Конспект обобщающего урока по внеклассному чтению
план-конспект урока (2 класс)
УчащУчащиеся продолжают знакомиться с жизнью и бытом ненецкого народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnoe_chtenie.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект обобщающего урока по внеклассному чтению
Планируемые результаты:
Образовательные | Воспитательные | Коррекционно-развивающие |
жизнью и бытом ненецкого народа.
данной теме, обогащать словарный запас учащихся на материале урока.
правильного и выразительного чтения.
текста по ролям.
коммуникации, развивать навыки ведения диалогической речи.
основу читательской и литературно-творческой деятельности учащихся.
учащихся составлять самостоятельные высказывания на основе личных впечатлений, используя опорные схемы и слова. |
к народам других национальностей).
родной природы, любви к родной природе.
творческой деятельности.
при ответе. |
материале урока.
материале урока.
произношении учащихся.
фантазию у учащихся. |
Оборудование урока:
1. Музыкальное сопровождение на уроке:
- песня «Увезу тебя я в Тундру» ансамбля «Самоцветы»;
- звуки животных (собака, волк, медведь).
2. Интерактивная доска с презентациями (см. приложения 1, 2, 3).
3. Карточки с отрывками из ненецких сказок.
4. Книжная выставка.
5. Куклы для кукольного спектакля.
Ход урока:
Этапы | Содержание |
I. Организация начала урока 1. Вопросы к уроку 2. Обрисовка сюжетной канвы, постановка проблемы 3. Задачи | Учитель: Ребята, какой сейчас урок? Ученик: Сейчас урок внеклассного чтения. Учитель: Артём, напомни ребятам, как надо работать на уроке? Ученик: На уроке надо стараться хорошо говорить, слушать ответы товарища, внимательно слушать учителя, исправлять ошибки товарища. Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок. Нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но ехать нам придётся очень далеко. Там всегда холодно, вокруг снег да лёд. Ребята, кто догадался, куда мы с вами отправимся? Ученик: Мы отправляемся в путешествие на Крайний Север. Учитель: Верно. Мы поедем на Крайний Север. Учитель: Сначала мы познакомимся с планом нашего путешествия. План 1. Беседа о народах Крайнего Севера и жителях ненецкого автономного округа. 2. Припоминание прочитанных ранее сказок. 3. Викторина по сказкам. 4. Презентация книжки-самоделки ««Как собака себе товарища искала» 5. Рассказ о перчаточном кукольном спектакле. 6. Презентация кукольного спектакля. |
II. Основная часть урока 1. Вводная беседа о народах России. | Учитель: Ребята, вспомните, какую большую тему мы изучаем? Ученик: Мы изучаем тему народы России. Учитель: Наша страна многонациональная. Как вы понимаете фразу: Россия – многонациональная страна. Ученик: В России живут разные народы, народы многих национальностей. Учитель: А как живут наши народы? Ученик: Народы России живут дружно, в мире, согласии. Учитель: Правильно, наши народы живут дружно, в мире и согласии, помогают друг другу. Учитель: Ребята, вспомните, какие народы живут в России? Ученик: В России живут коряки, русские, ненцы, якуты и т.д. Учитель: С народом, какой национальности мы познакомились на уроках развития речи? Ученик: На уроках развития речи мы узнали о ненцах. На уроках развития речи мы познакомились с ненцами. |
Беседа о жителях ненецкого автономного округа. а) рассматривание карты России б) рассматривание иллюстративного материала и беседа по его содержанию - северное сияние; - жилище ненцев; - передвижение на санях; - занятия ненцев; - национальная одежда ненцев.
ранее сказок
| Учитель: Ребята, вспомните, что означает слово «ненец»? Ученик: Слово «ненец» означает «человек». Учитель: Рассмотрим карту России. Наша страна Россия очень большая. Обратите внимание, эта небольшая часть России называется ненецкий автономный округ. Здесь и живут ненцы. А кто из вас догадался, что обозначает на карте красная точка. Ученик: Я думаю, что это наш город - Санкт-Петербург. Учитель: Это часть карты России, которая увеличена. На этой земле живут ненцы. Столица области, в которой живут ненцы – город Нарьян-Мар. Учитель: Рассмотрите внимательно картинки, подумайте и скажите, где живут ненцы? Ученик: Ненцы живут на Крайнем Севере. Учитель: На Крайнем Севере ночь длится полгода. Полгода – сколько месяцев? Ученик: Полгода – это 6 месяцев. Учитель: Представьте себе, 6 месяцев там продолжается ночь, нет солнца, всегда темно и очень холодно. Но зато на Крайнем Севере бывает самое красивое явление природы – это северное сияние. Рассмотрите картинки. Какое разное бывает северное сияние. Оно похоже на радугу, но бывает только зимой. Учитель: Вы, наверное, уже догадались, что остальные полгода, тоже 6 месяцев на Крайнем Севере – день, всегда светло. Но хоть солнце и светит, а летом всё равно прохладно. Учитель: Ребята, вспомните, как называется дом, где живут ненцы? Ученик: Дом, где живут ненцы, называется – чум Чум – это дом ненцев. Учитель: Как вы думаете, на что похож чум? Ученик: Чум похож на палатку. Чум похож на шалаш. Чум похож на шатёр. Учитель: Своё жилище ненцы покрывают оленьими шкурами, чтобы суровой зимой им не было холодно. Учитель: Ребята, зимой на Севере везде лежит снег, а летом на полях растёт трава, поэтому ненцам трудно проехать на машине. Ненцы передвигаются на специальных санях, которые называются нарты. Следующий вопрос учитель задаёт перед . Учитель: Как вы считаете, кого ненцы запрягают в нарты? Ученик: Я думаю, что в нарты запрягают оленей. Учитель: Верно. В нарты запрягают оленей и собак. Учитель: Ребята, рассмотрите внимательно картинки, подумайте и назовите основные занятия ненцев? Ученик: Основные занятия ненцев – оленеводство, рыболовство, охота. Учитель: Мы с вами вспомнили, что ненцы живут на Крайнем Севере. Узнали, что там всегда холодно, даже летом прохладно. Поэтому одежда у ненцев очень тёплая. Вспомните, как называется ненецкий костюм? Ученик: Ненецкий костюм называется малица. Учитель: Что такое малица? Ученик: Малица – это шуба, сшитая из оленьих шкур. Учитель: Правильно. Посмотрите на картинки. Вот это малица. Малица – красивая, тёплая шуба, расшитая яркими лентами и цветным мехом. Учитель: Ненцы любят историю своего народа. Долгими зимними вечерами ребята рисуют. Давайте рассмотрим рисунки ненецких детей. Что они изображают? Придумайте предложения по картинкам. Ученик: Ненцы едут на оленях. Мама шьёт малицу. Ученица: На картинке нарисованы малицы. Ребята нарисовали малицы. Олень ест траву. Учитель: А ещё ребята любят слушать сказки. Сказки рассказывают сказительницы. Посмотрите, какая сказительница пришла к нам в гости. Она тоже знает много интересных сказок и рассказов. Учитель: Какие ненецкие сказки вы читали? Ученики: Я читала ненецкую сказку «Кукушка» Я читал ненецкую сказку «Как медведь хвост потерял» Я читал ненецкую сказку «Медведь и заяц Тэваси» Я читала ненецкие сказки «Белый медведь и бурый медведь», «Три сына» Учитель: Перед вами на слайде обложки разных книг, в которых собраны ненецкие сказки и рассказы. Эти книги есть в нашей школьной библиотеке. Их можно взять и прочитать дома самостоятельно. |
4. Викторина по прочитанным сказкам | Учащиеся делятся на 2 команды. Учитель предлагает каждой команде по 2 отрывка из разных ненецких сказок. Ученики определяют, из каких сказок эти отрывки. Первый отрывок: «Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря. С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает». Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Ученик: Этот отрывок из сказки «Белый медведь и бурый медведь» Второй отрывок: «Жила бедная женщина. Было у нее трое сыновей. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать состарилась». Учитель: Как называется эта сказка? Ученик: Эта сказка называется «Три сына». Третий отрывок: «Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера» Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Ученик: Этот отрывок из сказки «Кукушка». Четвёртый отрывок: «Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те времена у медведя хвост пушистый да длинный был». Ученик: Эта сказка называется «Как медведь хвост потерял». Учитель: Ребята, вы молодцы. Наша гостья сказительница поняла, что вы любите читать и знаете много разных сказок. |
5. Презентация книжки-самоделки «Как собака себе товарища искала» (Книжка делается на уроках ППО) | Учитель: Какую сказку мы прочитали в классе? Ученик: В классе мы прочитали сказку «Как собака себе товарища искала» Учитель: Да, мы прочитали сказку, расширили её содержание, придумали новых героев и сделали книжку – самоделку. И сейчас Андрей представит вам нашу книжку. Ученик: Мы написали текст сказки и нарисовали рисунки. Сделали обложку и титульный лист. И у нас получилась вот какая интересная книжка. |
III. Организация окончания урока.
Оценка своей деятельности учениками | Учитель: Лера, спроси у зрителей, им понравился спектакль? Ученик: Вам понравился наш спектакль? Зрители: Вы молодцы. Нам очень понравился ваш спектакль. Вы выступали, как настоящие артисты. Учитель: Ребята, а вам понравилось быть актёрами и играть в спектакле, и самим делать кукол? Ученик: Мне очень понравилось делать куклу и играть спектакль. Было интересно работать вместе с ребятами. Мне захотелось ещё раз поставить свой кукольный спектакль. Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в школу. Мы будем продолжать изучать тему «Народы России» и поедем на экскурсию в Этнографический музей. Учитель: Ребята, я предлагаю написать небольшие высказывания о том, понравилась ли вам наше путешествие.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по внеклассному чтению на тему"Ох, уж эти басни!"
Урок построен с применением игровых и здоровьесберегающих технологий....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению
1.Тема Коммуникативные и эстетические возможности уроков литературного чтения. «Детство Тёмы. Н.Г. Гарин-Михайловский»2. УМК: Начальная школа XXI века3. Класс: 4 И4.Учитель: Адякина Надежд...
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 1класса " Сказки братьев Гримм"
Представляю собственную разработку открытого урока по внеклассному чтению для 1 класса " Сказки братьев Гримм"....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского.
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе .
Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе«Произведения К.И. Чуковского для детей». Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.Цели урока: 1).познакомить с т...
Конспект обобщающего урока по Литературному чтению по теме "Стихи русских поэтов"
В конспекте находится материал для обобщения и повторения материала о творчестве великих русских поэтов А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова, изученных в этом разделе....
Конспект обобщающего урока по литературному чтению по разделу «Поэтическая тетрадь».
УМК «Школа России»4 класс...