное, еще допустимо. Но кажется изумительным, что не все могут понимать математические доказательства в момент их изложения. А между тем, большинство людей в состоянии лишь с трудом следить за этими доказательствами… Более того, как возможны заблуждения в математике? Здоровый ум не должен делать ошибок в логике; а между тем есть очень тонкие умы, которые не затрудняются в тех кратких рассуждениях, какие приходятся делать в обыденной жизни, и вместе с тем не обладают способностью следить или повторить без ошибки несколько длинные математические доказательства, представляющие, однако, из себя не что иное, как совокупность маленьких заключений, совершенно аналогичных тем, какие они делают так легко».

Практические рекомендации для учителей и родителей:

Когда и как?

Приучать к элементам логики нужно уже с 3–4 лет. Можно начать (собирать) со сборки пазлов. Когда малыш освоит 2–3 картинки, можно сложить все кусочки в один пакет. После, чтобы сложить какую-нибудь картинку, ребенку нужно будет поразмышлять, какой кусочек из имеющихся необходим. Здесь ему нужно помощь, подсказав, что нужно отбирать по фону картинки или по форме разрезов.

Детям 6–8 лет можно предложить разрезать страницу журнала (начинать с 6 частей) и сложить ее. Кода картинка сложена, разрежьте каждый кусочек пополам. Опять перемешайте. Красочно иллюстрированных журналов очень много, и картинки не надоедят вашему ребенку.

Игра «Третий – лишний»

Наборы слов: найди лишнее слово и объясни почему.

  1. Коза, корова, курица, лось

а) курица – птица

б) лось – на букву «л»

в) лось – дикое животное среди домашних.

Устный счет. Игра с обычным кубиком.

Возьмите обыкновенный игральный кубик, на гранях которого нанесены числа или точки от 1 до 6. его легко сделать самим из обычного детского кубика, лучше всего пластмассового, написав на его гранях или наклеив на них соответствующие числа.

Теперь, играем.

Кто больше?

Играют двое. Каждый кидает на стол кубик 3 раза подряд. Подсчитывается сумма очков на верхней грани. У кого набранных очков окажется больше, тот и победил. Важно, чтобы ребенок сам подсчитывал очки, как свои, так и ваши, и сам определял победителя.

«До 11-и»

Играют двое. Каждый кидает на стол кубик столько раз, сколько считает нужным, и при этом старается, чтобы сумма очков, выпавших на верхней грани, была как можно ближе к 11, но не превышала это число. При переборе засчитывается поражение. Бросать кубик можно столько раз, сколько каждый считает нужным. Кто ближе к 11, тот и победил.

Вместо 11 можно договориться о любом другом числе.

Игра с шарами.

Дети 6–7 лет. Пятеро играющих.

Поместить шарики в непрозрачный мешок. Все пятеро с закрытыми глазами достают и мешочка шарик и поднимают его над головой. Открыв глаза, дети видят все шарики, кроме своего. Каждый должен определить цвет своего шарика.

Игры с картами и домино.

Хорошими развивающими логику играми можно считать манипуляции с игральными картами из колоды в 52 листа. Отберите все тузы, двойки, тройки, четверки, пятерки и шестерки, тщательно перемешайте их и разложите рубашками вверх. Тузам присваивается значение 1, остальные карты оцениваются по своему номиналу. После этого можно играть в карты, аналогично играм с кубиком, т.е. до 11, 12, 13… , но вместо того, чтобы бросать кубик, надо наугад выбрать карты. Постепенно в игру добавляйте семерки, восьмерки, девятки и десятки, соответственно изменяя суммы, к которым надо стремиться.

Можно играть и «костяшками» домино. Надо наугад вытаскивать перевернутые рубашкой вниз «костяшки». Стоимость «костяшек» определяется суммой нанесенных на нее точек от 0 до 12 очков. С учетом этого следует определять суммы, к которым надо стремиться.

Логические задачки.

  1. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?
  2. Рома, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?
  3. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?
  4. Алеша, Слава, Валера катаются на велосипедах. Алеша ездит быстрее Славы, Слава ездит быстрее Валеры. Кто ездит медленнее всех? Кто ездит средне?
  5. Даша, Марьяна, Зоя играют на пианино. Даша играет лучше Марьяны, а Марьяна лучше Зои. Кто играет хуже всех? Кто играет лучше всех?
  6. Вадик, Миша, Юра собирают значки. У Вадика значков меньше, чем у Миши, а у Миши меньше, чем у Юры. У кого значков меньше всех? У кого значков больше всех?
  7. Дружили три девочки – катя, Таня, Маша. Катя училась лучше Тани. Таня училась лучше Маши. Кто из них учился лучше всех? Кто учился хуже всех?
  8. Денис, Иван и Антон разводят аквариумных рыбок. У Дениса рыбок меньше, чем у Ивана, а у Ивана меньше, чем у Антона. У кого рыбок меньше всего? У кого среднее количество рыбок?
  9. На детской площадке играют 3 девочки: Аня, Вика, Алиса. Аня прыгает через скакалку выше Вики, Вика – выше Алисы. Кто из них прыгает выше всех?
  10. Богдан, Никита, Остап решают задачки. Богдан решает задачи медленнее Никиты, а Никита – медленнее Остапа. Кто решает задачки быстрее всех? Кто решает медленнее всех?

Если ребенок затрудняется, можно «нарисовать» ответ и словесно перефразировать задачу. Например: «Богдан решает медленнее Никиты» – значит Богдан решает медленно, а Никита… быстро!»

Никита медленнее Остапа – значит, Остап решает быстрее Никиты задачи. Ответ находит ребенок – быстрый Остап, медлительный – Богдан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс

Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...

Методические рекомендации для учителя

В данной работе предлагается методика изучения готовности ребенка к школе....

Методические рекомендации для учителей и родителей. Критерии оценок .

Критерии оценок в начальной школе по русскому языку, математике, чтению....

"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов

В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...

Методические рекомендации для учителей

В помощь педагогу с разными категориями детей....

Методические рекомендации для учителей по использованию системно-деятельностного подхода.

Материал предназначен для учителей начальных классов. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться.  В рекомендациях  указаны необходимые условия для реализации системно-деятельнос...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки".

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки"....